Данные об исполнении бюджета Самарской области показывают: в финансовой истории региона случилось настоящее экономическое чудо. Вместо запланированного дефицита в умопомрачительные 39,85 миллиардов рублей губерния под руководством Вячеслава Федорищева заверила прошлый год с профицитом в 4,27 миллиарда. Источник этого внезапного богатства оказался до неприличия прост – власти просто не потратили более 35 миллиардов из запланированных 330,6 миллиардов рублей.

«Засекин» начал изучать опубликованный министерством финансов отчет и уже при первом приближении обнаружил: экономия приобрела поистине всеохватывающий характер, словно эпидемия бережливости внезапно поразила все отрасли региональной экономики.

Особенно впечатляет масштаб «сбережений» в национальной экономике – более 20,78 миллиардов рублей (почти четверть от плана) так и не нашли применения. Невольно возникает вопрос: то ли в Самарской области внезапно закончились проекты для финансирования, то ли наоборот – финансирование закончилось для проектов.

Метро, которое не едет

Самарское метро стало символом этой политики освоения-неосвоения бюджета. Из выделенных 11,3 миллиардов рублей регион героически освоил целых 3,1% (менее 346 миллионов), а непосредственно на строительство – грандиозные 0,8% плана (69 миллионов из 9,13 миллиардов). Видимо, подземную станцию решили строить не вниз, а вверх – настолько высоко поднялись средства над уровнем реального освоения.

Ситуацию здесь, конечно, можно объяснить уголовными делами вокруг метростроя и томящимися в СИЗО чиновниками, а также долгим поиском смельчаков, готовых взять на себя ответственность за будущие свершения. Но даже на этом фоне 0,8% исполнения бюджета выглядит как своеобразный негативный рекорд, достойный книги Гиннесса по финансовой эффективности наоборот.

Транспортная отрасль: ни по земле, ни по воде

Проблема недофинансирования транспортной отрасли оказалась настолько серьезной, что до неё дошло лишь 36,3% запланированных средств. Область, по-видимому, решила превратить транспортное развитие в особую форму аскетизма.

Речной транспорт испытал на себе поистине виртуозную экономию: на закупку судов на подводных крыльях (170 миллионов рублей) и пассажирских круизных судов (34 миллиона) было выделено ровно 0 рублей 0 копеек.

Не повезло и наземному электротранспорту: на капремонт трамвайной инфраструктуры также не было выделено ни копейки из запланированных 150 миллионов. Самарские трамваи, похоже, должны продолжать свой героический путь без какой-либо поддержки – в лучших традициях железной самодисциплины. Хотя кое-какие отчеты о новых вагонах власти демонстрировали. Все помнят новый трамвай, который сломался в первый же день эксплуатации?

Даже перспективное направление беспилотной авиации, на которое регион официально делает ставку, получило лишь 78,4% от плана. На строительство посадочных площадок для беспилотников выделена только половина средств – видимо, с идеей, что современные дроны могут взлетать с половинчатых взлетных полос.

Автомобилистам тоже пришлось несладко. Строка «Обеспечение сохранности сети автодорог общего пользования» недополучила 1,34 миллиарда рублей, а ремонт местных дорог и дворовых территорий оказался беднее на 495 миллионов. Автоматизация управления дорожным движением в крупных городах получила лишь 47% от плана (520 миллионов из 1,11 миллиарда). Очевидно, в представлении бюджетников, самарские дороги настолько хороши, что могут несколько лет обойтись без должного внимания.

Экологический минимализм

Экология стала еще одной жертвой бюджетной аскезы. Обновление городских и районных систем водоотведения и канализации получило финансирование в размере абсолютного нуля из 14,1 миллиона рублей. Столь же нулевое внимание досталось работам по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде. Кажется, природа в планах бюджета должна восстанавливаться самостоятельно, без лишних человеческих усилий.

Адаптация к изменениям климата профинансирована на 25% от плана – возможно, с тайной надеждой, что климат в Самарской области и так достаточно стабилен, чтобы не тратить на него все запланированные суммы.

На работы по ликвидации и рекультивации существующих свалок в муниципалитетах из 46,9 миллионов рублей выделено только 33,5 миллиона (71,5%). Видимо, некоторые свалки было решено сохранить для будущих поколений как культурное наследие.

Жилищное недоразумение

Жилищная сфера демонстрирует, что экономить можно даже на самом важном. Программа переселения граждан из аварийного жилья профинансирована лишь на 45,5% (1,43 миллиарда из 3,15 миллиардов). Возможно, местные власти считают, что аварийное жилье – это не так уж и аварийно, чтобы тратить на него все деньги сразу.

Модернизация коммунального комплекса получила 33,6% от плана – чуть меньше, чем бюджет самарского метро, зато чуть больше, чем ничего. А проектирование и строительство систем водоснабжения в Самаре, Новокуйбышевске и Волжском районе профинансировано на феноменальные 8,1% (3,1 миллиона из 38 миллионов) – будто вода в этих населенных пунктах является настолько доступным ресурсом, что можно не беспокоиться о ее поставках.

Социальная эффективность

Даже братья наши меньшие ощутили на себе бюджетную диету. Программа помощи бездомным животным профинансирована частично: на создание мест в приютах выделено 67% от плана (5,6 миллиона вместо 16,8 миллиона), а на корма – 46% (2,6 миллиона вместо 5,6 миллиона). Возможно, в планах бюджета бездомные животные должны были научиться экономнее питаться.

Инновационная бережливость

Перспективные направления развития, несмотря на громкие заявления о приоритетности, тоже попали под бюджетный секвестр. Программа развития рынка газомоторного топлива получила лишь половину средств (37,3 миллиона из 74,4 миллиона). А на поощрение перехода транспорта на метан не выделено ничего из запланированных 24,1 миллиона – экологичность, как оказалось, может подождать еще годик.

Для завода по производству сыра в Тольятти создание инфраструктуры профинансировано на смехотворные 2,4% (4,8 миллиона из 200,6 миллионов).

Бухгалтерская философия

Власти региона, конечно, спешат заверить общественность, что все неизрасходованные средства просто перетекут в нынешний год. Своеобразная бюджетная реинкарнация должна успокоить жителей, не дождавшихся ни метро, ни речных судов, ни отремонтированных трамваев, ни новых систем водоснабжения.

Но, во-первых, за этими цифрами стоят отложенные проблемы, которые с каждым годом становятся только острее. Аварийное жилье не становится крепче, дороги не самовосстанавливаются, а экология не улучшается без человеческого вмешательства.Во-вторых, с «перетеканием» не всё так просто. Например, неосвоенные дотации из вышестоящих бюджетов ведут не к перетеканию, а к урезанию финансирования.

Возникает классический вопрос региональной философии: что обойдется дороже – сэкономленные сегодня миллиарды или проблемы, помноженные на время ожидания? Впрочем, жители региона, ежедневно пользующиеся этой инфраструктурой, скорее всего, уже знают ответ. Только вот в бюджетных отчетах он не отражается.

Дмитрий СОЛНЦЕВ