Губернатор Самарской области Николай Меркушкин, ещё недавно «списанный» со счетов столичными политологами как классический и устаревший тип «ельцинского старожила-хозяйственника», которому якобы уготованы торжественные и почетные проводы с должности главы маленькой, но чрезвычайно дисциплинированной Мордовии, явно не похож на предпенсионного политика. Впрочем, и Самарская область, раздираемая внутренними противоречиями и кризисом так называемых региональных элит, совсем не похожа на синекуру.

Очевидно, что Владимир Путин (ранее запланировавший радикальное обновление и омоложение своих провинциальных ставленников), столкнувшись с неожиданным для него всплеском протестных настроений, разделяемых не только представителями интеллигенции, среднего бизнеса и молодежи, но и частью его ближайшего либерального окружения, теперь всё больше и больше вынужден рассчитывать на надежных и жестких «бойцов» старой, в том числе и советской закалки.
В июньском рейтинге влияния глав субъектов РФ Меркушкин занял невероятное для себя прежнего высокое шестое место, пропустив вперед лишь Собянина, Минниханова, Полтавченко, Шойгу и Кадырова.

Однако укротить и заставить спрятаться глубоко «под ковёр» местную «Антанту», уже привыкшую из состояния эйфории и амбициозной вольности мгновенно переключаться в режим послушной дрессуры, - это одно. Не замечать или методично «стирать» немногочисленную гражданскую оппозицию, это второе и не самое пока сложное. А вот разобраться с наследием «больших и очень больших зверей» в Самарской области – настоящий тест для стремительно сметающего мусор с губернского политэкономического асфальта Николая Ивановича Меркушкина. Если, конечно, он рассчитывает в ходе подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года решить проблемы, не решающиеся в Самаре двадцать, а то и двадцать пять последних лет.

Как уже не раз отмечал Засекин.Ру, лейтмотив возрождения самарского аэрокосмоса и авиационной промышленности Меркушкину чрезвычайно дорог и симпатичен. Об этом он говорит постоянно, настойчиво и иногда убедительно. И не только говорит. Хотя, пусть и будучи выходцем из аграрной, по существу, автономии, отлично понимает, насколько в самарском авиапроме всё запущено.

В минувшую среду в Москве Николаю Меркушкину удалось собрать для предварительного и неудобного разговора «алюминиевого короля», хозяина «Базового элемента», «Русских машин» и одного из лидеров списка Forbes Олега Дерипаску вместе с его ближайшим окружением «самарского разлива». На встрече кроме двух главных действующих лиц были замечены председатель Совета директоров корпорации "Русские машины" Зигфрид Вольф, генеральный директор корпорации "Русские машины" Александр Филатов, генеральный директор компании "Базэл Аэро" Сергей Лихарев и директор авиазавода "Авиакор" Алексей Гусев.

Дерипаска, которого сейчас мучает судебным процессом в Лондоне бывший «криминально-деловой» партнер Михаил Черной, владеет контрольным пакетом акций «Авиакора» с 1998 года. Когда-то крупнейший российских олигарх, приобретший самарский металлургический завод, собирался даже сделать штаб-квартиру «Сибирского алюминия» в Самаре и в качестве отступных за «экономическую оккупацию» губернии взялся через Германа Ткаченко финансировать ФК «Крылья Советов». Кроме «Авиакора» Дерипаска, друживший в то время с Владимиром Аветисяном, владел и отчасти продолжает владеть в Самаре крупными земельными участками (к примеру, бывшим стадионом «Крылья Советов», который превратился в хронический котлован) и рядом нефтяных и военно-промышленных фирм и компаний. Однако после продажи американцам металлургического завода и резкого охлаждения отношений с Константином Титовым, алюминиевый миллиардер фактически Самару бросил (некоторые эксперты употребляют более сильное слово «кинул»). Бросить-то бросил, а ни пяди целого ряда своих активов, разве что 10% акций «Авиакора», никому не отдал.

Как «Авиакор» из некогда флагмана авиапромышленности практически превратился в заурядное и весьма проблемное предприятие рассказывать, наверное, уже не нужно.
Тем не менее, ничего поделать с равноудаленным олигархом не мог не только многопартийный губернатор Константин Титов, но и вполне себе «силовой», «чекистский» и федеральный Владимир Артяков.

