После 12 апреля 1961 года за Куйбышевым окончательно закрепилась слава «ракетно-космической столицы» советской страны. Первый в мире успешный полёт Юрия Гагарина на модифицированной версии боевой ракеты Р7 открыл для СССР «окно» для управляемых полётов в космос, а для Куйбышева-Самары – перспективы широкомасштабного производства ракет и спутников-шпионов. В День космонавтики портал Засекин.Ру с ностальгией вспоминает прошлые аэрокосмические подвиги нашего региона, грустно оглядывает настоящее и без особого оптимизма всматривается в будущее.

Символы нашей космонавтики

В память о ракетно-космических достижениях в Самаре остался уникальный памятник истории - построенная в конце 50-х годов на обрывистом берегу Волги дача обкома КПСС, ставшая первым земным пристанищем Юрия Гагарина после возвращения с орбиты. Три дня Космонавт номер один проживал в «домике над Волгой», прозванным народной молвой «гагаринским домиком».

Впрочем, сегодня простые самарцы в большинстве своём уже не помнят об этом памятнике. От любознательных горожан и гостей космической столицы «домик Гагарина» надёжно защищён каменной оградой и вооружённой охраной. Дело в том, что памятник истории, открытый доступ к которому гарантирован федеральными законами, находится прямо посреди резиденции губернатора. Два года назад, дабы не забыть, какой ценный объект украшает этот ландшафт, бывший самарский губернатор Владимир Артяков установил на домике памятную доску с барельефом первого в мире космонавта. Увидеть её не представляется возможным. Как и прежде, подход к памятнику закрыт и строго охраняется, с той лишь разницей, что теперь с балкона коттеджа любуется волжским пейзажем другой губернатор. Любуется и ностальгически, с прищуром улыбается, невольно вспоминая родную Мордовию.

Какая космонавтика, такие и памятники. Высоким персонам – высокие балконы и дыхание истории. Всем остальным – пластиковые оранжевые космопупсы. Впрочем, самарский космопупс представляется куда более говорящим памятником отрасли, чем дом, где в далёком 1961 году отдыхал после полёта сам Юрий Гагарин. Невольно авторы «скульптурной композиции», которая на деле оказалась элементом ландшафтного дизайна, выразили саму суть сегодняшней космонавтики – отечественной космонавтики 21 века.

Вспоминая день открытия «оранжевого человечка», память цепляется за физиономию Виктора Сазонова, чьё не слишком подвижное лицо, вмиг изобразило целый шквал самых пронзительных эмоций. Это случилось в том момент, когда не ведающий ещё, что скрывается за тканевой завесой, Владимир Артяков открыл публике главный символ самарской ракетно-космической отрасли. Дмитрий Азаров, кстати, отвечавший за изготовление и установку «скульптурной композиции», по неизвестным причинам на открытие не приехал.

«Прогресс» не рвётся в космос

«Космопупс» заставляет вспомнить и детские коляски «Анюта», и машины для формирования рогаликов, которые после конверсионной программы конца 90-х (той самой, «сковородки вместо танков», которая была с треском провалена на большинстве оборонных заводов страны) стал изготавливать ракетостроительный гигант Самарской области завод ЦСКБ-Прогресс. Нужно отдать должное, именно «Анюта» и рогалики, наряду с моторными катерами «Аквалайн» и самолётом «Рысачок», удержали завод от окончательного банкротства и закрытия, когда государство оставило науку и оборонно-космическую отрасль, направив все свои ресурсы на добывание нефти.

Если и прогрессовские «Анютки» не выдержали, пусть и детского, человеческого величия, и, не выдержав конкуренции с иностранными производителями, оставили рынок и заводские конвейеры, то что уж говорить про ракеты. Сегодня, в День космонавтики, высокие персоны с высоких трибун повторяют программные речи о том, что «Самара будет… Самара станет… Самара должна…». Однако оптимизм вещающих рассыпается даже перед теми неоспоримыми фактами, которые приносит новостной поток. По данным СМИ, за прошедший год самарский космический гигант «прогрессировал» куда-то в небытие.

Буквально 10 апреля стало известно, что завод уступил химкинскому НПО им. С.А.Лавочкина в конкурсе на 70 млрд рублей. Министерство обороны РФ не доверило «Прогрессу» создание новой спутниковой системы радиоэлектронного наблюдения.

