Центральный окружной военный суд в Самаре признал самарского либертарианца и джазового саксофониста с инвалидностью Андрея Шабанова (внесён в список террористов и экстремистов) виновным в «пропаганде терроризма в интернете» и «публичных призывах к деятельности против безопасности государства». Вечером 5 февраля 2025 года судья Дмитрий Ананьев зачитал приговор музыканту. Либертарианца приговорили к шести годам колонии общего режима за пост в соцсети. Преподавателю музыки запретили три года администрировать сайты. Содержание в СИЗО ему учли как «день за день».
Саксофониста признали виновным по двум тяжким статьям: публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ) и публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации (п.в ч. 2 ст. 280.4 УК РФ). По первой статье ему присудили 5 лет 6 месяцев лишения свободы с лишением права администрировать сайты и каналы с использованием сети Интернет на срок два года. По второй статье его осудили на три года шесть месяцев с лишением права администрировать сайты и каналы с использованием сети Интернет на срок два года. Окончательное наказание Шабанову установили путём частичного сложения назначенных наказаний, приговорив к лишению свободы на шесть лет в исправительной колонии общего режима с лишением права администрировать сайты и каналы с использованием сети Интернет на срок три года. В срок отбывания наказания зачислили срок содержания Шабанова под стражей с 5 апреля 2024 года из расчёта один день содержания под стражей за один день лишения свободы. Шабанова до вступления приговора в силу будут содержать в СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области. Арест на имущество и денежные средства на вкладе Андрея будет отменён при вступлении приговора в законную силу. Мобильный телефон музыканта как средство совершения преступления должны уничтожить.
Государственными обвинителями выступили старшие помощники прокурора Самарской области Михаил Королёв и Иван Рагуля.
По версии следствия, разместив публикацию на Facebook [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)] [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)](принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной), саксофонист призвал бороться против действующей власти и президента, в том числе путём финансовой поддержки ВСУ и диверсий.
Андрей Шабанов — инвалид второй группы. Мужчина страдает псориазом и псориатическим анклозирующим спондилоартритом — кожным заболеванием, которое поражает суставы. Ему требуется постоянная медпомощь и наблюдение врачей, чего в условиях нахождения в СИЗО он лишён. За время под арестом здоровье музыканта сильно ухудшилось.
В конце января 2025 года гособвинение запросило для 44-летнего Шабанова восемь лет лишения свободы. Отягчающим обстоятельством было названо «совершение преступления в целях пропаганды терроризма, оправдания и поддержки терроризма». Прокурор запросил Шабанову восемь лет колонии общего режима и запретить ему администрировать сайты, сохранить арест счетов Шабанова и уничтожить его телефон. Содержание в СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области гособвинение попросило учесть как «день за полтора».
Защита попросила суд назначить Андрею штраф, учитывая его положительные характеристики, инвалидность Шабанова и его матери, признание им вины и раскаяние, многочисленные благодарности региональных властей, участие музыканта в благотворительности.
Мать ученика, с которым занимался Андрей, 13 ноября рассказала в суде, что тот отказался от оплаты за занятия (даже от компенсации за проезд) и дал возможность её сыну окунуться в мир музыки, обучив мальчика игре сразу на нескольких инструментах — саксофоне, гитаре и блок-флейте.
В ноябре Шабанов заявил в суде, что полностью признаёт вину и раскаивается в содеянном.
Музыкант ранее попадал в поле зрения силовиков.
В 2020 году во время проведения онлайн-акции «Бессмертный полк» Шабанов загрузил на сайт фото Адольфа Гитлера, указав в качестве имени «Михаил Алоисович Егерьский». Изображение не прошло модерацию и его никто не увидел, однако это стало поводом для возбуждения уголовного дела против Шабанова о «реабилитации нацизма». Кроме этого, Шабанову также вменили публикацию нескольких постов во «ВКонтакте», в которых он писал, что Россия «сошла с ума» и рассуждал о «победобесии».
В суде саксофонист утверждал, что негативно относится и к Гитлеру, и к фашизму, и к нацизму. Свои поступки он объяснял критическим отношением к власти и апеллировал к тому, что историческую память используют в пропагандистских целях. Шабанов объяснял, что его действие — не выражение симпатии к нацизму и личности ефрейтора Шикельгрубера, в частности, а лишь реакция на претящие ему общественные процессы. Он говорил, что в современном российском обществе происходит «фашистизация». Современный способ празднования Дня Победы он описал как: «Милитаризация, реваншизм, весь пафос. Детишек одевают в военную форму, ходят с мертвыми людьми, а после этого зомби-апокалипсиса идет парад машин, которые предназначены убивать людей, причем массово».
