Вначале небольшое и вполне необязательное «превью». С недавних пор в кругах любителей современного искусства появилась шутка о том, что кураторов в хорошей выставке должно быть не меньше, чем художников. Даже лучше, если больше. Мысль эта была навеяна модной в недавнем прошлом, а ныне получившей новую актуальность идеей сообщества как продуктивной организационной силы, исключающей тоталитарное давление.
Теперь о главном. Современное искусство потому и больше, чем просто искусство, что подменяет собой смежные сферы социальной жизни, вбирая их энергетику и выплескивая в преображенных символических формах. В Самаре, кажется, это справедливо, как нигде. Только ленивый не сетовал на серость, вялость и неубедительность местной общественно-политической жизни. Ни вам своей «Болотной», ни своего «Абая», не говоря уж о своих условных навальных с удальцовыми.
Зато – взгляните-ка на сферу так называемого «Арта». Здесь и бурные дискуссии вплоть до «принуждений к интерпретации» произведений. И выставки как грибы, и художники на любой вкус и цвет. Даже настоящие «кланы» и лобби имеются. Плюс – уникальный для российской провинции градус рефлексии, а также широкое распространение «левых» идей в соответствующих кругах. В последние годы стало очевидно, что Самара с её полувековой интеллектуальной и художественной историей накопила убедительный символический капитал, а вместе с ним – и некие амбиции, вплоть до риторики самодостаточности.
Показательный факт – Марата Гельмана [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]здесь к себе не пустили. И кто не пустил – не хоругвеносцы с бородами, не заскорузлые ортодоксы, а самый что ни на есть «креативный класс». «Не нужны Вы нам, у нас все свое давным-давно имеется» - таков был общий месседж достопамятной встречи политтехнолога с местными культурными элитами. Конфликт, конечно, не был лишен и политического подтекста. Альянса, пусть и «культурного» с Властью местные агрессивно настроенные «левые», да и «либеральные» тоже, допустить никак не могли. Было бы в самом деле весело, если бы, скажем, устроенную тогда же Гельманом выставку «Искусство против географии» громили, как недавно в Краснодаре, только не бородатые попы, а хилые интеллектуалы-очкарики, вооруженные цитатами из Негри. И ведь могли бы, будь в их рядах хоть какая-то сплоченность.
Вместе с тем, долгое время вся эта насыщенная жизнь так и пребывала в состоянии «бульона», не выливаясь в какой-то мощный и убедительный результат. Который можно было бы, так сказать, «положить на весы вечности». Которым можно было бы трясти, как козырем, перед любыми слоями общественности. Кто бы там чего ни говорил, но не приведешь убежденного противника всей этой «новой-либеральной-интеллектуальной-культуры» на условную Ширяевскую биеннале и, ткнув пальцем в то, что там обычно выставляют, не убедишь сменить жизненную позицию. И дав почитать Всеволода Некрасова в «Цирке «Олимп», тоже не убедишь. И в «Ракурсе» не убедишь, сколько ни показывай Годара с Параджановым. Для узкой публики все это, как ни крути. При том, что и биеннале, и «Олимп», и «Ракурс» - бесспорные самарские достижения, каковых нигде больше нет.
Идеальная культурная форма предъявления – это все же большая выставка-ретроспектива. С кураторской интригой, текстуальным базисом, тщательным отбором участников. И, конечно же – побольше кураторов! Идея сообщества, члены которого, непрерывно дискутируя, порождают некий культурный продукт, должна была воплотиться именно в выставке.
Такой выставкой и стали «Течения». Ей можно гордиться. Она сделана без какого-либо участия Марата Гельмана и иже с ним, вообще без кураторского диктата и особой цензуры. Да, при поддержке Министерства культуры Самарской области, но никто не диктовал организаторам, что и как им делать. Выставка родилась из дискуссий. В ней подолгу обсуждался каждый нюанс. Её концепция, вызревавшая несколько месяцев, в какой-то момент начала напоминать хрустальный замок, до такой степени отточенности деталей, как тогда казалось, дошел её замысел. О художниках, произведениях и концепции «Течений» напишут другие издания, мне же хотелось бы сосредоточиться на другом.
