«Давайте растянем плакат «Свободу Pussy Riot» над многолюдным рынком, - предлагал известный самарский художник. – Акция должна быть медийной, а значит многолюдной. Иначе это опять будет сборищем маргиналов».
Маргиналы, интернет-хомячки (в терминологии самопровозглашенного лидера самарской оппозиции Михаила Матвеева) собрались 17 августа на пересечении улиц Ленинградская и Галактионовская, чтобы несанкционированно пройтись по улице, спеть несанкционированную песенку и запустить в небо несанкционированные шарики в поддержку арестованных участниц группы Pussy Riot, которым, всё равно, дали по два года. Глупо, неоригинально и несерьёзно.
Снисходительно улыбаясь, за происходящим наблюдает политтехнолог Дмитрий Лобойко, позже он напишет в своём блоге, что акции не хватала драйва, была она «убогой и мерзкой».
«Музыки не было! Могла бы быть! Раздачи балаклав не было - могла бы быть! Раздачи веселых сувениров (не знаю каких) не было. Могли бы быть! Высмеивание попов/ментов/путинов/судей не было. Могло бы быть», - приведёт он свои доводы.
Ни вам музыки, ни сувениров, мерзко, убого, немноголюдно… Полицейским тоже не понравилось: они нехотя шли за гуляющими, устало грубили журналистам, вальяжно толкали задержанных в автозак. «От работы отвлекаете только», - ворчали стражи порядка, защищая добропорядочных граждан от злостных нарушителей общественного застоя.
Уже в здании РОВД Самарского района девять участников акции пытались добавить веселья: неумело шутили, разыгрывали кукольный театр, надев на руки разноцветные балаклавы, которые, вопреки замечанию наблюдательного Лобойко, на акции раздавались. За балаклавы-то как раз и задержали нескольких активистов. За цветные маски с прорезями и стишок неизвестного поэта.
«Путин, суды, патриарх и полиция… Долой тиранию! Долой инквизицию!», - эти строчки стали формальной причиной для административного дела. В протоколах напишут, что задержанные «участвовали в массовом мероприятии… путём выкрикивания некорректных речёвок в адрес президента».
Сейчас все девять фигурантов ждут рассмотрения своих дел. «Здесь вам не цирк», - ругается охранник судебного участка №31 в ответ на оживлённые разговоры «нарушителей». Его замечание вызывает вполне обоснованные сомнения. Тёмный зал суда завален пыльными папками с делами, сесть там некуда, а потому на «открытое заседание» никого не впускают, судья Наталья Анищенко опаздывает на полтора часа и заседание переносится.
Никому из задержанных не приходилось раньше бывать в суде. Опытные оппозиционеры Людмила Кузьмина и Александр Лашманкин учат их, как составлять ходатайства, отстаивать свои права и вести себя в абсурдном поле судебной системы. Опять мерзко: нужно доказывать, что акция не была политической, да и акцией не была – «прогулка с элементами театрального действия», песенки все пели разные, балаклавы одели от дождя, а шарики раздавали для хорошего настроения. «Мы не согласны с приговором по делу Pussy Riot, мы не признаём действующую власть легитимной, а судебную систему справедливой» - никто из фигурантов не осмелится так заявить на заседании.
«Они же – машина, тупая и жестокая. На их абсурд нужно отвечать абсурдом, нельзя с ними всерьёз разговаривать. Играйте, импровизируйте», - успокаивает молодое поколение Людмила Гавриловна. Она вместе с остальными вчитывается в административные протоколы, составленные скоро, грубо и нелогично. Кому-то приписывают участие в несанкционированном шествии по адресу Ленинградская,64. «Это как? Шествие вокруг дома? Или, может, внутри?», - грустно веселятся собравшиеся . У кого-то нарушение не совпадает со статьёй, а у кого-то и вовсе пункт «статья» оказался незаполненным. Обвинения абсурдны, протоколы безграмотны, доказательств нет. «Стойте до конца, не сдавайтесь!» - подбадривает Людмила Гавриловна. Но все понимают, что решение суда будет зависеть не от формальных признаков, и не от мастерства защиты.
«Вы за этих «пуссек» заступались? Да они же за деньги это сделали! Да чему они детей научат? Да вас с ними же надо», - возмущается защитник морали, неизвестно как оказавшийся на судебном участке. Юные оппозиционеры защищаются и защищают, робко и неумело. Опять не хватает ни драйва, ни нужных слов. Многоопытные популисты и интеллектуалы со стажем, конечно, нашли бы, что ответить. Но они уже высказались в блогах.
Суды над девятью самарскими «маргиналами» пройдут 21,22 и 23 августа. Каждому из них грозит штраф от 10 до 20 тыс. рублей за «убогую» акцию, без драйва и сувениров. Глупо и бессмысленно. И не получается, не получается наполнить смыслом абсурдную реальность пустынных инаугураций, несанкционированных прогулок, пыльных судов. И повязка на глазах Фемиды оказывается шорами, и мчится птица-тройка, и уносит меня, и уносит меня…
Елена Вавина
Комментарии (1)
птица-тройка уносит Чичикова, а Фемида в эрэфии без повязки