Завтра, 22 мая, последний день подачи заявок на участие в конкурсе по определению подрядчика на выполнение научно-исследовательской работы (НИР) на тему «Концепция устойчивого развития исторического поселения города Самары». Заказчик – департамент градостроительства Самары. При детальном анализе складывается впечатление, что документ нужен, чтобы развязать руки чиновникам и застройщикам исторического центра Самары как минимум до 2025 года, создав правовую неопределенность. А расходы на наукообразную документацию, возможно, форма «благодарности» за экспертное прикрытие…

Отмена культуры по-самарски

Документ, за который городские власти намерены заплатить порядка 30 млн рублей, должен быть разработан к концу 2024 года.

Информация о проведении конкурса была размещена в системе ЕИС Госзакупки на майских праздниках – 5 мая. А 22 мая прием заявок закрывается. Учитывая государственные праздники, на подготовку заявки у претендентов было две неполные недели или всего восемь (!) рабочих дней. А если учитывать, что 11 мая было размещено «изменение извещения о проведении открытого конкурса», то и того меньше.

Таким образом организованные торги, как отмечают наблюдатели, могут указывать на то, что его организуют под конкретного исполнителя, с которым заранее согласовывается техническое задание и определяются параметры, которым может соответствовать мало кто из потенциальных претендентов.

В данном конкретном случае эксперты, опрошенные «Засекиным», не сомневаются в том, что конкурс специально «сконструирован» под Самарский государственный политехнический университет.

И если дело было бы лишь в освоении 30 млн рублей (такова стоимость контракта), но потенциальные исполнители могут быть прямо связаны с застройщиками, работающими в Самаре и, таким образом, Концепция может быть создана не в интересах сохранения исторического поселения (ИП), а в интересах строительных компаний. Да и сам факт её длительной разработки сам по себе на руку застройщикам.

Приняли и думают, как отыграть назад?

Напомним, градозащитникам, неравнодушным архитекторам, общественникам и примкнувшим к ним депутатам на то, чтобы было принято решение о присвоении старому городу статуса исторического поселения потребовался ни один год. На этой теме политические очки зарабатывали губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, депутат Госдумы Александр Хинштейн и некоторые другие.

Самара оставалась последним крупным городом в России за пределами столичных агломераций, с сохранившимся историческим поселением. Но без соответствующего охранного статуса территории.

Сначала эксперты и чиновники около года взвешивали: что безопаснее и удобнее для сохранения возможностей развития – региональный или федеральный статус исторического поселения. Разработали пакет документов для ИП и объединённой зоны охраны всех памятников в его границах. Однако приняли только границы ИП и частично предмет охраны.

При этом разработанные регламенты и список исторически ценных градоформирующих объектов обсуждают уже четыре (!) года. А это едва ли не главная составляющая исторического поселения. Объединённая зона охраны обсуждается два (!) года.

Это связано, по мнению заинтересованных наблюдателей, с тем, что при полном комплекте охранных документов, застраивать территорию исторического поселения – самые лакомые куски городских земель – многоэтажками сомнительного эстетического качества будет невозможно.

И теперь, спустя несколько лет, чиновники приходят к внезапному выводу: все-таки непонятно, как это должно работать.

По сути, концепция – хороший повод обнулиться и начать все сначала. На её основе будут делать новые документы по историческому поселению. А уже принятые, которые разрабатывали и обсуждали пять лет, будут де-факто отменены. После разработки Концепции в 2025 году будет запущен новый цикл переработки документации по историческому поселению. Учитывая темпы осмысления прежних разработок, процесс может затянуться ещё на несколько лет. Всё это время статус исторического поселения, призванный создать условия для сохранения исторической застройки и среды старого города, фактически не будет работать.

Любопытные детали

Техзадание для разработки Концепции, судя по всему, разрабатывала заведующая кафедрой «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» Академии строительства и архитектуры, входящей в структуру самарского политеха Татьяна Вавилонская.

