Создания широкой и доступной сети электрозаправочных станций в Самарской области, также как и увеличения парка электромобилей в регионе в 2023 году не получилось. В федеральный бюджет пришлось вернуть неизрасходованные более 66,4 млн рублей. Таким стал промежуточный итог реализации в регионе проекта по строительству зарядной инфраструктуры для электромобилей. Однако в декабре прошлого года Самарская область подтвердила свое участие в проекте как пилотный регион и согласовала установку в 2024 году ещё большего количества зарядных станций, чем планировалось в предыдущем году. Теперь риски неосвоения бюджетных средств регионом составляют 60,7 млн рублей.

В 2023 году на территории Самарской области была предусмотрена установка 27 зарядных «быстрых» станций для электромобилей (ЭЗС). Из них были установлены и введены в эксплуатацию только четыре объекта зарядной инфраструктуры для «быстрой» зарядки электрического автомобильного транспорта. Все они находятся в Самаре: на территории торговых центров «GOLD», «Мягкофф», «Кубатура» и гостиницы «7 Avenue».

Одной из основных причин невозможности установки потенциальными инвесторами оставшихся 23 ЭЗС стала высокая стоимость технологического присоединения. Эта сумма могла составить от 1 млн до 5 млн рублей из-за необходимости строительства новых линий, либо центров питания – при условии компенсации расходов на ТП только 30%. 

Ещё одной причиной называется нахождение земли вблизи потенциальных и оптимальных точек размещения ЭЗС в частной собственности.

Также невозможность установки оправдывают сокращёнными из-за первоначального инвестора сроками реализации мероприятий по выбору и отводу земельных участков (подготовка и проведение торгов на выделение земельного участка в форме аукциона или конкурса 1-3 месяца), закупке и установке оборудования, заключению и выполнению договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (сроки выполнения договоров технологического присоединения – 30 дней и более).

В итоге в федеральный бюджет вернули 66 407 764 рубля 80 копеек неизрасходованных средств.

В декабре 2023 года Самарская область официальным письмом подтвердила свое участие в проекте в качестве пилотного региона. Была согласована установка 37 зарядных станций в 2024 году. 

В текущем году на реализацию проекта субсидия составляет 102 120 000 рублей: из федерального бюджета – 65,356 млн рублей (64%) и общий размер софинансирования из бюджета Самарской области – 36,763 млн рублей (36%).

Проект по строительству зарядной инфраструктуры в регионе реализуют шесть инвесторов: HYPER – Эр-Телеком, АО «МБКИ» г. Пермь, ИП Анисимов – «Роза Мира», ООО «Октябрьская Б», ООО «УК-9», ООО «Единый оператор электрозаправочных станций» г. Казань.

По состоянию на 9 сентября 2024 года из 37 запланированных к установке зарядных станций:

– по одной станции – обеспечен землеотвод и получены технические условия на осуществление технологического присоединения;

– по восьми станциям – обеспечен землеотвод и заключены договора на осуществление технологического присоединения;

– по восьми станциям – поданы заявки на выделение земельных участков, (+ 6 станций в г.о. Самара - HYPER - Эр-Телеком)

– по десяти станциям – ведутся кадастровые работы и сбор необходимых документов для подготовки обращений в муниципалитет за выдачей разрешения на использование земельных участков.

Стратегический инвестор HYPER планирует построить 37 зарядных станций в Самаре при условии реализации проекта «Электротакси». Совместно с сетевыми компаниями и агентством по привлечению инвестиций Самарской области инвестор ведёт работу по определению локаций в Самаре. Определены шесть точек, по которым прорабатываются кадастровые схемы. Планируют определить еще 15. Итого задействованы локации для размещения 33 станций, остается задействовать четыре локации.

Инвесторы ИП «Анисимов» и «УК-9» отказались от реализации проекта по строительству шести ЭЗС.

По данным министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, на настоящий момент ориентировочно можно рассчитывать на установку 15 зарядных станций. Размер субсидий на них составит 41,4 млн рублей. Таким образом, существуют риски неосвоения бюджетных средств в размере 60,7 млн рублей.

Для стимулирования развития отрасли министерство считает необходимым предусмотреть преференции по предоставлению льгот собственникам электротранспорта и другим участникам рынка.

По мнению ведомства, основными стимулирующими факторами, способными повлиять на развитие отрасли, являются: отмена транспортного налога для электромобилей; создание бесплатных парковочных мест; возможность движения по выделенным полосам; льготное кредитование/субсидирование на покупку электромобилей.

Рассмотрев информацию о реализации проекта 11 сентября на заседании комитета по строительству транспорту и автомобильным дорогам в Самарской губернской думе, было принято решение рекомендовать правительству Самарской области рассмотреть возможность комплексных мер поддержки для создания и развития зарядной инфраструктуры для электромобилей, в том числе установления налоговых льгот для собственников зарядной инфраструктуры и электромобильных транспортных средств.

Екатерина Сильмэ