Уже при подходе к Самарскому зоопарку, который находится в Самаре на ул. Ново-Садовой, 14б, остро чувствуется неприятный запах. Это не только терпкий запах от клеток животных, который буквально въедается в одежду свидетелей их мучений, в нос ещё ударяет запах бессилия и страданий. 

Первым делом посетителей, которые хотят показать своим детям животных живьём, а не в научном фильме или энциклопедии, встречает медведь. Но мишка не рад. Он отвернулся и нервно качается. Вверх и вниз. Вверх и вниз. 

Давай, Миша, давай, раз-два-три, - радостно считают дети, не понимая, как плохо животному в тёмной, грязной клетке с лужами на полу, в которой вместо леса есть только бетон, настил из досок и железная миска.

Он даже не ходит, просто сидит и качается. Это ежедневно видят работники зоопарка. Об этом, наверняка, знает директор Олег Шепталов, это должны были зафиксировать проверяющие. На зверя, которому плохо, смотрят дети. И, может быть, всё-таки кто-то из них вдруг догадается, что это больше похоже на настоящий концлагерь, а не на зоопарк. 

Наверное, самое страшное, что именно дети видят страдания животных, пусть даже сейчас они этого не понимают. Ну а когда не понимают взрослые, которые приводят своих чад смотреть на зверушек в таком состоянии, о какой можно говорить человечности? Какой широте самарской души? Если она не сжимается при виде страданий более слабых, если не возникает жесточайшего возмущения, желания вызволить несчастных из тесных клеток, есть ли вообще эта душа?

Большинство клеток и аквариумов в зоопарке, мягко говоря, очень небольших размеров. 


Небольшой бассейн в клетке с птицами мутный и замусорен.


Плитка в клетке для ворона разбита.


Более-менее просторный вольер, в котором последние годы жил, если это можно так назвать, лев Цезарь, пуст. Лев недавно умер. Редкого животного из красной книги не стало.


Подготовлен новый вольер с бетонным полом, поменьше, для львёнка, которого должны вот-вот привезти из барнаульского зоопарка. В крытой сверху клетке, куда среди прочего положили несколько коряг и две шины, одну из которых подвесили, темно. Видимо, солнечный свет в вольер попадает только в определённое время суток. Вряд ли небольшая яма с песком и стена, где изображёна гора с надписью «Алтай», развеселят львёнка, которого поместят сюда.


Знает ли его директор барнаульского зоопарка Сергей Писарев об истинных условиях содержания животных в самарском зоопарке, которому он решил подарить львёнка Алтая, неизвестно.

Рядом вольер для двух тигров - Кассандры и Кактуса. У них даже есть облезлый бассейн, откуда они пьют, куда опускают лапы. Один из тигров несколько раз мочится туда прямо на глазах у публики. Другое животное тяжело дышит и тревожно ходит туда-сюда перед зрителями. Возле вольера для животных указатель о том, что его помогла построить компания «Газпром трансгаз Самара».


Самое невыносимое по запаху - закрытое помещение для экзотических животных. В нём есть две грязные «лужи» (бассейнами их назвать сложно) для крокодилов, критично маленькие клетки для рептилий.


Здесь же клетка с обезьяной, которая забилась в угол. 

Места для размещения животных явно не хватает, это ранее выявляли проверяющие. Но зоопарк продолжает функционировать и продавать билеты.

21 июня Генпрокуратура (не запрещенная в России организация) признала Всемирный фонд дикой природы (WWF [Включен(а/о) в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации]), который занимался проблемами экологии и защитой животных, «нежелательной организацией». Ранее, в марте, WWF был признан «иностранным агентом». Месяц назад, 19 мая, «Гринпис» [Включен(а/о) в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации]также был объявлен «нежелательной» организацией. В сообщении Генпрокуратуры утверждалось, что с начала «спецоперации» в Украине экологическая организация «занимается антироссийской пропагандой». После этого Российский Гринпис объявил, что вынужден закрыть организацию в стране после более 30 лет работы.

Самарский зоопарк с 2005 года находится в ведении министерства культуры Самарской области. В сентябре 2021 года стало известно, что после проверки, которую провели аудиторы Счетной палаты региона в Самарском зоопарке, учреждение рискует остаться без лицензии.

Одно из нарушений, которое выявили – слишком тесные вольеры, в которых животные не могут удовлетворить потребность в физической активности. Условия содержания и размеры вольеров для 17 видов животных в зоопарке не соответствовали новым требованиям к содержанию животных.

В конце 2021 года министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш сообщила, что зоопарк готовится к переезду в Южный город. Нынешнюю территорию зоопарка на ул. Ново-Садовой расширить невозможно, поясняла Мрдуляш. Однако учреждение так никуда и не переехало.

В начале января 2022 года стало известно, что ГБУ «Самарский зоологический парк» получило бессрочную лицензию Россельхознадзора на содержание и использование животных.