Предыстория выставки длинная и сложная. Уже восемь раз по нечётным годам Коржовы проводили биеннале современного искусства в селе Ширяево, где когда-то гостил Репин с товарищами и откуда якобы вывез идею самой известной своей картины «Бурлаки на Волге». В годовщину Репина ГЦСИ решил провести внеплановый ворк-шоп в Ширяево и отчётную выставку в павильоне на территории Фабрики-кухни.

Здание Фабрики-кухни является памятником советского конструктивизма и построено в форме серпа и молота, благодаря чему, превращенное в нерентабельный торговый центр «Пассаж», оно и спаслось от сноса и коммерческой реконструкции. Областное правительство по инициативе депутата Хинштейна забрало здание у собственника и передало Государственному центру современного искусства.

Истории обретения Самарой здания ГЦСИ, долгое время базировавшегося в квартире Нели и Романа Коржовых, на выставке был посвящен перформанс голландцев Луизы Дегенер и Дава Малдера «Утопическая кухня», в котором они рассказывали о том, как самозахватом искали в Амстердаме площадки для выставок, и в этом была их философия, цитировали анархиста Кропоткина, писали на стене Фабрики-кухни Center of contemporary art и раздавали гипсовые слепки пластиковых стаканчиков, одним словом: крестили и благословляли.

Формат «Между Европой и Азией», который задан Ширяевской биеннале, означает, что в проекте участвуют как европейские художники, так и, обязательно, азиатские. В этом году Азия представлена казахскими художниками Еленой и Виктором Воробьевыми [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]с их полной юмора серией графики «Квадратушка» - о том, как мужики тащат «Чёрный квадрат», 3х3 метра, через все село Ширяево к музею Репина. Блестяще обыгранное противостояние Репина и Малевича, симуляция эстетического развития при полном отсутствии развития промышленного, отрыв народа от интеллигенции, выраженное в последней реплике «бурлаков», да ещё в форме мастерски сделанной карикатуры.

Хотелось бы отметить живопись Дарьи Емельяновой и Дмитрия Кадынцева - с каждой выставкой, на которой выступает их дуэт, все сильнее и сильнее проникаешься их талантом. Удивительно, как можно было неприглядный образ ссущих по кустам «пацанов с района» выполнить так лирично и без отвращения. В их картинах чувствуется, что их писали два человека - две реальности накладываются друг на друга, образуя подобие двойной экспозиции в фотографии, фантасмагорические образы совмещаются с абстрактными и растительными орнаментами и фактурами. Вероятно, именно по методу своей совместной работы художники назвали картину «Система “ниппель”».

Некоторые работы непосредственно обращались к образам репинских бурлаков, например, видео Владимира Потапова «Под давлением». Другие отсылали к опыту пребывания в Ширяево: селу посвящены работы Сергея Катрана «Пойманная вода», шведа Дэниса Делвера «Мой личный штат Ширяево» (другую его работу «То, что должно быть сказано» только после долгого - чуть не дедуктивного - размышления решаешься отнести к квир-культуре, и только это помогает её понять), видео Константина Аджера «Тяжесть».

Наиболее удачным и интересным видео стала работа Марины Фоменко «Беляна», где художница спрашивала ширяевцев, что это такое (Беляна - некрашеная барка для сплава древесины, получившая свое название из-за своей белизны). Большинство не знали, а несколько человек уверенно путали беляну с «биеннале», утверждая, что не приемлют ее из-за своих религиозных убеждений. Люди забыли свое прошлое, отвыкли от русских слов («Беляна - слово иностранное, мне оно ни о чем не говорит», - заявляет одна из интервьюируемых), при этом свою историческую идентичность утверждают через ксенофобию и отторжение даже просто незнакомых слов, когда уже все незнакомое сливается в один враждебный ком. Сразу после «беляны»-«биеннале» следует фрагмент с женщинами, поющими «народную» песню о Репине - о том, как «Однажды с гор художники с мольбертами спустились...», а крестьяне объявили их антихристами. Это действительный случай, описанный Репиным в его автобиографии. Бурлаки считали деньги, которые он им давал за позирование, заколдованными, само позирование - продажей души дьяволу, а художника и его друзей побаивались и поначалу даже собирались линчевать.

Что есть культура? И особенно, что есть мировая культура в маленькой деревне? - вот вопросы, которые ставит проект ГЦСИ. Бурлаки, которые тащат через Ширяево «Квадратушку», наверное, самый адекватный ответ на этот вопрос.

 

Сергей Баландин