Полуденное обострение среди наблюдателей от Общественной палаты Самарской области и доверенных лиц кандидата Владимира Путина зафиксировали 17 марта – в последний день голосования – читатели «Засекина». Они поделились с редакцией своей тревогой и снимками женщин в возрасте, которые старались справиться с камерами на своих мобильных устройствах. Как выяснилось, в избирателях они пытались узнать «агентов госдепа», пытающихся «сорвать выборы президента Путина». Ведь именно в полдень воскресенья российская оппозиция предлагала явиться своим сторонникам на избирательные участки. Их там ждали отряды... бюджетников со смартфонами. 

В Самаре, 17 марта, на УИК 3209 около полудня наблюдатели от доверенного лица Владимира Путина Людмила Бабенко и от Общественной палаты Самарской области Елена Бородинова фотографировали избирателей, которые опускали бюллетени в стационарный ящик для голосования.



Таким же образом поступило и доверенное лицо от Общественной палаты Самарской области Наталья Жукова с УИК 3003 с огромной и модной на нынешних выборах президента, брошкой в виде латинской буквы V, точь-в-точь, как у председателя самарского Облзибиркома Вадима Михеева.


Кто попросил заград-отряды из женщин со смартфонами – наблюдательниц, которые не выявили за три дня ни одного нарушения, уделить особое внимание тем, кто пришёл голосовать в 12.00, неизвестно, так же как и кому были отправлены фото избирателей.

Наблюдатели от КПРФ, которые находились на участках в Самаре, сообщили, что перед началом акции, объявленной оппозицией, наблюдатели от Общественных палат и от кандидата в президенты Путина активизировались и «забегали». Они приготовившись исполнять волю неизвестных лиц – фотографировать граждан, которые придут голосовать в это время.

В Новокуйбышевске за «экстремистскую записку»‎ в кабинке для голосования полицейские задержали Аллу Фадееву. По сообщению ОВД-Инфо, [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] записку нашли после того, как она опустила бюллетень в урну. Девушка пояснила, что записку на участок она не приносила. Избирательнице пригрозили осмотром её квартиры  и снятием отпечатков. Содержание записки не раскрывается. Девушку отвезли в отделение полиции на улице Коммунистической. 


Стоит отметить, что реальное независимое наблюдение российские власти попытались подменить «наблюдением от общественных палат» федерального и регионального уровня. По сути общественными они не являются, так как по факту в них могут попасть только специально отобранные властями кандидаты. В Самарской области палату формируют губернатор, Самарская губернская дума и направленные этими органами члены ОП. По неофициальной информации, все кандидаты в члены ОП Самарской области проходят согласование в администрации губернатора. 

За соблюдением избирательных прав граждан, ходом голосования и подсчета голосов в Самарской области следили почти 6 тыс. наблюдателей, обученных Общественной палатой Самарской области и направленных кандидатами и политическими партиями.

Камеры включились в 8.00 первого дня голосования, 15 марта, то есть в момент открытия участков, а не в момент начала подготовки УИКов к голосованию, когда происходит проверка кабинок для голосования, списков избирателей, урн для голосования и т.п.

После этого около 10.30 произошёл сбой системы. Как сообщалось, доступа к видеотрансляции не было ни у кого, даже у Ростелекома. Некоторые независимые от российских властей СМИ сообщали, что доступа в трансляции лишились все наблюдатели от КПРФ. Затем камеры заработали, но у некоторых членов комиссий возникли проблемы с доступом. Были ли за это время осуществлены вбросы, применялось ли «круизное голосование» или накручивалась ли иным способом явка, утверждать сложно. В этот период времени даже видимости прозрачности процедуры не было. 

Почти на каждом участке все три дня находилось по одному наблюдателю от Общественной палаты РФ и Общественной палаты Самарской области. Официальные власти утверждают, что им «можно доверять». Также почти везде присутствовали наблюдатели от доверенного лица кандидата в президенты Владимира Путина и кое-где от доверенного лица другого кандидата в президенты – Николая Харитонова.

Признанное международное наблюдение БДИПЧ ОБСЕ заменили специально подобранными некими «международными электоральными экспертами». Это что-то вроде «иностранных» экспертов на канале «Россия-1» – говорят на хорошем русском, но с наигранным акцентом. 


Фото: телеграм-канал "Глаз Народа"

Известно, что иностранные наблюдатели и эксперты в регионе работали с 15 марта, посетив областную избирательную комиссию и УИК в Самаре, а затем отправились в Тольятти, Жигулевск и Ставропольский район. 