В конце прошлого года «Прогресс» не получил право на создание спутниковой системы «Обзор-О», предназначенной для оперативной съемки территории России, уступив контракт в 4,6 млрд московскому «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева». При этом самарский гигант, подавая заявку на конкурс, заявил максимальную цену - 5,088 млрд рублей, но был недооценён конкурсной комиссией. Завод получил 89,08 балла по критерию «качество работы и квалификация участника», в то время как победитель конкурса - 96,67 балла.

За месяц до этого «ЦСКБ-Прогресс» проиграл тендер Роскосмоса на создание наноспутников, уступив контракт на 315 млн рублей единственному конкуренту – резиденту «Сколково» ОАО «Научно-производственное предприятие «Даурия». И снова решение конкурсной комиссии объяснялось недостаточной квалификацией ЦСКБ, ибо комиссия оценила самарский завод в 79,08 баллов, а «Даурию» - в 89,33.

В августе 2012 года Роскосмос потребовал от «Прогресса» выплатить неустойку в 400 млн рублей за невыполнение двух заказов на новейшие спутники с модифицированными установками на борту. По неизвестным причинам, конструкторское бюро не смогло выполнить заказ в оговоренные сроки.

Нужно отдать должное, «Прогресс», конечно, не стоит без работы и получает заказы. В мае 2012 завод подписал контракт на 3,4 млрд рублей на изготовление космического аппарата дистанционного зондирования Земли «Ресурс-П». В январе этого года ЦСКБ получил заказ Роскосмоса на создание космического комплекса «Обзор-Р», сумма контракта – 3,6 млрд рублей. Заводу пророчат победу в конкурсе на изготовление трёх ракет-носителей «Союз-2-1б». Однако, как и в большинстве выигрываемых заводом контрактов, его успех обусловлен отсутствием конкурентов в отдельных производственных нишах.

Учитывая опыт позапрошлого десятилетия, наиболее оптимистичным для завода выглядит недавнее сообщение о том, что Ракетно-космический центр планирует заняться созданием заправок и автомобильных заправочных комплексов для газотурбовоза. Впрочем, ко Дню космонавтики это не имеет никакого отношения.

Самара – вне планов Роскосмоса

На официальном сайте Российского космического агентства недавно была опубликована государственная программа «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы». В этом многостраничном тексте ни разу не упоминается «ЦСКБ-Прогресс». Из текста программы понятно, что Роскосмос готовит смену самарскому «Союзу»: в планах постройка новой космической транспортной системы ППТС - перспективной пилотируемой транспортной системы. Этот космический модуль должен не только бороздить околоземное пространство, но и доставлять людей на Луну и обратно. Пока что он существует только в виде проекта, но построить первый экземпляр обещают уже к 2017 году. Создание новой системы планировалось ещё с конца 80-х  на базе космических ракетных комплексов «Ангара-А5» или «Русь-М». Так вот в программе Роскосмоса прописано создание и введение в эксплуатацию «Ангары», а про «Русь-М», работы по которому велись в «ЦСКБ-Прогресс», нет ни слова.

Начиная с 60-х годов наш город участвовал во многих программах по освоению внеземного пространства. Сейчас же самарским ветеранам космостроения остаётся грустно улыбаться, вспоминая свои былые подвиги. Как говорит бывший заместитель генерального конструктора ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Георгий Фомин, предприятие работает из заделов, оставшихся в прошлые годы.

«Прикладная наука должна опережать производство на 5-7 лет, а фундаментальная - минимум на 10-15 лет. Сейчас всё как-то не торопясь, вразвалочку... А раньше как было? В январе 1958 года вышло постановление правительства о переводе «Прогресса» на производство ракетной техники, а в декабре того же года уже выпустили 3 ракеты. За полгода почти до основ снесли старый завод, поставили новое оборудование, создали производство!» - вспоминает Фомин.

- Проблемы есть, их не может не быть, и если их не вскрывать, будет застой, но это не означает, что состояние отрасли критичное, - не разделяет пессимизм конструктора председатель комитета по промышленной политике «Союза работодателей Самарской области» Геннадий Кулаков. - Могут быть конкуренты, могут быть трудности. У самарского «ЦСКБ-Прогресс» очень высокая квалификация, на заводе работает 16 докторов наук, около 80 кандидатов, порядка 140 аспирантов, ведётся активная и целенаправленная научная работа.

Слова г-на Кулакова подогревают робкую надежду на развитие самарской ракетостроительной отрасли, однако пока больше похожи на здравицы и праздничные тосты, соседствующие с новостями об упущенных заказах и неустойках.

Елена Вавина