Когда Юрий Гагарин стал первым в мире космонавтом, маленькому Коле из села Новые Верхиссы Инсарского района Мордовской АССР было всего десять лет, и он, без сомнения, как миллионы других советских мальчишек, мечтал стать космонавтом. Но стал государственным деятелем. Сегодня губернатор Самаркой области Николай Иванович Меркушкин тоже порой думает о космосе, но о звездах уже не мечтает. Он стал хорошо информированным оптимистом, который, как и положено государственному деятелю, верит в перспективы российской космонавтики, но о самарской её части всё же говорит сдержанно. И с куда меньшим энтузиазмом, чем об удоях и птицефабриках. Накануне 12 апреля ИА «Засекин» попытался разобраться, что ждёт самарскую ракетно-космическую отрасль и что об этом думает Николай Иванович Меркушкин.

 

В декабре 2013 года, выступая с Посланием перед депутатами, губернатор Николай Меркушкин заявил, что Самарскую область «снова стали считать главным центром космического машиностроения». В 2012-2013 годах на развитие свежесозданного самарского аэрокосмического кластера было выделено более 1,4 млрд рублей. Но разве это деньги в масштабах космоса? Данные финансовых отчётов предприятий кластера говорят о том, что бюджетные вливания не смогли сделать их более прибыльными, более того, большая часть аэрокосмических компаний показала отрицательную финансовую динамику. А губернатор Самарской области Николай Меркушкин и вовсе выразил опасения, что пальму первенства у самарского «Прогресса» по числу удачных запусков могут перехватить китайские ракетостроители.

 

Цифры против оптимизма

В аэрокосмический кластер Самарской области входят 11 крупнейших профильных предприятий, а также аэрокосмический и технический университеты. Особенностью кластера является тот факт, что на территории одного региона сконцентрирован полный цикл производства всего спектра авиакосмической техники. На поддержку и развитие этого производства из федерального и областного бюджетов в 2012 году было выделено свыше 800 млн рублей, в 2013-м сумма поддержки снизилась до 650 млн рублей, примерно столько же должно быть направлено и в этом году.

Несмотря на поддержку, практически все предприятия аэрокосмического кластера пережили в 2014 году падение доходов. Из ежеквартальных отчетов предприятий следует, что нарастить финансовые показатели удалось лишь единицам. ОАО «Кузнецов» показал рост выручки на 35%, с 6,7 млрд рублей в 2012 году до 9,1 млрд в 2013-м, однако предприятие остаётся убыточным, более того, убыток «Кузнецова» увеличился на 306 млн и составил в 2013 году почти 1,2 млрд рублей. Выросла выручка ОАО «ЕПК Самара» - с 4,6 млрд рублей до 5,3 млрд, ОАО «Салют» - с 1,2 млрд рублей до 1,56 млрд, ОАО «Гидроавтоматика» увеличила выручку на 27,2 млн рублей. А самым убыточным прошлый год оказался для сызранского ОАО «Пластик», выручка которого сократилась на 4,1 млрд рублей.

Справедливости ради нужно отметить, что, несмотря на убытки, большинство компаний показало позитивную динамику в плане объёмов производства. Темп роста суммарных объемов производства в 2013 году по отношению к 2012 году составил 143,5%. Руководители предприятий в своих комментариях делают акценты именно на позитивных показателях, хотя  они и не позволили сделать предприятия прибыльными.

 

Олимпийская гордость и скромный МАКСимум

Самарское ракетостроение «засветилось» и в главном российском событии 2013-2014 годов. В ноябре «Союз-ФГ», разработанный самарским «ЦСКБ-Прогресс», доставил на орбиту корабль «Союз ТМА-11М» с факелом сочинской Олимпиады. Так российские власти связали в единый комплекс две своих гордости – спортивные и космические достижения. В этой же логике на орбите могут развивать и сельское хозяйство.

