Этим летом могут произойти замены глав ряда сельских районов Самарской области. Согласно неофициальной информации, в администрации губернатора всерьёз присматриваются к главам Красноярского, Ставропольского, Волжского, а также Сергиевского районов. Все указанные территорий довольно крупные и, по сравнению с соседями, экономически развиты. Но в каждом из них есть и своя скандальная история. Главам каждой из этих территорий предстоит доказать лояльность новому главе региона или уйти. 

В Самарской области на сегодняшний день насчитывается 27 муниципальных районов и 12 городов. Ни один глава муниципалитета не избирается прямым всенародным голосованием. Таковы итоги реформы органов местного самоуправления в Самарской области, затеянной ещё при губернаторе Владимире Артякове и доведённой до печального логического конца Николаем Меркушкиным. Формально независимые от органов власти органы местного самоуправления фактически стали филиалами администрации губернатора и полностью потеряли какую-либо зависимость от избирателей. Даже депутаты собраний представителей в подавляющем большинстве муниципалитетов избираются либо по смешанной системе (частично по одномандатным округам, частично по партийным спискам), либо с использованием двухуровневой системы избрания, как депутаты Самарской городской думы, то есть без прямого участия избирателей. 

В такой системе ключевые решения принимаются в администрации Самарской области. И если каждого муниципального депутата (мундепа) не согласуют в областных чиновничьих кабинетах, то мэры городов, главы всех сельских районов, а также главы крупных поселений проходят неофициальное собеседование у так называемого куратора. В системе Николая Меркушкина таким куратором считался вице-губернатор Дмитрий Овчинников. В системе, выстраиваемой врио губернатора Дмитрием Азаровым, эти функции пока, как сообщают источники в Белом доме, распределены между несколькими чиновниками. Однако главные требования к муниципальным руководителям прежние – лояльность и исполнительность. 

На прошлой неделе источники в правительстве Самарской области сообщили «Засекину», что уже этим летом могут произойти кадровые перестановки по меньшей мере в четырех сельских районах губернии. Самых крупных, находящихся в непосредственной близости к Самаре и Тольятти, а также самых скандальных. Речь идет о Красноярском, Ставропольском, Волжском и Сергиевском районах. 

Самым странным выглядит появление в  этом неофициальном списке главы Волжского района Евгения Макридина. Его часто связывают с группой «Волгапромгаз», выходцем из которой является действующий врио губернатора Дмитрий Азаров. Однако, его биография с 2011 года, когда г-н Макридин успел поработать и в администрации Хворостянского, и главой Красноармейского, и, в конце концов, главой Волжского района говорит, скорее, о близости к любой власти. В его случае, в первую очередь к команде Николая Меркушкина. 

Волжский район – самый привлекательный с экономической точки зрения. Он окружает областную столицу, на его территории развиваются проекты застройки микрорайонов Южный город и Кошелев-проект, здесь самая дорогая земля для коттеджной застройки и коммерческой недвижимости. Но здесь же и скандальная история с возможным строительством крематория, которая вызывает противодействие со стороны  некоторых сил. Именно в Волжском районе находится прославившееся на всю Россию фальсификациями выборов поселение Рождествено, где также не без скандала проходила процедура назначения главы поселения.

Глава Красноярского района Михаил Белоусов, возглавивший район в 2016 году, занял этот пост, как принято считать, благодаря своему другу и соратнику по ЛДПР, депутату Госдумы Михаилу Дегтяреву. Тогда региональное отделение ЛДПР якобы разменяло свой «условно оппозиционный» настрой в отношении Николая Меркушкина и «Единой России» на выборах депутатов губдумы и госудумы на должность главы Красноярского района для Михаила Белоуслова. Кроме того, ранее г-н Белоуслов успел сослужить добрую службу Меркушкину, выступив его спойлером на выборах губернатора Самарской области в 2014 году. Теперь сохранение за г-ном Белоусовым кресла главы района может быть завязано на участие в выборах главы региона депутата госдумы Михаила Дегтярева. Его участие якобы может создать некую видимость конкуренции на выборах в сентябре этого года. Сейчас, судя по всему, с Михаилом Дегтяревым ведутся переговоры. Учитывая, что его политическая биография во многом связана с группой бизнесменов Владимира Аветисяна и Олега Дьяченко, общий язык может быть найден. Но какой будет цена? Лишь сохранение текущих позиций главы сельского района для друга Дегтярева или, к примеру, его переход на какую-либо министерскую должность в новом региональном правительстве? 

Возглавляющий с апреля 2016 года Ставропольский район Валерий Анисимов демонстрировал предельную преданность прежнему главе региона Николаю Меркушкину, чей этап правления, согласно посланию врио губернатора Дмитрия Азарова депутатам губдумы и народу Самарской области, почти официально считается временем стагнации и деградации. Учитывая скандалы вокруг мусорных полигонов, а также привлекательность территории для многих групп влияния из-за близости к Тольятти, его смена может произойти довольно быстро. Впрочем, может рассматриваться и вариант смены его ключевых заместителей. Однако для этого, по всей видимости, потребуются аргументы (возможно, в виде принятия определенных решений) в пользу безоговорочной преданности новой команде. 

Что касается главы Сергиевского района Алексея Веселова, то поводом для кадрового решения может послужить неразрешенная ситуация с Сергиевской птицефабрикой и попытка ослабить влияние семьи бывшего главы района Анатолия Шипицина, ставленником которого г-н Веселов является. Немаловажно, что семья Шипициных является серьезным игроком на рынке господрядов на дорожное строительство в Самарской области и некоторых других регионах. Эта ситуация устраивает далеко не всех. В числе недовольных якобы оказались структуры, близкие к членам команды нового главы региона. 

Максим Уэбер