В Самаре решили благоустроить «Самарский завод клапанов». Причем это решение, весьма расплывчатое, было единственным, к которому пришли сегодня, 12 июля, на выездном совещании. 

Пока недовольная общественность просит провести на территории бывшего завода раскопки, собственник земли, известный бизнесмен, депутат Госдумы первого созыва Алексей Леушкин говорит, что и не препятствовал изысканиям. Кроме того, по его словам, он сам имеет историческое образование и понимает значимость территории для развития туристического бизнеса. 

Однако архитекторы и археологи Леушкину не доверяют и говорят о том, что он очень небрежно проводит расчистку территории, на которой хочет что-то построить, что вредит историческому слою земли. 

В доказательство своих слов они готовы предоставить видеозапись с квадрокоптера, где запечатлено разрушение старых зданий, которые построили в советское время. 

На этот аргумент бизнесмен иронично заявил, что, мол, «за такие дела можно и по статье привлечь». 

Однако общественники напомнили, что у них было разрешения от администрации города на полет и еще раз акцентировали внимание на том, что на месте развалин должно быть социально-культурное место.

— Анализ всех археологических работ показывает, что на территории завода клапанов стояла построенная князем Григорием Засекиным в 1586 году крепость. Это доказывают и картографические материалы XVIII-XIX веков. Место, где сгорела крепость Засекина, расчистили. И таким печальным образом сформировалась самая первая городская Хлебная площадь. Но пока археологические работы не проведены, говорить о ценности территории очень сложно, — рассказал заведующий научно-исследовательской археологической лабораторией Самарского университета Сергей Зубов.

Кстати, идей для будущего использования пространства нашлось много. Например, построить сквер и продлить через этот участок улицу Алексея Толстого таким образом, чтобы она доходила до Волги. Или, к примеру, разместить здесь исторический парк. 

Одна из участниц встречи, молодая девушка-магистр, предложила просто положить на землю доски и из исторического места сделать обычное прогулочное с табличками о том «как тут было». Кроме того, по ее мнению, на этой площади можно возвести ремесленные мастерские и центры для проведения лекций.

В ответ ей намекнули, что привязки-то к месту, кроме однобоких табличек, нет. А ее предложение можно реализовать на другой площадке. Убедить присутствующих в ценности идеи ей все-таки не удалось.

Присутствующий на выезде советник директора Росгвардии и кандидат в депутаты Госдумы Александр Хинштейн сказал, что несмотря на то, что предложений много, каждое из них стоит рассмотреть детально, и условился встретиться с архитекторами на следующей неделе. Им предстоит не только объяснить свою идею, но и показать визуализацию. 

Кстати, общение с собственником он обещал взять полностью на себя, ссылаясь на прошлые опыт и практику. Похоже, бывший и, возможно, будущий народный избранник словам Леушкина поверил. 

— Собственник земли — профессиональный историк. Будем исходить из того, что он сам хочет вовлечь эту землю в историко-культурный оборот, а мы ему поможем,– сказал Александр Хинштейн.

Самара, к слову, не отличается излишне трепетным отношением к исторически значимым территориям. К примеру, полупустой ТРК «Гудок» Виктора Суркова стоит на месте Всесвятского кладбища, где похоронены матери Фёдора Шаляпина и Алексея Толстого, основатель Самарского земства Андрей Хардин, художник и меценат Константин Головкин и многие другие выдающиеся самарцы. Так что Алексей Леушкин не сильно выпадает из тренда…

Если в результате переговоров г-н Леушкин согласится отказаться от коммерческого использования земли и решит остановиться на «благоустройстве», мемориальных табличках или отдаст городу территоию завода для продолжения улицы Алексея Толстого, то закономерным станет вопрос: что власти пообещают бизнесмену и, вероятно, дадут взамен? Вопрос на сегодняшний день открытый.

О конфликте общественников и владельца земли под бывшим клапанным заводом Алексеем Леушкиным Засекин.Ру подробно писал в апреле. Градозащитники заявляли, что бизнесмен сносит старые корпуса и собирается на свое усмотрение «модернизировать» городскую среду. 

Ева Терская