Служителям Фемиды поступил ряд исков из-за аварий на дорогах Самарской области. Судя по списку ответчиков, некоторые происшествия могут быть связаны со знаменитой дорогой «Обход Тольятти».

Так, судья Октябрьского района Самары Ирина Федорова должна рассмотреть иски граждан Лушина и Чуркина о возмещении ущерба от ДТП. Ответчиком выступает министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области. А третьими лицами — АО «Балтийская строительная компания — СПб» и ХП «Концессионная компания «Обход Тольятти».

- Хозяйственное партнерство «Концессионная компания «Обход Тольятти» создано в 2019 году в Москве. 16 октября 2019 года между Самарской областью и партнерством заключено концессионное соглашение о создании и эксплуатации платной автомобильной дороги «Строительство обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай»» категории I Б, протяженностью 99,3 км и сроком на 20 лет. В 2019-2020 годах проведен весь комплекс проектно-изыскательских работ и получены положительные заключения государственной экспертизы. В 2019 году начались строительно-монтажные работы по строительству автомобильной дороги и уникального моста через р. Волга протяженностью 3 670 м. Строительство планируется завершить в 2023 году, — указано на сайте подрядчика — ГК «Автобан».

По заявлению премьер-министра РФ Михаила Мишустина, весь этот проект должен стать самым масштабным строительство страны на три-четыре года.

Но в сентябре 2021 года начальник ГУ МВД по Самарской области Александр Винников написал губернатору Дмитрию Азарову о том, что КАМАЗы, которые везут стройматериалы на строительство Климовского моста, разрушили уже имевшиеся в регионе дороги, а подрядчик не приводит их в порядок. По разрушенным дорогам проходят школьные маршруты, по которым едут автобусы с детьми. Глава областной полиции заявил, что маршруты стали опасны.

Позже проверку по сообщениям о разбитых дорогах у Климовского моста провели представители прокуратуры. По итогу следователи возбудили уголовное дело о халатности чиновников. По данным депутата Госдумы Александра Хинштейна, это уголовное дело стало четвертым по счету, «которое за последнее время было возбуждено по факту противоправных действий руководителей Самарского Минтранса». Вскоре после возбуждения уголовного дела должность покинул замминистра транспорта Самарской области Андрей Спиридонов. Блогеры пророчат и уход с должности министра транспорта Самарской области Ивана Пивкина, но пока никаких официальных заявлений об этом не было.

Судам предстоит разобраться и с жалобами автовладельцев из-за ДТП в Самаре. Например, гражданин Шарафутдинов подал иск о возмещении ущерба от ДТП к Минтрансу, МП «Благоустройство», ООО «Самарадормаш», третьим лицом выступает ООО «СамараТрансСтрой».

Судя по решениям судов, у автовладельцев есть хорошие перспективы взыскать ущерб с подрядчиков и чиновников. Например, 3 марта этого года судья Татьяна Орлова вынесла решение в пользу мужчины по фамилии Малыгин по иску к Минтрансу. Автовладелец повредил машину на дороге «Сызрань — Шигоны — Волжский Утес».

- Малыгин обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что он, управляя автомобилем, принадлежащим ему на праве личной собственности, на 23 км участка автодороги «Урал - Шигоны» совершил наезд на препятствие — яму, размерами 2,4м. х 2.21 м., глубиной 8 см. В результате автомобиль получил следующие механические повреждения: пробиты правые передние и задние колеса, правая противотуманная фара, крепление бампера, возможны скрытые повреждения. Факт ДТП и повреждения автомобиля зафиксированы сотрудниками ДПС, — указано в решении суда.

С Минтранса требовали взыскать около 300 тысяч рублей.

- Суд приходит к выводу, что причиной ДТП стало не выполнение ответчиком требований по обеспечению безопасности дорожного движения. Участок дороги, где произошло ДТП, находится в собственности Самарской области, что подтверждается материалами дела, то есть обязанность по содержанию данного участка, в том числе асфальтового полотна, лежит на министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, — указано в решении.

В итоге иск Малыгина удовлетворили частично — с Минтранса взыскали часть ущерба от ДТП.

По словам юристов, есть много шансов взыскать в суде ущерб из-за ДТП на плохой дороге. Но бывают и казусы.

- Например, есть новая практика, когда сотрудники ГИБДД, не исключено, что и по согласованию с чиновниками, указывают при оформлении ДТП из-за ямы на дороге, что водитель попал в яму просто потому, что не выбрал безопасную скорость. Хотя скорость никто не устанавливал. Эту пометку о скорости важно вовремя заметить и обжаловать в суде. Суд с большой вероятностью отменит определение и ущерб за ДТП с чиновников можно будет взыскать, - прокомментировал известный самарский юрист Михаил Левша.

Ксения Штефан