Суд Самарской области 28 января вынес решение по уголовному делу экс-заместителя начальника отдела полиции Куйбышевского района Самары Ивана Нещадимова. Он является братом теперь уже бывшего начальника центра по противодействию экстремизму Самарской области Вадима Нещадимова. У Ивана также есть старенькие родители, двое детей и супруга, которая сидела в декрете с младенцем на момент задержания Ивана.

Напомним, по версии следствия, Иван Нещадимов требовал деньги за беспрепятственную работу от представителей ООО «Самарастройснаб». Сначала разговор шел с Маратом Багдасаровым, позже он познакомил Ивана с руководителем организации Андреем Епишевым. Нещадимову вменяли требование 200 тысяч рублей в месяц за беспрепятственный вывоз песка из Самарского Заречья. Отдавал деньги во время оперативного эксперимента, по версии следствия, друг Нещадимова по фамилии Найденков. Судья Самарского района Дмитрий Дерунов приговорил Нещадимова по статье 290 УК РФ «Получение взятки» к семи годам колонии строгого режима со штрафом в шесть миллионов рублей. Апелляционная инстанция приговор сначала утвердила. А кассационная — отправила на новое рассмотрение в апелляцию.

В уголовном деле Нещадимова, по версии адвокатов, много несостыковок. Так, почему-то нет видеосъемки задержания Нещадимова. Есть только свидетельские показания, которые разнятся, и фотографии, к которым возникли многочисленные вопросы.

- Никаких денег я не брал и не собирался брать. В материалах дела указано, что у меня светится левый карман шорт, но левая рука у меня на момент задержания была в гипсе - я не мог взять деньги ей, - говорил Иван Нещадимов.

Его защитники рассказывают и про другие странности в деле. Например, соседка сообщает, что Ивана задержали, когда он только вышел из подъезда и даже не дошёл до знакомых, которые, по версии обвинения, должны были отдать взятку.

Также защитники заявляют, что все началось с хищения 500 млн рублей из «АктивКапиталБанка». В похищении денег подозревали бизнесмена Солдатова. Бывший сотрудник ФСБ, чья жена, Диляра Селезнева, работала в «АктивКапиталБанке», якобы был зол на Солдатова. Из-за этого некоторые его коллеги из федеральной службы безопасности будто бы просили Вадима Нещадимова сфабриковать дело в отношении Солдатова об убийстве им собственной жены. Вадим Нещадимов отказался. Тогда, мол, решили отомстить и отправить за решетку его брата Ивана.

На последних заседаниях в областном суде много вопросов было к фотографиям с оперативного эксперимента. На размещенном на официальном сайте управления Следственного комитета РФ по Самарской области фото светится под действием специальной лампы и спецвещества не тот карман шорт. Оказалось, что фотографии появились на официальном сайте управления Следственного комитета РФ по Самарской области таинственным образом. Фотографии размещала сотрудница ведомства по связям со СМИ Елена Пряничникова. Она сказала, что получила все материалы для размещения на сайте от следователя или руководителя отдела или его заместителя. Следователь Артем Плотников 28 января 2022 года заявил, что это он передавал Пряничниковой материалы по делу Нещадимова для публикации на сайте. Но вот фото не передавал. А больше никто из следственного управления не мог передать, так как дело лежало у него в сейфе.

- Практики предоставления для публикации фото и видеоматериалов нет, — заявил Плотников.

Плотников также сказал, что ему из ФСБ поступила фототаблица с черно-белыми фотографиями с места задержания. Цветных фото у него не было, так как он «не участник оперативно-розыскных мероприятий». А на сайте фото цветные.

- Если б даже Пряничникова попросила у меня фото - они б ей не могли быть предоставлены, чтоб не произошло разглашения данных предварительного расследования. Я мог дать текстовку какую-то только Пряничниковой, — сообщил суду следователь Плотников.

В итоге суду не удалось раскрыть тайну появления на официальном сайте управления Следственного комитета РФ по Самарской области загадочных фото с места задержания Ивана Нещадимова.