В лояльных СМИ в качестве важного события 2013 года выставляют участие представителей самарского аэрокосмического кластера в ежегодном Международном авиакосмическом салоне. Как уже сообщало ИА «Засекин», МАКС-2013 стал самым продуктивным с точки зрения подписания контрактов за историю авиасалона, однако ни одно из самарских предприятий не привезло оттуда ни одного реального договора. Только декларативные документы вроде меморандума о сотрудничестве между региональным минэкономразвития, самарскими вузами и Бернским институтом мировой торговли.

 

Взлёты «Прогресса»

В 2013 году в космос ушло 16 ракет-носителей, изготовленных самарским «ЦСКБ-Прогресс». Так, это предприятие стало мировым лидером по числу удачных запусков. Меркушкин, правда, выражал опасения, что в 2014 году пальму первенства у самарского «Прогресса» могут перехватить китайские ракетостроители, наращивающие свою космическую активность.

Несомненно, пессимизм губернатора должен иметь под собой веские основания. Возможно, он владеет информацией, не доступной рядовому самарцу. Так, не разглашается информация о выручке и прибылях «ЦСКБ-Прогресс», а в новостную ленту в 2013 году практически не просачивалась информация о заключённых или упущенных госконтрактах «Прогресса». Эта закрытость, а также опыт 2012 года, когда завод один за другим терял заказы Министерства обороны РФ, заставляет делать нерадостные предположения, лишь усиливаемые пессимизмом высокого руководства.

 

Бессменная гордость «Кузнецова»

Среди прочих в 2013 году состоялся первый запуск ракеты-носителя лёгкого класса «Союз-2.1в», на первой ступени которого стоит модифицированный двигатель НК-33А, разработанный самарским ОАО «Кузнецов». НК-33 считается гордостью самарских двигателестроителей, его адаптированные версии в 2013 году дважды участвовали в запуске американской ракеты Antares.

Вот только «тридцать третьим» гордятся ещё с начала 1970-х, когда он был разработан. Ничего принципиально нового с тех пор на «Кузнецове» не изобрели, в 2013-м лишь было заявлено о планах по восстановлению серийного производства его современных модификаций, для чего на заводе начали строить две новые производственные площадки. Затраты на новое производство и техническое оснащение составят 732 миллиона рублей, из них 502 миллиона должны быть выделены из федерального бюджета.

Несмотря на то, что НК-33 пошёл пятый десяток, именно возобновление выпуска этого двигателя, по мнению губернатора, «стало одним из главных факторов, благодаря которым Самару снова стали считать главным центром космического машиностроения».

 

ВОВ добралась до космоса

Космическую отрасль продолжают беспощадно эксплуатировать с точки зрения навязчивого патриотического популизма. На днях, 9 апреля 2014 года, детище «Прогресса» «Союз-У» с двигателями «Кузнецова» вывел на космическую орбиту транспортный грузовой корабль «Прогресс М-23М», на борту которого, помимо основного груза, был некий «спецгруз в рамках акции “Георгиевская ленточка”», сообщил Роскосмос. Ленточки доставили на Международную космическую станцию, чтобы российские космонавты и на борту МКС смогли отпраздновать 69-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

 

Тревожное достижение

Может быть, главной космической победой Самарской области в последнее время стал тот факт, что экс-президент АвтоВАЗа Игорь Комаров был назначен генеральным директором Объединённой ракетно-космической корпорации. Что не могло не стать поводом для анекдотов и тревожных аналогий  между продукцией отечественного автопрома и судьбой космического кораблестроения.

Куда полетят самарские ракеты, во многом зависит от настроя руководства региона. Если и Николай Меркушкин, повидавший на своём политическом опыте настоящие достижения, верит в то, что Самара удерживает статус «космической столицы», значит, регион может отмечать День космонавтики с чистым сердцем и чувством выполненного долга. И пусть отрасль остаётся убыточной, космические достижения в нашей стране являются одной из самых значимых патриотических «скреп», а значит, ценятся выше, чем сухие законы рыночной экономики.

Елена Вавина