“Арт-мост”, как заявляют организаторы, ставит своей задачей соединить (выстроить, так сказать, мост) два авангарда – советский и современный. А также объединить людей, мотивировать их двигаться вперед и прочие обычные задачи для такого рода выставок, собранных по знакомым.
Выбор художников очень странен: от “мэтра” самарского авангарда Владимира Терехина (самая ранняя его работа из представленных в экспозиции датирована 1969-м годом) до 22-летней Анфисы Доброходовой, публично заявившей о себе как о художнике всего месяц назад. Организаторы, делая упор на слова “авангард” и “концептуальное искусство” и пригласив четырех художников из разных поколений, словно берут на себя благородную миссию по восстановлению и обозрению традиций самарского авангарда на протяжении последних сорока лет. Этим же занимались организаторы выставки “Течения”, проводившейся в этих же залах бывшего Ленинского мемориала в 2012 году. Тогда Владимир Логутов с большой группой экспертов, выработав методологию, выискивали работы в фондах Самарского и Тольяттинского музеев, обращались к частным коллекциям и к собраниям самих художников, трети из которых к тому моменту уже не было в живых – и этот труд вызывал уважение, в нем были и серьезный размах, и профессиональный подход.
Выставка "Арт-мост" на этом фоне выглядит смешным и халтурно сляпанным проектом. В качестве главного козыря экспозиции выведен "ветеран" Владимир Терехин. Его работы 1980-х действительно поражают своей прозорливостью и точным попаданием во время. Именно такой была живопись 1980-х, и не только у передовых питерских и московских художников, но и в Европе: постмодернистская и антиутопистская, нео-сюр и неоэкспрессионизм. Его большая картина “Магазин сознательного безумия” 1988 года, на мой скромный взгляд, достойна любого музея. В ней удивительно переданы мрачные, “съедающие” реальность сумерки, глубина холодного городского пространства и драма кристалловидных, стеклянных биороботов, окруженных суетными копошащимися человеческими массами. Терехин хорошо передает в картинах движение, его кричащие или размахивающие, чтобы стукнуть костяшкой домино по столу, персонажи, его изображение суматохи, многофигурные жанровые зарисовки – всё это впечатляет. Но в музеи, к сожалению, берут не картины, а берут художников. Тех, которые не ошибаются, которые знают, чего хотят. А Терехин далеко не всегда избирателен. Наряду с живыми сюрреалистическими работами, "Арт-мост" показывает его посредственные натюрморты, копии с Ван Гога и Тулуз-Лотрека без указания на оригиналы, совершенно мертвую серию “Да здравствует Россия!”, где Россия воплощена в голых мрачных холмах, на вершине которых стоит башня с луковкой на манер диснеевского Алладина, а в темном небе светит кружочек с тремя лучами.
И дело вовсе не в содержании, которое стоило бы как-то интерпретировать, а в самой манере письма, которая не совпала с предметом изображения, перестала что-либо передавать и только раздражает своей неуместностью. Также раздражают портреты Терехина – кичливые, грязные, неаккуратные. В одних картинах эти кичливость и неаккуратность работают на изображение, усиливают его, приводят его в движение, в других – напротив: отвращают, обнаруживают в художнике отсутствие вкуса и какой-либо самокритики, раз он вообще несет такие работы на выставки. В чем нельзя отказать художнику Терехину – это в чувстве момента: он хорошо знает, что, когда и зачем рисовать. В СССР надо рисовать нон-конформизм, в эпоху рыночной экономики – вазы с цветами и загадочных голых женщин. Вы спросите: почему же он со своим конъюнктурным чутьем не писал в 1970-х Брежнева? Да потому что он художник внесистемный и самоучка (как и другой участник выставки Константин Пастухов), и потому Брежнева конъюнктурно написать бы не смог.
Тут вообще обнаруживается одна интересная особенность "Арт-моста": он соединяет не поколения самарского авангарда, а конкретных художников, которые по тем или иным причинам не прошли верификацию (назовем это так) в художественных кругах.
Если вы посмотрите на послужной список Владимира Терехина, то за 40 лет у него было 9 выставок и из них 4 в нехудожественных учреждениях, которые на языке искусствоведения можно было бы назвать профанными: издательство “Аргументы и факты”, Самарская Дума, Совет Федерации. Так же обстоят дела у члена Союза художников Дмитрия Мантрова, у которого в профанных пространствах прошло 5 из 7 персональных выставок (в его послужном списке Музей самарской епархии, Дом журналистов, Дом строителей, Гуманитарная и Аэрокосмическая академии). Вячеслав Тишин – куратор выставки и не указанный на афише её участник – представил на ней две свои работы, одна из которых – любопытный, но совершенно случайный здесь ассамбляж “Sacrifices, или Жертвоприношения во имя космоса”, и это вообще его первая выставка – как и у молодого художника Константина Пастухова.
Вы спросите, зачем это копание в биографиях? Если всего этого не знать, "Арт-мост" производит ощущение не очень чистой (в смысле отсутствия всякого фильтра и отбора работ художников), но вполне презентативной выставки. Может даже создаться впечатление, что Тишин-куратор потому выставил совершенно несопоставимые и чуждые друг другу многочисленные “серии” Терехина и Мантрова, что хотел показать разнообразие самарского авангарда и многогранность каждого из представленных художников. Но, со всем глубоким интересом к отдельным работам и Терехина, и Пастухова, даже бегло просмотрев их биографии, понимаешь, что эта выставка нужна им для закрепления статуса художников, для той самой верификации.
Самовольно они выдумывают историю самарского авангарда и самозванно вписывают себя в нее. Я уже писал в рецензии на выставку Рудольфа Баранова, что организаторы от бизнеса запутывают зрителей и называют реализмом постмодернистский академизм. Так же и "Арт-мост" подменяет сами понятия авангарда и концептуализма, и вместо инновации и искусства идей, выставляет аутсайдеров – то есть художников, находящихся вне поля интересов художественного сообщества. И от этой подмены понятий, от этого диалога кукушки с петухом, становится грустно, приторно и скучно, и уже не хочется разбираться с работами, а хочется пойти из этого Вавилона прочь.
Сергей Баландин
Комментарии (6)
Про интересы художественного сообщества-это сильно
Надо было уважаемому г-ну Баландину привнести искусство в этот уголок Вавилона — например, публично обоссаться (был такой перфоманс у маститого арт-критика и, по совместительству, большого самарского художника).
Да, а ведь этот любитель ссать и блевать, выставлялся только в музеях и галереях. На тех же «Течениях» висело аж две работы. Что как бы намекае
Смело так написано, как будто автора задевает то что выставки проходят где то еще кроме галереи «Виктория». Это не критика, а провинциальное обсерание. Особенно «порадовали» мысли критика про верификацию в художественных кругах, как намёк на альтернативный худсовет союза художников. Я не защищаю этот «Арт-мост», согласен что выставка скучновата, но дайте возможность большему числу самарских художников показать своё творчество. Ваша выставка «Территория абстрактного» тоже была довольно унылая: одни и те же имена самарского комтемпорари арта, постоянные тусовщики на открытии и пустые залы в остальные дни.
«Одни и те же имена самарского контемпорари арта» — это Рухмалев, Белоусов, Филиппов, Редкин? Или тот же Мантров, который висел на «Территории абстрактного»? Не защищаете — не нападайте!
Если эта статья — не критика, а " провинциальное обсирание" (хотя даже в этой статье автор хвалит некоторые вещи), то что тогда критика?