Вначале небольшое и вполне необязательное «превью». С недавних пор в кругах любителей современного искусства появилась шутка о том, что кураторов в хорошей выставке должно быть не меньше, чем художников. Даже лучше, если больше. Мысль эта была навеяна модной в недавнем прошлом, а ныне получившей новую актуальность идеей сообщества как продуктивной организационной силы, исключающей тоталитарное давление. 

Теперь о главном. Современное искусство потому и больше, чем просто искусство, что подменяет собой смежные сферы социальной жизни, вбирая их энергетику и выплескивая в преображенных символических формах. В Самаре, кажется, это справедливо, как нигде. Только ленивый не сетовал на серость, вялость и неубедительность местной общественно-политической жизни. Ни вам своей «Болотной», ни своего «Абая», не говоря уж о своих условных навальных с удальцовыми.

Зато – взгляните-ка на сферу так называемого «Арта». Здесь и бурные дискуссии вплоть до «принуждений к интерпретации» произведений. И выставки как грибы, и художники на любой вкус и цвет. Даже настоящие «кланы» и лобби имеются. Плюс – уникальный для российской провинции градус рефлексии, а также широкое распространение «левых» идей в соответствующих кругах. В последние годы стало очевидно, что Самара с её полувековой интеллектуальной и художественной историей накопила убедительный символический капитал, а вместе с ним – и некие амбиции, вплоть до риторики самодостаточности.

Показательный факт – Марата Гельмана [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]здесь к себе не пустили. И кто не пустил – не хоругвеносцы с бородами, не заскорузлые ортодоксы, а самый что ни на есть «креативный класс». «Не нужны Вы нам, у нас все свое давным-давно имеется» - таков был общий месседж достопамятной встречи политтехнолога с местными культурными элитами. Конфликт, конечно, не был лишен и политического подтекста. Альянса, пусть и «культурного» с Властью местные агрессивно настроенные «левые», да и «либеральные» тоже, допустить никак не могли. Было бы в самом деле весело, если бы, скажем, устроенную тогда же Гельманом выставку «Искусство против географии» громили, как недавно в Краснодаре, только не бородатые попы, а хилые интеллектуалы-очкарики, вооруженные цитатами из Негри. И ведь могли бы, будь в их рядах хоть какая-то сплоченность.

Вместе с тем, долгое время вся эта насыщенная жизнь так и пребывала в состоянии «бульона», не выливаясь в какой-то мощный и убедительный результат. Который можно было бы, так сказать, «положить на весы вечности». Которым можно было бы трясти, как козырем, перед любыми слоями общественности. Кто бы там чего ни говорил, но не приведешь убежденного противника всей этой «новой-либеральной-интеллектуальной-культуры» на условную Ширяевскую биеннале и, ткнув пальцем в то, что там обычно выставляют, не убедишь сменить жизненную позицию. И дав почитать Всеволода Некрасова в «Цирке «Олимп», тоже не убедишь. И в «Ракурсе» не убедишь, сколько ни показывай Годара с Параджановым. Для узкой публики все это, как ни крути. При том, что и биеннале, и «Олимп», и «Ракурс» - бесспорные самарские достижения, каковых нигде больше нет.

Идеальная культурная форма предъявления – это все же большая выставка-ретроспектива. С кураторской интригой, текстуальным базисом, тщательным отбором участников. И, конечно же – побольше кураторов! Идея сообщества, члены которого, непрерывно дискутируя, порождают некий культурный продукт, должна была воплотиться именно в выставке.

Такой выставкой и стали «Течения». Ей можно гордиться. Она сделана без какого-либо участия Марата Гельмана и иже с ним, вообще без кураторского диктата и особой цензуры. Да, при поддержке Министерства культуры Самарской области, но никто не диктовал организаторам, что и как им делать. Выставка родилась из дискуссий. В ней подолгу обсуждался каждый нюанс. Её концепция, вызревавшая несколько месяцев, в какой-то момент начала напоминать хрустальный замок, до такой степени отточенности деталей, как тогда казалось, дошел её замысел. О художниках, произведениях и концепции «Течений» напишут другие издания, мне же хотелось бы сосредоточиться на другом.

Подспудно эта выставка делалась как первая и последняя. Как смелый эксперимент, который с высокой долей вероятности, больше не повторится. Как достижение самарской культурной тусовки, которая, вопреки изложенной Виктором Мизиано теории, все же может при определенном стечении обстоятельств стать Сообществом и выдать конкурентоспособный культурный продукт. Без помощи Гельмана, своими силами.

Конечно, эта выставка – прообраз музея самарского искусства. Пусть он будет у нас хотя бы пару мсяцев. «Культурное сообщество» это заслужило. Ну и конечно, это прежде всего академическая выставка. Она завершает определенный этап, после которого можно по-новому смотреть вперед, собраться и понять, что же делать дальше.

Константин Зацепин, соавтор концепции и консультант выставки «Течения»
специально для Засекин.Ру  

Смотреть фотоотчет