Дальше слово взяла представитель прокуратуры по фамилии Смирнова.

Она сказала, что «нельзя согласиться с жалобами на фальсификацию ОРМ», а также нельзя согласиться «с доводами о провокации со стороны сотрудников ФСБ». Кроме того, она заявила, что Нещадимов «взял деньги в руку и положил в карман - это подтверждено показаниями Найденкова и актом наблюдения».

Гособвинитель высказалась и насчет фотографий на официальном сайте управления Следственного комитета по Самарской области.

- Фото с сайта нельзя принять во внимание, так как их невозможно идентифицировать с местом и временем, где они сделаны, — заявила представитель прокуратуры.

Гособвинитель попросила оставить приговор Нещадимову без изменения.

- Становится ещё обиднее за то, что все добытые доказательства стороны защиты ставятся под сомнение. А все расплывчатые доказательства обвинения принимаются, — заявила в свою очередь адвокат Нещадимова Анна Давыдова.

По ее версии, деньги Нещадимову сначала подбросили в один карман, потом, увидев, что его рука в гипсе, переложили в другой. Отсюда, мол, и следы вещества, которым обрабатывали деньги перед оперативным экспериментом, в двух карманах. Также по словам защитника, «ситуация пошла не так, как хотели сотрудники ФСБ», а засовывал в карман Нещадимова деньги сотрудник ФСБ по фамилии Кузнецов. По мнению адвоката, фотографии с сайта управления Следственного комитета по Самарской области — все-таки официальные фотографии, так как ранее свидетель Пряничникова заявила, что такие материалы «согласовывают с Москвой».

Кроме того, адвокат Анна Давыдова сказала, что видео задержания все-таки есть. Это видео с камеры наблюдения во дворе. И оно могло бы доказать, что Нещадимову взятку подкинули. Но суд во внимание это видео не принимает, так как там сбито время (ровно на час), хотя установить время можно, восстанавливая хронологию событий этого дня.

- Вина Нещадимова не доказана. Допущено и серьезнейшее процессуальное нарушение. Судья, находясь в совещательной комнате, заложил в приговор сведения, явно свидетельствующие о том, что Нещадимову продлён срок содержания под стражей. Это нарушение тайны совещательной комнаты, — сказала адвокат.

Адвокат требовала оправдать Нещадимова или отправить дело на новое рассмотрение.

- Сотрудники ФСБ не признают свою ошибку. Но если б я это совершил - я б уже признал просто все и ушёл бы домой по 159-й (статья УК РФ «Мошенничество», наказание по которой меньше, чем по статье о получении взятки, — прим.авт.), — сказал сам Иван Нещадимов.

По его мнению, штраф в 6 млн на него наложили специально — чтоб он его не смог выплатить и, cоответственно, не мог освободиться условно-досрочно.

- У Нещадимова старенькие родители. Мама каждый день плачет, у нее начались серьезные проблемы со здоровьем. Жена сидит дома с маленьким ребёнком. Не может на работу устроиться - ребёнок постоянно болеет, — добавила также к концу процесса адвокат.

Суд (а именно - судьи Корепин, Арутюнян, Гадельшина), впрочем, огласил в этот же день решение: приговор Нещадимову оставить в силе. Вполне возможно, что приговор обжалуют снова.

Напомним, ранее о возможной фабрикации уголовного дела Нещадимова писал телеграм-канал «КомитетЪ». Человека, которого подозревали в причастности к ведению этого канала, нашли мертвым. 

На сегодняшний день Вадим Нещадимов покинул должность начальника центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Самарской области. Лишились должностей и несколько силовиков - предполагаемых оппонентов Нещадимова. Упомянутый экс-сотрудник ФСБ Селезнев сам выслушал решение суда (которое вынес судья Дмитрий Дерунов) за незаконный выезд из страны. «Засекин» написал об этой истории. После этого на наш сайт начались DDoS-атаки, а Селезнев потребовал засекретить факт нарушения закона. Что же касается Диляры Селезневой, ей грозит субсидиарная ответственность по долгам банка.

Ксения Штефан