Администраторы «Бессмертного полка» тогда вычистили около 20 тыс. анкет с портретами нацистских деятелей. Кроме Андрея Шабанова уголовные дела также возбудили против нескольких человек из других городов. Самарский областной суд оштрафовал Шабанова на 60 тыс. рублей.
В конце марта 2024 года Андрей пропал. Шабанов ночевал у друзей. С утра 22 марта он ушёл и перестал выходить на связь. Его телефон был отключён. Накануне, 21 марта, в квартиру музыканта и его матери-пенсионерки в Самаре пришли полицейские с обыском. По словам матери Андрея, силовики искали взрывчатку, которую в итоге не нашли. Полицейские, воспользовавшись компьютером матери музыканта, вошли в его аккаунт в соцсетях и якобы нашли что-то запрещённое. После чего пригласили двух соседок в качестве понятых. Компьютер изъяли, сообщив маме Андрея, что это необходимо Следственному комитету. Матери заявили, что знают, где Андрей, но не скажут. Позже выяснилось, что Шабанов находится в спецприёмнике на улице Профильной, 49. Там он пробыл около двух недель.
Музыкант 4 апреля должен был выйти из спецприёмника. Однако саксофониста задержали сотрудники УФСБ России по Самарской области. Силовики расспрашивали Андрея Шабанова около десяти часов и предъявили ему обвинение в призывах к терроризму в интернете. На следующее утро, 5 апреля, Шабанова отвезли в Самарский районный суд, который арестовал либертарианца.
Самарского музыканта внесли в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга до обвинительного приговора суда. Информация об этом появилась на сайте федеральной службы 22 апреля.
Арест саксофонисту, несмотря на его тяжёлое состояние, судья Дмитрий Ананьев продлевал несколько раз.
Медосвидетельствование самарского музыканта 3 декабря 2024 года провела комиссия в больнице им. Середавина. Медики не обнаружили заболеваний, препятствующих содержанию инвалида под стражей. Врачи лишь выдали ему сильнодействующие лекарства, которые принесли музыканту временное облегчение. Медзаключение, на которое так надеялся музыкант, передали ему и адвокату на судебном заседании только спустя 22 дня после обследования.
На заседании в декабре старший помощник прокурора Самарской области Иван Рагуля ходатайствовал о продлении меры пресечения музыканту на три месяца. Основаниями он назвал то, что документов о наличии заболеваний, препятствующих содержанию под стражей Шабанова, у суда нет, а также то, что музыкант может оказать давление на недопрошенных свидетелей и скрыться от суда.
Как заявил в суде адвокат музыканта Владимир Красиков, доводы гособвинителя не имеют под собой оснований. Каких-либо доказательств этому не представлено. Проживает Шабанов с матерью-инвалидом первой группы, чтобы ухаживать за ней, несмотря на то, что он сам инвалид. Кроме того, адвокат обратил внимание суда на то, что в рамках предварительного следствия в отношении Андрея проводилась судмедицинская экспертиза. По её итогам в заключении имелось заболевание, препятствующее содержанию под стражей. Состояние Шабанова ухудшилось, что видно невооружённым глазом даже без проведения необходимых исследований. Как указал адвокат, заключение от 3 декабря спустя 22 дня уже являлось фактически ничтожным. Тяжесть течения заболеваний Шабанова постоянно изменяется. Раны месяц назад имелись, но не «махрились», как сейчас. Адвокат просил избрать Шабанову более мягкую меру пресечения — запрет определённых действий и домашний арест. Андрей попросил судью отпустить подсудимого на лечение в больницу, где он стоит на учёте уже почти 20 лет, чтобы не продлевать его муки и разрушение его суставов, спасти пальцы музыканта. Однако Дмитрий Ананьев принял решение оставить саксофониста под стражей.
Музыканту не давали звонить матери. Звонки разрешили лишь после визита к Андрею уполномоченного по правам человека в Самарской области Ольги Гальцовой. Омбудсмен посетила арестанта, получив большое количество направленных в её адрес обращений о ситуации с Андреем.
Из-за отсутствия необходимого лечения у музыканта разрушаются суставы. По его словам, он «гниёт заживо». На коже у саксофониста нарывы. У мужчины болят также кости, шея, позвоночник и тазобедренный сустав. У музыканта сильно распух палец левой руки в районе сустава, под кожей скапливается жидкость. Палец сгибается только наполовину и начинает искривляться. Это следствие болезни Андрея (спондилит), и есть риск, что, если ничего не делать, то палец может необратимо деформироваться. Музыкант может потерять возможность играть на инструменте.
Андрей жаловался на то, что должным образом медпомощь ему не оказывают. Необходимые лекарства передать мужчине разрешили лишь в середине ноября.