На причастность Вавилонской к разработке техзадания косвенно указывают файлы на портале Госзакупок. У них не удалены метаданные и в них указано, что авторами являются «Tatyana и Баранов Михаил Юрьевич». Важно отметить, что прошлая фамилия Вавилонской – Баранова.

Кроме того, в течении последних двух месяцев, по информации «Засекина», совещания по этой работе проводились в следующем составе: руководитель Управления главного архитектора Игорь Галахов, глава Управления государственной охраны объектов культурного наследия (УГООКН) Иван Стафеев и упомянутая выше Татьяна Вавилонская.

Как отмечают опрошенные «Засекиным» эксперты, требования по квалификации написаны под СамГТУ, то есть под кафедру Татьяны Вавилонской.

Немаловажно знать следующее:

В 2017 году УГООКН уже разыграл контракт на НИР по целесообразности наделения Самары статусом ИП. Работа была выполнена коллективом «ВИП проект» под руководством Татьяны Вавилонской. Практических результатов в виде техзадания на разработку нормативно-правовых актов работа не имела.

В 2018 году УГООКН разыграл контракт на разработку границ, предмета охраны и регламентов ИП. Победил СамГТУ, внутри которого работа выполнялась так же под управлением Татьяны Вавилонской. Работа была принята и оплачена. Часть работы в виде предмета охраны стала утвержденным нормативно-правовым актом. Часть, касающаяся регламентов, пока не утверждены, при этом претензий о ненадлежащем качестве исполнения не было.

В 2020-22 годах УГООКН разыграл контракт на разработку объединенной зоны охраны (ОЗО) в ИП Самара. Работа выполнена НИИПИ Генплана Москвы. Она принята, оплачена и прошла государственную историко-культурную экспертизу (ГИКЭ).

Новая концепция – вопросы без ответов…

У градозащитного сообщества Самары вызывают недоумение следующие моменты.

Во-первых, заказ размещают на научно-исследовательскую работу. При этом техзадание этой работы не опирается ни на предмет охраны, ни на регламенты исторического поселения, ни на регламенты оплаченного проекта ОЗО. Задание не ставит задачу анализа реализации выполненных работ. Задачи не предполагают никакой связи и преемственности с утверждённым предметом охраны (ПО).

Во-вторых, ТЗ на НИР предполагает полный пересмотр и переработку всего целеполагания и элементов, которые утверждены в предмете охраны исторического поселения: морфотипы исторической среды, объемы элементы планировочной структуры, границы которых зафиксированы в существующем постановлении о предмете охраны. Не предполагается никакого продолжения увязки решений с существующими и разработанными нормативными актами.

Так, отмечают эксперты, создание такой НИР ведёт к наращиванию правовой неопределенности и ухудшению условий защиты наследия.

В-третьих, в отношении ценных градоформирующих объектов (ЦГФО) не отмечается полного учета проекта нормативно-правовых актов о дополнении предмета охраны 645 ЦГФО. При этом список давно находится на подписании у председателя правительства Самарской области.

В-четвертых, никаким образом не отражена проблема увязки списка зданий на снос по Программе расселения ветхого и аварийного со списками объектов культурного наследия (ОКН) и ЦГФО.

В-петых, никаким образом не отражена необходимость увязки мер с действующим планом мероприятий по включению городского округа Самара в перечень исторических поселений регионального значения, содействию развитию территории и сохранению объектов культурного наследия в исторической части Самары, утвержденным первым вице-губернатором Самарской области Виктором Кудряшовым ещё в 2021 году.

30 млн рублей за…

Таким образом, история с разработкой концепции за 30 млн рублей выглядит сомнительной не только с точки зрения бюджетных трат, но и с точки зрения последствий для города.

Вряд ли можно полностью исключать, что реальной целью разработки этого «документа» является углубление правовой неопределенности, выгодной в первую очередь застройщикам и близким к ним чиновникам. А расходование бюджетных средства на бесполезную наукообразную документацию без конкретных практических результатов – это, возможно, форма «благодарности» группе экспертов, не первый год обслуживающих эту болезненную для города и потенциально коррупционноемкую тему?

«Засекин» следит за ситуацией.

Дмитрий Солнцев