На прошлой неделе в Самаре, в Доме офицеров состоялся творческий вечер деятелей культуры политически близких власти, хотя и не первой величины – скрипача-виртуоза Петра Лундстрема и Z-поэта, а вдобавок ещё и писателя Александра Пелевина (не путать с писателем Виктором Пелевиным). Почти все потребители искусства среди рабочей недели – студенты и юнармейцы. Они делают общие фото и кому-то отправляют отчёты о посещении концерта. Стороннему наблюдателю могло показаться, что молодежь согнали на представление.

Совместному «образовательно-просветительскому проекту» Дома офицеров Самарского гарнизона, военно-гуманитарного общества «Запасная столица» и киностудии «Самаравоенфильм» (интересное образование, не имеющие, судя по всему, юридического лица) удалось набрать почти полный зал. На афише заявлено, что «встреча проходит в рамках литературно-исторического фестиваля "Путь к победе", а Пётр Лундстрем и Александр Пелевин - живые символы культурного возрождения России в условиях СВО, кумиры молодёжи, патриоты. Вход свободный». Но, как оказалось, не выход.

Перед залом зрителей встречают две цитаты на баннере – императора Александра III: «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас» и президента России Владимира Путина: «Победа за теми, кто будет ежедневно думать над тем, как улучшить и сделать российскую военную машину более техничной и безупречной».

Рядом расположилась передвижная выставка «Судьба российского солдата сквозь войны и века...», один из экспонатов которой – свидетельство о явке к исполнению воинской повинности.

Сам концерт – поочерёдная смена восторженных рассказов о посещении Донбасса и музыкальных выступлений Лундстрема и истерично-поэтических в агрессивной манере выступлений Пелевина. Всё это перемежается нарративом «Победа будет за нами».

И всё-таки строк было больше, чем музыки, словно она была всего лишь ширмой, скрывающей основной смысл встречи. Неприятных, неуместных, наполовину непонятных строк. И дело вовсе не в дефекте речи артиста, выступавшего в кепке с телефоном в руке. А в содержании текстов, которые явно вызывали недоумение и смех слушателей. Например, одна из фраз, которая насмешила студентов: «Гарри Поттеру сопли утирал Волдеморт». Не оставило равнодушными слушателей и произведение в стихотворной форме о том, что рюмочная поэту ближе Макдональдса.

Сославшись на плохую память, Пелевин читает свои произведения с экрана смартфона:

Пока засыпает страна,
В наушниках у командира
Есть музыка только одна -
От Вагнера до Бранимира.

И всё же звучат аплодисменты. Никто не встал и не сказал гневных фраз в адрес поэта, например, после строк «Я уснул и не знаю, наш ли мир наконец». Все послушно прослушали его сочинения до конца. Никто не встал и демонстративно не вышел из зала. Части зрителей, кажется, даже понравилось...

Одно из стихотворений посвящено близкому человеку, который полностью разделяет взгляды поэта:

Я встретил тебя, и сердечко мое встревожено:
У тебя в подписках Рамзан и Кепка Пригожина.
Гуляем под ручку, и слушаю, чуть не плача,
Как ты поешь тонким голосом "Плыве кача".
Пришел к тебе в гости, не смог подобрать слова,
У тебя на полках книги из лавки "Листва".
А я подарил кольцо и упал на одно колено:
Давай с тобой вечерами смотреть Владлена?
Мы теперь самая лучшая в мире пара,
Вместе читаем Эдичку и Захара,
Мы больше не пьем настоечки в баре "Хроники",
А собираем бойцам на теплаки и броники.
И не суждено мне теперь в одиночку спиться,
Ведь мы на концерте Лундстрема и Лисицы,
А в украшение для свадебного букета
Вложу тебе томик "Поэzия русского лета".
И наступит в России май, жарок и ненасытен,
И солнце нам улыбнется, как Суровикин,
И с непременным тостом за русские танки
Сыграем свадьбу в Бункере на Лубянке.

Пелевин читает стихотворение, которым заканчивает своё выступление:

Простите, что я не уеду. Простите, я очень плохой,
Я буду ужасным и темным с ужасной и темной страной.
Ужасная, темная, злая. Большая, родная, моя.
Ах, что же мне с нею поделать; простите, простите, друзья!
Простите, что я со своими; и если своим тяжело,
Я с ними, я с ними, я с ними, и пусть мы вселенское зло,
И пусть мы кровавые орки, и пусть мы рабы и русня.
История нас похоронит? Тогда хорони и меня.
Эх, баня, гармошка и водка! Эх, выйду я в поле с конем!
Что толку желать мне погибель? Когда-нибудь все мы умрем.
Что толку пытаться быть в белом? Мы все перед Богом в крови.
Зови меня тихо, родная, по имени тихо зови.
Простите, что я не уеду. Простите, я тоже русня.
Простите, я лучше останусь собой до последнего дня.
Я делаю то, что умею; смотрите, я глажу кота.
Простите, ну что тут поделать.
Мы русская пустота.

Во время прочтения поэт в экстазе швыряет кепку об пол.

Оваций и повторного вызова на сцену не следует. Потрясённые, зрители спешат вон из зала. 

Причём здесь музыка Рахманинова и эти стихи?, – произносит с недоумением девушка на выходе после концерта.
Ну отлично, теперь не надо будет отрабатывать практику, – делится радостью с подругой другая студентка.

Поэзия, даже если это агитация на злобу, не терпит фальши — а военные стихи Александра Пелевина целиком состоят из этой самой фальши, и её не скрыть даже за невероятно толстыми стенами иронии и самоиронии, которыми поэт себя давно оградил, — утверждает поэт Эдуард Лукоянов.  

Ранее Александр Пелевин пожаловался, что ему отменили презентацию его нового романа «Гори огнём» на декабрьской книжной ярмарке Non/fiction в Гостином дворе в Москве. По словам писателя, он дважды подавал заявку на участие в ярмарке, но ему не отвечали. При этом другие презентации книг от издательства «Городец» экспертный совет ярмарки согласовал. В итоге Пелевину все-таки разрешили провести встречу с читателями.

Екатерина Сильмэ