Сегодня на оперативном заседании областного правительства губернатор Дмитрий Азаров объявил, что врио министра культуры Ирина Калягина избавилась от приставки «врио». Таким образом, в регионе возглавлять «отрасль» поставлен человек, имеющий к самарской культуре хоть какое-то отношение.

Должность министра культуры Самарской области с момента переформатирования администрации региона в правительство всегда разыгрывалась «политически».

Первым министром культуры региона стала Ольга Рыбакова, которая получила должность в 2004 году от губернатора Самарской области Константина Титова. Это стало результатом политического размена. Покинув фракцию «Народовластие» в губдуме, Рыбакова тем самым ослабила позиции оппонента губернатора – тогдашнего мэра Самары Георгия Лиманского.

Выпускница Куйбышевского электротехнического института связи, до этого не имевшая никакого отношения к культуре, просидела в министерском кресле при губернаторах Константине Титове, Владимире Артякове и Николае Меркушкине. Помимо министерских функций, она была важным политическим юнитом, тесно контактируя с вице-губернаторами, отвечающими за внутреннюю политику.

В мае 2015 года её сменил физик по образованию, на тот момент руководитель департамента информационной политики администрации губернатора Самарской области Сергей Филиппов. Наблюдатели отмечали его крайнюю преданность любому из начальников и, особенно, выходцу из Мордовии Николаю Меркушкину. Пост министра стал для него наградой за публичную преданность, которую Меркушкин очень ценил.

В октябре 2019 году, когда губернатором уже был Дмитрий Азаров, Сергея Филиппова на посту министра сменил заведующий кафедрой балетоведения в Академии русского балета Борис Илларионов. Вокруг его назначения разыграли процедуру «открытого конкурса», который не вызвал ничего, кроме скандалов. Это был, пожалуй, самый незаметный из министров. Он вроде и имел некоторое отношение к культуре, но Самарскую область знал плохо.

Его главной ролью, вероятно, было придержать кресло для Татьяны Мрдуляш – дочери бывшего заместителя председателя правительства России Ольги Голодец.

Появление дочери Голодец в областном правительстве стало номенклатурной находкой Дмитрия Азарова. Оно символизировало близость главы региона сразу к нескольким кремлевским кланам, а не только к тем, к которым вели «ниточки» самарского музыканта и предпринимателя Владимира Аветисяна. Чиновница курировала главный из бюджетоемких проектов минкульта – реконструкцию «Фабрики-кухни», где в конечном итоге решили открыть самарский филиал Третьяковской галереи. Третьяковку открыли, ленточки перерезали и, хотя она до сих пор закрыта для посетителей и в ней пока не проводятся выставки, основные работы завершились и большая часть средств освоена. Впрочем, Татьяне Мрдуляш пришлось уйти по другой причине – Z-патриоты уличили её в старых связях с оппозицией, что, по их мнению, в свободной и демократической стране, несовместимо с постом регионального чиновника.

Так, «жемчужина» команды Азарова, стала для губернатора имиджевой проблемой.

Замену ей искали несколько месяцев. Всё это время врио министра культуры Самарской области была Ирина Калягина – тихий и незаметный чиновник, действительно имеющий отношение к самарской культуре и знающая её лучше прочих чиновников.

Более 17 лет Калягина проработала в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина, пройдя путь от должности лектора до заместителя директора по научной работе. С 2004 года – сотрудник минкульта. С 2008 года – заместитель министра.

Собственно, именно на её знаниях, опыте и компетенциях работали Рыбакова, Филиппов, Илларионов и Мрдуляш. Но в каждом из предыдущих министров у региональных властей был не культурный, но некий политический смысл. Калягина же – опытный профессионал, которая политических групп не представляет. И именно в этом смысле её назначения выглядит нетрадиционно. До сих пор во главе региональной культуры не было чиновников, знающих самарскую культуру. Возможно, у Дмитрия Азарова закончилась политическая скамейка запасных или… политические перспективы?

Максим Уэбер