В итоге все разговоры и решения по модернизации и просто полноценной производственной деятельности «Авиакора» превращались в мнимость и демагогию. А всё ещё несостоявшееся вхождение в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) – в четырехлетний безрезультатный и изнурительный процесс.

Николай Меркушкин – человек, конечно, решительный, но тактичный и искушенный. Сам факт рабочей встречи с изрядно занятым и задерганным скандалами и кризисными потрясениями миллиардером свидетельствует о том, что самарский губернатор действует по согласованию сами знаете с кем. То бишь, Дерипаску «попросили» попытаться внять пожеланиям Меркушкина.

Будучи главой Мордовии, Николай Иванович с Дерипаской не конфликтовал, а даже наоборот - подписывал соглашения о сотрудничестве. Но как бы дипломатично и внешне миролюбиво не складывались отношения Меркушкина и Дерипаски – сейчас они всё равно будут обозначаться в терминах «конфликт», «борьба» и даже «война». Без окончательного «выдавливания» из Самары Олега Владимировича, который вряд ли согласится «по взрослому» инвестировать в нелюбимое авиапредприятие, сколь-нибудь серьезное (не говоря уже о прорыве) восстановление объемов производства и стратегическое развитие «Авиакора» обречено на почти полную профанацию.

Что же, касается, официально озвученных итогов прошедшего в среду совещания Николая Меркушкина с Олегом Дерипаской при участии соответствующих менеджеров высшего звена, то они вполне благополучны и не менее обтекаемы. Дерипаска и остальные собравшиеся не стали возражать Меркушкину, отметившему «необходимость увеличения выпуска производимых на "Авиакоре" турбовинтовых самолетов АН-140, а также запуска производства на самарском предприятии самолета АН-70».

В любом случае, как говаривал один исторический деятель, процесс пошёл…

Глеб Райт

P.S. Возможно ли эффективное взаимодействие губернатора Николая Меркушкина с олигархом Олегом Дерипаской в деле возрождения самарской авиационной промышленности? Или латентный конфликт политических «тяжеловесов» неизбежен? 

Об этом Засекин.Ру решил узнать у наших постоянных экспертов, рассматривающих создание самарского аэрокосмического кластера в качестве приоритетного направления губернской экономической политики.

АНДРЕЙ ФЁДОРОВ: «ЕСЛИ ДЕРИПАСКА НЕ СОБИРАЕТСЯ НИЧЕГО ДЕЛАТЬ, МЕРКУШКИН ДОЛЖЕН ПРЯМО ЕМУ ОБ ЭТОМ СКАЗАТЬ».
(Генеральный директор ЗАО «Коммерсант-Волга»)

- В чём подлинный смысл встречи Меркушкина и Дерипаски, на Ваш взгляд?

Я думаю, что прошедшее совещание было на самом деле посвящено абсолютно другой проблематике. Кроме господина Гусева и господина Меркушкина, как главного заинтересованного лица, на совещании экспертов не было. Ни Дерипаска, ни остальные люди никакими экспертами в аэрокосмической области не являются. Я так понимаю, что встреча между господином Меркушкиным и этими «экспертами», которые представляют погибающий ныне «Авиакор», как его собственники, состоялась для того, чтобы Меркушкин мог спокойно, по-русски говоря, спросить: «Ребят, вот это вам принадлежит? Вы что-то делать с этим собираетесь? Если собираетесь, то делайте. Если нет — валите отсюда к такой-то матери!»

Ровно также в своё время этот вопрос ставился господином Титовым уже на исходе его губернаторства. Уже тогда было очевидно, что владельцы авиационного завода с ним делать ничего не собираются, не смотря на то, что от них назначались директора, которые и сделать что-то хотели и потенциал такой имели. Собственникам это было не надо. По моему глубокому убеждению, господин Дерипаска является полной бездарью. Как он вообще попал в бизнес — в определённой степени эти вопросы становятся открытыми сейчас, когда в Лондоне идёт процесс между ним и Михаилом Черным. Там опять всплывают эти термины: «крыши», «бандиты», «кто за кем смотрел» и всё остальное.

