Фестиваль любительского кино «70/30» – совместный проект арт-клуба «Корица» с киноклубом «Ракурс» – стартовал 31 января. Представить туда свои работы можно было двумя способами: либо принести уже готовый фильм, либо снимать его во время фестиваля, посещая лекции и мастер-классы. Призом в первой номинации стала путёвка на Канский (не путать с Каннским) фестиваль «International Kansk Video Festival», а во второй – два билета на концерт Эмира Кустурицы и группы «The No Smoking Orchestra» в Самаре.

Поначалу казалось, что все может получиться неплохо, поскольку программу лекций и мастер-классов организаторы заявили довольно обширную. Читались лекции как об истории кино, так и о его технике: монтаже, бутафории, раскадровке, организации съёмочного процесса. На протяжении всего февраля посетители могли послушать Валерия Бондаренко, Михаила Куперберга, Романа Самсонова, Андрея Филатова и Евгения Падучих. На открытии фестиваля Валерий Бондаренко наставлял зрителей и начинающих режиссеров цитатами из Хармса. О том, что стихи нужно писать так, что если бросишь стихотворение в окно, то стекло разобьётся. Но от конкурсных работ, показанных 1-го марта на закрытии, окна не только не бились, но даже не трескались. Да в них, по существу, ничего и не бросали.

Участники, которые должны были снимать свои картины во время работы фестиваля, естественно, за месяц ничего сделать не успели, и потому на закрытии демонстрацию их работ заменили показом презентаций с кратким описанием будущего фильма: вместо кино – «здравствуйте, меня зовут Марина, и я планирую снять то-то и то-то». Смотреть и слушать это было не то чтобы скучно, а, скорее, грустно от полного отсутствия каких бы то ни было свежих идей. Будто сидишь в актовом зале в школе, а вокруг школьники в костюмах пытаются изобразить незатейливую сценку. Сценку, где всё про любовь, про одиночество, про мужчин и женщин, про сказочных героев и фантастические миры. И,  чтобы немного по-взрослому, про дискриминацию. Только вот шампанского мне в школе не наливали, а с ним, как известно, всегда всё немного веселее идет.

Наконец, презентации закончились, и фестиваль перешел к другой, главной, номинации – к просмотру готовых фильмов, присланных на конкурс. Из 31 готовой картины жюри отобрало 10 лучших, которые было бы не стыдно показать зрителям. И почему-то целых две из них оказались про космос: «Космос во мне» Тимура Рамазанова и «Лучший друг» Егора Чичканова. Первый о том, как самарский парень всю жизнь бредил космосом, а потом его забрали к себе пришельцы из повисшего над городом куба, прилепленного в кадр аккурат над набережной. А второй о двух друзьях, профессоре и студенте, которые ищут НЛО, а потом, в лучших традициях бульварной фантастики, оказывается, что студент сам инопланетянин и есть, и вот он с безумным видом лазает по потолку, говорит страшным голосом и пытается убить своего напарника.

Надо отдать должное, были и любопытные работы. Например, видео-инсталляция Олега Елагина «For or against». На экране министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова хочет говорить о современном искусстве, однако запись зацикливается, а на Рыбакову начинают наползать чёрные линии, превращая министра в чёрный квадрат. Обаятельной оказалась комедийная короткометражка в духе всё того же Хармса под названием «Алкоголь убивает», где все участники застолья один за другим оказываются сражены кто пробкой, кто вилкой, кто пьяным соседом. Картина «Почему мужчины плачут», снятая «Фондом поддержки мужского начала» и Владимиром Суховым с первых кадров обещала быть интересной. На экране по одному показывались рыдающие мужчины, мальчики и парни. Плакали все очень натурально – ну так, по мужски, пытаясь сдержать слезы. Но потом всё скатилось в скучный каламбур, когда оказалось, что рыдают они над какими-то бытовыми вещами, вроде спущенного колеса у машины. Тем не менее, видимо благодаря своей простоте, работа получила приз зрительских симпатий. Уже под конец зрителям показали нелепый фильм про зомби-апокалипсис в каком-то богом забытом селении, где солдаты не пойми каких войск с бодуна обнаруживают, что у них поселились зомби. Киношка, снятая на телефон, где мутные солдаты гоняются за мутными зомби, в первоначальной своей версии длилась целых полтора часа, но в конкурсу её, слава богу, подсократили.

Первое место заняла короткометражка «Узелок» Олега Захаркина, в которой была видна и кропотливая операторская работа, и динамика, и добротно выстроенная композиция. Сюжет таков: девушка в красном пальто долго бежит по лесу, сжимая в руке белый свёрток. Спотыкается, падает, встает и всё равно бежит. Потом, когда оказывается, что бежит она к парню-наркоману, а в узелке у неё доза, даже обидно остановится. Думаешь, вот, наконец, что-то не только качественное, но и интересное. Но нет, всё просто: наркотики – плохо, любовь – больно, и, подтверждая этот тезис, девушка вкалывает парню дозу, а затем оставляет в его постели непогашенную сигарету. Слышу, как позади меня какая-то зрительница спрашивает своего соседа: «Почему у людей такие мысли? В чём смысл?» «Жизнь победила любовь», – отвечает сосед.

Даже удивительно: вроде по городу ходит столько людей с творческими амбициями, а материальное воплощение этих амбиций оказывается пшиком уже даже на уровне замысла. Простые идеи, избитые истины, элементарные художественные решения и ни малейшей художественной смелости, которая, казалось бы, должна же быть у любителей с камерой наперевес – свободных, не скованных рамками приличий, институциональными правилами и ответственностью за бюджет. Когда-то на фестивале любительского кино «Белый квадрат» (предшественника «70/30») были действительно интересные работы – не просто качественно сделанные, а даже смелые. Почему сейчас не так – не понятно. Быть может, просто время революций, экспериментов и озорства прошло, и теперь предел мечтаний – снять не кино, а нечто похожее на российский сериал или социальную рекламу. Чтобы можно было показать по телевизору в прайм-тайм и чтобы стекла не бились, а, напротив, становились крепче и тверже. Чтобы ни кирпич и никакое стихотворение никакого безумного авангардиста их не взяло. 

Мария Осина