От них претензий не поступало. Наоборот, говорят, что у нас скучно: процедура открытая, всё спокойно, - рассказал СОВЕ (информационному агентству Самарской области – прим. «Засекина») 16 марта председатель Облизбиркома Вадим Михеев.

Глава регионального избиркома добавил, что особенно иностранцев привлекла работа КОИБов, дистанционного электронного голосования – хотя в регионе его не применяют – и открытое видеонаблюдение за выборами.

Видеонаблюдение в Самарской области, как и по всей стране, фактически закрыли, отказав избирателям в доступе к видеотрансляциям с избирательных участков. 

Действительно независимым наблюдателям с номера 8 996 622 10 09  поступили СМС следующего содержания: 

Предупреждаем вас об уголовной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьёй 141 УК РФ.

Несколько наблюдателей пожаловались на слежку за собой. Но реакции от правоохранительных органов не последовало до сих пор. 

Сегодня идём на избирательные участки и осуществляем голосование для того, чтобы завтра жить с полным ощущением того, что вы стали сопричастным именно к выборам 24 года, - сказал 16 марта председатель общественного штаба по независимому общественному наблюдению за выборами президента Павел Покровский,

Председатель Общественной палаты Самарской области, член Общественного штаба Самарской области по независимому общественному наблюдению за выборами Президента РФ в 2024 году, академик РАН Виктор Сойфер заявил 19 марта то, что и должен заявить назначенный властями «общественник»:

Завершилась важнейшая политическая кампания в нашей стране. Существенных нарушений законодательства, которые могут повлиять на итоги выборов, мы не обнаружили. Все избирательные участки работали штатно. Большая работа была проделана общественниками и организаторами выборов на этапе подготовки: изначально были небольшие замечания по отдельным участкам, но они были устранены, и на момент голосования доступ для всех избирателей на избирательные участки был обеспечен. Были также приняты превентивные меры безопасности. Наши "независимые общественные наблюдатели", в свою очередь, помогли достичь полной прозрачности процесса голосования.

Канал так называемого «независимого общественного наблюдения» сообщил 19 марта, что на «горячую линию» связи с избирателями с 15 февраля 2024 поступило 204 обращения, из них 150 за 3 дня голосования. Рассказывается, что из всего объема обращений только шесть касались социально-бытовых вопросов. По вопросам, касающихся избирательных прав, по заявлению «общественников» преобладали темы организации процесса голосования. Кроме того сообщается, что «в этот раз не было ни единого обращения о применении админресурса, как не было жалоб на действия или бездействие членов УИК, применении правонарушающих технологий и нарушении прав наблюдателей или представителей СМИ».

Виктор Полянский, сопредседатель Общественного штаба, профессор Самарского университета, известный своим «нежным» отношением к каждому из губернаторов Самарской области и вообще любым более-менее значимым представителям власти, заявил:

Это свидетельствует о росте политической зрелости наших граждан - избирателей, которые в настоящее время осознают необходимость укрепления нашей политической системы и личного влияния на этот процесс. Это подтверждает известную поговорку «Не хлебом единым жив человек». Наступает период, когда человеком овладевает осознание того, что он участник политического процесса и что он может влиять на него. На будущее эту тенденцию нужно поддерживать и государству, и политическим партиям, и некоммерческим общественным объединениям, и организациям. Этому также должны быть подчинены и образовательные организации, поскольку понимание ценности политической жизни должно быть сформировано на ранних этапах обучения человека.

Тем временем проект «Карта нарушений на выборах» движения Голос [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов](признано иностранным агентом) зафиксировал 83 сообщения о предполагаемых нарушениях из Самарской области. К примеру, руководители одной из бюджетных организаций в регионе принудили всех голосовать в пятницу до 12.00 и не разрешили идти в другой день, особенно в воскресенье.

В ночь на 18 марта в Территориальной избирательной комиссии Волжского района Самарской области работала полиция и Следственный комитет. Около 00.30 членом ТИК были обнаружены следы несанкционированного вскрытия двух сейф-пакетов для хранения бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссии № 0709 посёлка Верхняя Подстёпновка. 

Нарушения были, но женщин с удостоверениями наблюдателей от Путина и «общественных палат» больше интересовали явно не они, а избиратели, которые пришли голосовать в «подозрительное время». Умные и, условно говоря, принципиальные дамы...