Дерипаска с командой не являются экспертами, они «Авиакор» приобрели непонятно зачем и не собираются им заниматься. Я думаю, господин Меркушкин встречался с ними именно для того, чтобы понять, они вообще собираются чем-то заниматься или актив бросят? Речь идёт об активе, стратегически важном для Самарской области, важном для нашей страны в целом, важном для её обороноспособности. На «Авиакоре» до сих пор производят ремонтные работы со стратегическими бомбардировщиками ТУ-95. И если господин Дерипаска не собирается ничего делать, то, я так понимаю, и господин Меркушкин должен это сказать, и премьер-министр, и, главное, президент страны по-русски должен сказать: «Слышь, ты, товарищ! Освободи завод от себя!» И отобрать всё это. Это предприятие — стратегически важное, и не какой-то там Дерипаска должен этим предприятием владеть! Вот и всё. Я думаю, разговор был довольно жёстким и именно об этом.

ГЕННАДИЙ КУЛАКОВ: «ВАЖНО ПОНИМАТЬ, КУДА УСТРЕМЛЕНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ОСНОВНОГО АКЦИОНЕРА «АВИАКОРА».
(Председатель комитета по промышленной политике «Союза работодателей Самарской области»)

- Насколько, как Вы думаете, значима эта встреча?

- Видя состав участников совещания, я понимаю, что для губернатора важно стратегически определиться с судьбой «Авиакора». Для Самарской области функционирование «Авиакора» чрезвычайно важно во всех отношениях. С точки зрения наполнения бюджета, это тоже важно, но не столь приоритетно, как иметь предприятие-флагман во главе аэрокосмического кластера.

Авиационная составляющая аэрокосмического кластера в городе слаба. Я думаю, Николай Иванович хотел разобраться принципиально в этой ситуации. Как первому лицу области, ему чрезвычайно важно понимать, куда устремлены перспективы основного акционера «Авиакора». Как это дело пойдёт — поживём-увидим.

- Сможет ли Николай Меркушкин повлиять на собственников «Авиакора»?

- У губернатора много рычагов воздействия на предпринимателей. Но рычаги — рычагами. Важно, чтобы было частно-государственное партнёрство. Первому лицу губернии на роду написано уметь договариваться, координировать и регулировать отношения. Поэтому, я надеюсь, что Николай Иванович, в силу его компетенции, сможет разговоры об «Авиакоре» из вялотекущих перевести в русло нормального развития.

ВИТАЛИЙ СТРИЖЕНОВ: «НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ МЕРКУШКИН ПРИБЛИЖЕН К ПРЕЗИДЕНТУ, И У НЕГО ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЛИЯТЬ НА СИТУАЦИЮ С «АВИАКОРОМ».
(Руководитель самарской консультативной группы «ПолитКонсалтинг»)

- Как Вы оцениваете значимость состоявшейся встречи?

- Начнём с того, что Дерипаска входит в пятнадцать богатейших бизнесменов России согласно рейтингу Forbеs. На территории Самарской области он владеет предприятием «Авиакор — авиационный завод». Я считаю, что встреча между Николаем Ивановичем и Олегом Дерипаской даст существенный прогресс во взаимоотношениях между Самарской областью и «Авиакором». Это тем более важно, учитывая, что существенная часть жителей Самары задействована в функционировании завода. Встреча значима не только с точки зрения социально-экономических преобразований, но и с точки зрения политической обстановки в области. Я думаю, с приходом нового губернатора положение авиакосмической отрасли в области пойдет на лад.

- Николаю Меркушкину удастся, как Вы думаете, повлиять на собственников «Авиакора»?

- В своё время Владимир Путин заставил ведь господина Дерипаску выплатить в Челябинске заработную плату работникам предприятия, которое существовало в убыток и не выплачивало оной около двух лет. Так как Николай Иванович приближен к президенту, я думаю, у него есть возможность повлиять на ситуацию с «Авикором».

- Какова вероятность, что Николай Меркушкин сможет заставить Олега Дерипаску сдвинуть с мёртвой точки положение «Авиакора»?

- Заставить?.. Мало вероятно. Зная последнюю обстановку среди высших предпринимателей России, могу сказать, что положение Дерипаски после определенного кризиса и ряда проблем изменилось. Изменилась и его социально-экономическая и финансовая основа — в делах олигарха сейчас заметен определенный прогресс.