Новость о подписании ГК «Ренова» и правительством Самарской области соглашения о сотрудничестве заняла свое солидное место в новостных лентах. Как и водится в последнее время в СМИ, стиль большинства описаний колебался от косноязычного новояза («слушали-постановили») до официозного «ампир-советик» («и другие официальные лица»).
Водопроводные реки и курумочные берега
Цветастые обороты о социальной ответственности бизнеса и важности слияния в едином порыве власти, бизнеса же и «гражданского общества» зафиксировали главное:
- «Ренова» обещает вложиться в водопроводные сети Самары на сумму 4 млрд руб. для модернизации их за срок в 4-5 лет, чтобы о них на ближайшие лет 30 можно было практически забыть. Водопроводу Тольятти (находящемуся так же, как и самарские сети, под контролем «дочки» «Реновы», РКС) обещаны устами самого Виктора Вексельберга «сопоставимые суммы»;
- «Ренова» обещает «углубить и расширить» аэропорт Курумоч до состояния «крупнейшего хаба Поволжья», вложив до 2014 года 12 млрд руб.;
- «Ренова» обещает «участвовать как финансовый партнер» в создании скоростной линии электропоездов «Тольятти-Самара»;
- Виктор Вексельберг пообещал, правда, в несколько неконкретных оборотах речи, сотрудничество фонда «Сколково» с Самарским федеральным университетом – как только таковой будет создан.
Вот такой «дождь золотых обещаний» пролили на Самарскую область Виктор Вексельберг и Николай Меркушкин, подписав эпохальный экономический документ. Губернатор даже публично пообещал олигарху «со стороны областного правительства помощь в решении любых вопросов».
Территория на карте
Однако те, кто подумал о том, что г-н Вексельберг воспылал труднообъяснимой и неимоверно горячей любовью к Самарской области, осыпая ее обещаниями на сумму около 20 млрд руб., сильно ошибаются. Если и можно говорить о любви, то наш регион стал очередной «младшей женой» ГК «Ренова».
Потому что, например, тех же аэропортов, о которых уже заявлено, что они станут «крупнейшими хабами», у «Реновы» как у доктора Шпака курток замшевых – три. «Дочка» ГК, холдинг «Аэропорты регионов», контролирует «Кольцово» (Екатеринбург, 52,48% акций), «Стригино» (Нижний Новгород, 75%) и «Курумоч» (Самара, 71,18%). А еще буквально на днях было заявлено, что 100 млн евро будут потрачены всё той же «Реновой» на новейший терминал аэропорта «Емельяново» (Красноярск) – правда, не единолично, а в компании с «Интерросом» и «Норникелем». А еще в станице Грушевской Ростовской области уже идет строительство нового аэродрома, который г-н Вексельберг тоже обещает сделать крупнейшим хабом – южным. «Идут переговоры» об участии компании в модернизации аэропортов в Волгограде и Новосибирске. А об интересе Вексельберга к «Домодедово» не писал только ленивый «аэро-журналист», но нынешние владельцы подмосковного объекта пока держат «круговую оборону».
Не менее разнообразны и широки амбиции и аппетиты холдинга РКС. Помимо Самары и Тольятти, «Ренова» уже контролирует «воды и сливы» Кирова, Барнаула, Благовещенска, Улан-Удэ, Владимира, Петрозаводска, Перми, Тамбова, Ульяновска и Дмитровграда. Официальный сайт РКС даже улыбается с главной страницы в образе парня с прямым пробором на голове и газовым ключом в руках: «Нет прекрасней жениха, чем работник ЖКХ!» (это к ассоциациям на тему девушек и любви).
А в сфере интеллектуального сотрудничества группа Вексельберга уже «юзает» схему «Сколково – (вставьте нужное название региона)» с тем же Ростовом и той же Пермью.
Так что если джентльменский набор серцееда включает в себя цветы, конфеты и билеты в кино, то «Ренова» в своей «большой и чистой дружбе» с регионами пользуется «аптечкой» из аэропортов, водопровода и фонда «Сколково».
Самая естественная монополия
Конечно, сам по себе факт, что Самарская губерния перестанет быть уникальной «жемчужиной на Волге», а превратится в 100-500-й уезд «Вексельбергской империи», не плох и не хорош. Централизация всегда имеет свои явные плюсы и не менее явные минусы.
Например, на поверхности лежит то, что никакой обл-, гор- или сельводоканал никогда не сможет найти в своих «закромах» 4 (или даже 3 и 2) млрд руб. для масштабной модернизации. «Стальной конь идет на смену крестьянской лошадке», а стоят эти кони как дредноуты. Примерно то же самое можно сказать и о развитии инновационных технологий – какие бы Левши не обитали в Туле или Перми, им либо придется ружья кирпичом чистить, либо идти на «грандеву» с лучшими мозгами страны и средствами, которые сегодня «как бы считается что» аккумулирует Сколково. (Про проблемы аэрохолдингов и «хабизации» страны позвольте автору не рассуждать в виду отсутствия специальных познаний в этой сфере.)
Но бесплатный сыр бывает сами знаете где. Не буду убиваться над масштабным полотном «Последствия прихода в ЖКХ Самары частного капитала». Остановлюсь, для примера, всего на одном маленьком нюансе. Абсолютно частная кампания интегрирована в государственную и муниципальную структуру ЖКХ. Цель чиновников, если не останавливаться на том, что однозначно осуждается АК и УК РФ – грамотное управление этим хозяйством, обеспечение его бесперебойной работы. А цель любого частника совсем иная – извлечение прибыли. Ведь ЖКХ – монополия поестественнее нефти и газа: жидкости и «вещества» под землей рано или поздно закончатся, а вот пить, мыть(ся) и отправлять потребности люди будут всегда – так они устроены. И если сегодня некий бизнес инвестирует сюда миллиарды рублей – просто спросите себя, сколько в итоге (и когда) он рассчитывает получить, и с кого?..
Дмитрий Копалиани
Комментарии (2)
Грамотная статья, спасибо за трезвый взгляд на проблему. И когда вексельберга называют "инвестором" - это от лукавого. Потому что вкладывать он ничего не собирается, он собирается только брать.
Это все теория, вот практика: в аэропорту Курумоч в декабре 2012 при -20 прокладывался магистральный водопровод, пластиком. Без траншей - "кротом". После опрессовки, "вдруг" выяснилось, что пластик треснул, после этого всю трассу наугад (?) перерыли уже раза три, "убили" дорогу, стоянку и пешеходную дорожку в поселок. Про сокращения и урезание зарплаты в аэропорту я уже молчу. Частный бизнес - фигли.