В начале заседания, начавшегося в 10 часов 30 минут и продлившегося до позднего вечера, стороне защиты удалось добиться, чтобы процесс был открытым. При этом судья запретил видеосъёмку, но разрешил осуществлять аудиозапись в зале суда. Подробный репортаж о вчерашнем заседании публикует портал TUT.by.
Сначала обвиняемая Мария Рымарь детально описала, что произошло с ней в минском аэропорту 7 июля 2016 года, когда она вместе с подругами возвращалась с отдыха в Карпатах. Из Киева в Минск они летели рейсом «Белавиа». В Минске планировалась пересадка на самолёт «Аэрофлота» до Москвы.
«В Минске я прошла паспортный контроль и сдала в багаж свой дорожный чемодан. Чувствовала себя очень усталой, потому что не спала до этого всю ночь. До регистрации на рейс сидела в зале ожидания, там на экране транслировали ролик для пассажиров, который объясняет правила досмотра. Эта информация меня очень обрадовала. Дело в том, что я очень не люблю прикосновений чужих людей, не люблю толчеи… Я вошла в сектор, предъявила документы, подошла к стойке энтроскопа, положила на ленту свои вещи. Даже сняла специально ремень брюк — летаю достаточно часто и знаю, что пряжка на ремне «пищит». Прошла сквозь рамку без тревожного сигнала. Смотрю: инспектор досмотра протянула ко мне руки. Я ей говорю, мол, нет-нет, вот у меня рамка не звенела. Она мне ответила: «Тротил не звенит, пластид не звенит» и всё равно собралась проводить досмотр. Надо понимать, что я была этими словами напугана и сбита с толку. Тогда я произнесла «Тротил вон там» и указала жестом в сторону своих сумок, которые выезжали из энтроскопа. Этими словами я хотела сказать: я так же безопасна, как и эти безопасные вещи. Они же прошли досмотр — чего же меня досматривать? Инспектор на секунду остановилась и стала допытываться, что я имела в виду. Я никак не ожидала, что мои слова восприняли буквально», — цитирует слова гражданки России портал TUT.by.
Затем участникам заседания показали съёмку с видеорегистратора, на которой слышны реплика инспектора про тротил и ответные слова Рымарь о том, что «тротил там».
Выступившая в качестве свидетеля инспектор службы авиационной безопасности Татьяна Марус в свою очередь заявила: «Прозвенела рамка или не прозвенела — я в любом случае должна была досмотреть пассажирку. Она выглядела не особенно спокойной. Такое бывает, когда человек чем-то расстроен. По нашей базе эта пассажирка проходила как «обычный пассажир», но для меня лично она уже была пассажиром «подозрительным».
На вопрос «А как вы для себя восприняли фразу Марии Рымарь про тротил?» Татьяна Марус ответила: «В первый момент я подумала, что человек расстроен. Но когда она повторила свои слова, я задумалась: а шутка ли это? И действовала по инструкции».
Сторона защиты заметила: если гражданка России со словами «Тротил там» указала на сумку, почему её вещи после этого пристально не досмотрели?
«Когда я прибыл на место, мне сообщили, что сумка досмотрена, она чистая», - сообщил другой свидетель, инспектор отделения досмотра и ручной клади пассажиров Дмитрий Ференц.
Сегодня в 14 часов дня по местному времени судебный процесс будет продолжен. При этом следствие включило в материалы уголовного дела в отношении жительницы Самары многочисленные скриншоты страниц «Википедии» с информацией о терактах в Брюсселе и Стамбуле.
Как писал «Засекин», Мария Рымарь была задержана 7 июля 2016 года в национальном аэропорту «Минск». 18 июля она была освобождена под залог из изолятора временного содержания. Сумма залога составила 70 тысяч рублей. На всё время следствия и рассмотрения дела в суде гражданка России не имеет права покидать территорию Белоруссии.
«Нашим столичным управлением Следственного комитета возбуждено уголовное дело в отношении гражданки Российской Федерации. В национальном аэропорту Минск, находясь в пункте предполетного досмотра, она заведомо ложно сообщила о наличии у неё в багаже взрывчатого вещества. В результате эта информация не подтвердилась. Согласно Уголовному Кодексу Беларуси, это заведомо ложное сообщение об опасности. Оно квалифицируется по части 1 статьи 340 УК Беларуси», - уточнила представитель Следственного комитета Беларуси Юлия Гончарова.
15 июля муж задержанной, филолог Андрей Рымарь написал петицию с просьбой освободить его супругу. Открытое обращение адресовано председателю Следственного комитета Республики Беларусь Александру Конюку, генпрокурору республики Ивану Носкевичу, президенту Александру Лукашенко и послу России в Белоруссии Александру Сурикову. В настоящее время эту петицию уже подписали свыше ста шести тысяч человек.
4 августа суд Октябрьского района города Минска оштрафовал Марию на «25 базовых величин или 525 новых рублей за неподчинение требованиям сотрудников милиции». Отметим, что нынешний курс нового белорусского рубля составляет 33 российских рубля 34 копейки.
Комментарии (1)
вот кто за язык тянул? одно слово — женщЫна.