До этого музыкант страдал от постоянных болей во время сна из-за неудобного спального места. Прутья кровати впивались ему в больной позвоночник. В ноябре ему, наконец, выдали матрас. На судебном заседании в августе 2024 года музыкант воскликнул, что «его убивают заживо».
В декабре 2024 года по делу самарского либертарианца допросили свидетеля обвинения – Елену Бородину. Она сказала 11 декабря, что случайно наткнулась на страницу Андрея на Facebook (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной) и увидела множество текстов и изображений, которые она посчитала «дискредитирующими». На большинство уточняющих вопросов Бородина отвечала общими фразами или говорила, что не помнит. Даже когда ей предъявили распечатки постов, свидетель затруднилась сказать, какие из них вызвали её недовольство. В итоге обвинитель зачитал её же показания, данные на следствии.
На заседании 29 января музыкант пояснил, что опубликовал свой пост из-за «всплеска эмоций после прочтения в новостной ленте о ракетном ударе по Одессе». Также он заявил, что категорически не поддерживает действия РДК, [Признан(а/о) террористической на территории РФ и запрещен(а/о)] ВСУ и легиона «Свобода России» (признан в РФ террористической организацией и запрещён).
На заседание в тот день не явился основной свидетель, на показаниях которого строится дело — Роман Балaндин. Оперативник ФСБ отсутствовал, поскольку «находится в длительной командировке». Согласно его показаниям, Андрей Шабанов «имел в социальной сети Facebook (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной) 8 друзей» и написал публичный пост, «который прочитало не менее двух человек».
На свободе Шабанов ухаживал за матерью с инвалидностью Ольгой Медведевой. Много лет они жили в аварийном бараке на окраине Самары. У матери Шабанова заболевание, которое требует постоянного врачебного наблюдения и лечения. Это озвучивалось во время судебного заседания, однако Шабанова всё равно отправили под арест и приговорили к реальному сроку. В своём последнем слове 5 февраля Андрей просил при решении о вынесении приговора учесть, что у него на иждивении находится единственный родственник – его мать, которая является инвалидом первой группы. Кроме Андрея у неё никого нет. Музыкант заявил, что «осознал свой непатриотичный поступок, считает себя виновным перед государством и народом России, в чём раскаивается и зарекается: впредь такого не повторится».
В интервью RusNews мать Андрея рассказала, что, каждый раз идя на суд, ждала, что её сына отпустят под домашний арест ввиду тяжелого заболевания позвоночника. Но все ходатайства отклонялись.
Конечно, я бы хотела, чтобы был штраф и чтобы он был отпущен. Это был бы щадящий самый приговор. Но, читая публикации, по этим статьям приговор может быть и очень суровый. <...> Просто необратимые в организме процессы пойдут и уже, по-видимому, пошли. Там ведь никто ни анализы, ничего не делает, мы спустя полгода только смогли доставлять ему лекарства. Нас просто путали, мы не знали, что делать, как это всё делать, — волнуется за сына Ольга Медведева.
Заявления Андрея на передачу ему медикаментов не подписывали несколько раз и лекарства ему передать не могли.
Мать саксофониста рассказала, что в камере у Андрея нет холодильника.
Продукты не можем приносить на промежуток времени большой, потому что всё портится. И они завязывают в мешочки и спускают в бачок от унитаза. Хотя в больших камерах предусмотрены холодильники, — поделилась женщина подробностями об условиях содержания Андрея.
Камера, где находится музыкант, на двух человек. С ним вместе поместили арестанта, страдающего онкологией четвёртой стадии.
В середине января в их камере появился небольшой телевизор как окошко в мир.
Ольга Медведева надеялась, что судья учтёт осознание вины Андреем и то, что у музыканта и у его матери инвалидность.
Но пока ведь не давали нам разрешение на браслеты. Чтобы всё-таки был бы дом, и это всё-таки было бы диетическое питание, лечение, какое-то. Ну, во-первых, свежий воздух, окна, а там ничего. <...> Двигательной активности никакой. Потому что их не выпускают. Я ходила к начальнику СИЗО и каждый раз высказывала вот такую проблему, что мой сын не может быть без движения. У него костенеют все суставы, руки опухают, надо ходить, надо активно двигаться, — переживает мать Шабанова.
По её словам, в СИЗО обещали выводить Шабанова, но не выводят, так как учреждение испытывает недостаток в сотрудниках.
Не хватает тех, кто бы выводил моего Андрея, других людей гулять, — рассказала Ольга Медведева.
Защита планирует обжаловать приговор Андрею Шабанову.
Отправить письмо Андрею Шабанову можно через Зонателеком (Шабанов Андрей Александрович 05.10.1980 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области), а также по адресу: 443022, Самарская обл., г. Самара, Садовый пр-д, д. 22.
Екатерина Сильмэ
Комментарии (0)
Оставить комментарий