Подспудно эта выставка делалась как первая и последняя. Как смелый эксперимент, который с высокой долей вероятности, больше не повторится. Как достижение самарской культурной тусовки, которая, вопреки изложенной Виктором Мизиано теории, все же может при определенном стечении обстоятельств стать Сообществом и выдать конкурентоспособный культурный продукт. Без помощи Гельмана, своими силами.
Конечно, эта выставка – прообраз музея самарского искусства. Пусть он будет у нас хотя бы пару мсяцев. «Культурное сообщество» это заслужило. Ну и конечно, это прежде всего академическая выставка. Она завершает определенный этап, после которого можно по-новому смотреть вперед, собраться и понять, что же делать дальше.
Константин Зацепин, соавтор концепции и консультант выставки «Течения»
специально для Засекин.Ру
Комментарии (7)
Кучка людей типа "контэмпорари" прикрывшись полотнами именитых мастеров 70-х, 80-х, 90-х презентовала свои постедственные арт-объекты. Где многообразие жанров современного искусства? Где художники (их что на всю область 10 персон)? Вот из за таких проектов широкие массы потенциальных ценителей, покупателей, меценатов, не приемлят контемпорари арт и сконяются в сторону пейзажистов-классиков.
Вы забыли добавить, что вышеупомянутая кучка людей еще и нагло попилила областной бюджет, отняв зарплаты у библиотекарей.
очень глупо, про Гельмана.
все-таки если бы не "искусство против гео", то Течения тоже скорее всего не было бы.
Да и к чему тут это все? Вместо того, чтобы писать о выставке, какое-то очередное соревнование не пойми за что. пустили-не пустили. ерунда.
6 раз про гельмана :) блин, прямо пунктик какой-то.
Друзья, если говорить серьезно, давайте не зацикливаться на имени Гельмана, которого я, разумеется, глубоко уважаю. Конечно, без него много здесь могло бы не получится. Но ясно же, что речь не о конкретном человеке Марате Александровиче, а о некоем условном "гельмане", то есть, образе куратора-варяга, не учитывающего местный контекст, за что этот самый контекст ему мстит... Речь то не об этом.
Главный месседж статьи - показать, что сообщество в организации современного культурного продукта важнее, чем единый куратор с громким именем. Мы не меряемся с Гельманом или каким-нибудь ГЦСИ своими умениями и возможностями. Но важно подчеркнуть, что именно здесь и у нас создан некий культурный прецедент.
Потому что выставка "Течения" - факт не только художественный, но и социополитический, пусть и только для местного контекста. Надо учитывать, что в каком-то городе люди идут на улицы с лозунгами, в каком-то выставки громят, а вот в Самаре - их созидают. Именно так здесь воплощается некая энергия перемен. Об этом и статья, а не о Гельмане вовсе. Так что по-моему, Миша, ты здесь несколько односторонне текст прочитал...
Просто по-хорошему, выставка уровня Течения должна быть просто одна из 5-10 в год, для того, чтобы так говорить.
А пока это все дико провинциально и читается как:
В Сызрани открыли выставку картин. Работы красивее чем в Эрмитаже!
Да про саму выставку в статье ни слова! статья о новом подходе к организации выставок, а вовсе не о том, какие на ней работы красивые. ясное дело, в ГЦСИ все выставки получше нашей, а в каком-нибудь "Гараже" так и такие, что нам и не снилось. но я-то обратил внимание на тот факт, что выставка сделана по иной модели! и вообще-то в провинции, насколько мне известно, по этой модели выставки прежде не делались. статья исключительно об этом и ни о чем другом.