Фестиваль – детище команды креативных менеджеров из поколения «35+», деятельное участие в которой принимает министр культуры Самарской области Сергей Филиппов (во всяком случае, в части очень динамичного и, не побоюсь сказать, тотального продвижения фестивального бренда).

Фестиваль поддерживается губернатором Николаем Меркушкиным и, как подчеркивается во всех фестивальных релизах, рассматривается как одна из визитных карточек региона.

 

  • Михаил Савченко, директор фестиваля:«ВолгаФест» – это фестиваль, который рассказывает о современной культуре регионов Поволжья, ориентирован на определенную площадку – Самарскую набережную – и использует её достоинства. Проект такого рода в нашей губернии реализуется впервые. Его основная цель – показать, что в регионе есть лидерские проекты в культуре». 

 

«ВолгаФест» станет своеобразным открытием летнего сезона Самары курортной. В программе будут концерты современных композиторов и музыкальных исполнителей, кинолектории под открытым небом, деловая программа, открытие парка объектов современных художников и интерактивной детской программы, презентации малых архитектурных форм и новой – временной – инфраструктуры набережной с авторскими смотровыми площадками.

Причем в «хедлайнеры» каждого из компонентов программы запланированы звезды мировой величины. Организаторы уверены, что на «ВолгаФесте» выступят «самые лучшие музыканты, актеры, спикеры, художники». И от того, что фестиваль позиционируется как международный, от перспективы даже приоткрыть завесу над этими «всеми-всеми-всеми» дух захватывает.

Весьма привлекательным выглядит и заявление о том, что «ВолгаФест» учреждается во здравие творчества широких народных масс и призван сломать представление о массовых праздниках как малосущественной добавке к широчайшим продажам чего-нибудь, что эти праздники к жизни и вызвало.

 

  • Сергей Филиппов: «ВолгаФест» – это постоянно действующая интерактивная площадка, которая, по сути, делает зрителей непосредственными участниками действа. Мы пытаемся показать, что набережная может быть не только местом для прогулок, что само собой разумеется, но и центром постоянной активной жизни города».

 

И я в числе тех 150 000 гостей, которые, по расчётам организаторов, посетят фестиваль 4-5 июня, нахожусь в нетерпеливом ожидании действа. Но не могу же я нетерпеливо ожидать, не предаваясь фантазиям! Оттого несколько замечаний/предостережений/вопросов.

Я бы их, конечно, высказал лично, но удивительные поколения «30+» и «40+» отличаются тем, что в их представлении жизнь началась именно с них. До них ничего не было вовсе, даже динозавров. Не уверен, что именно такой итог планировали те, кто в начале 90-х создал систему воспитания, нацеленную на то, что с «парохода современности» будут сброшены останки всех предыдущих социальных, политических, художественных и прочих систем. Но так уж вышло. И было бы это хорошо, если бы неофиты пошли неизведанными креативными тропами, а не начали изобретать велосипед.

Потому дальше изложение будет вестись в жанре открытого письма.

Во-первых, стоило ли отказываться от «немного архаичной «Жемчужины на Волге» в пользу «ВолгаФеста», не напоминающего ничего, кроме торгового знака? Новое название вполне ассоциируется с каждым из волжских городов – от Твери до Астрахани – и неотличимо от сотен других «Волг» и «Фестов», что, безусловно, не способствует реализации одного из главных тезисов события – идентификации территории.

Во-вторых, смущает приверженность устроителей наилюбимейшему гастрономическому блюду россиян – салату оливье, в который, как известно, можно накрошить все, что имеется в холодильнике, лишь бы майонез был свежий. «Оливье», от которого мало какому фестивалю удается дистанцироваться, рушит лестницу фестивальных приоритетов (что же в них самое главное?), не позволяя создать пространственную среду, внятную для обустройства и обживания. Когда декларируется множество «главных смыслов», это означает, что нет ни единого главного – все одинаковы.

В-третьих, об экономике вопроса. Не хотелось бы писать об этом, но куда деваться в стране, где доллар под 70. Переговоры со «звездами», добрая дюжина площадок…

Какова цена вопроса? Как организаторы собираются хотя бы частично возмещать бюджетные траты? И зачем всё впихивать в два дня? Осеннюю презентацию-то мы видели, и она всем глянулась. И если уж шагать так широко, как было заявлено, то почему не разбросать события «Феста» на весь долгий курортный сезон, абсолютно свободный от художественной культуры в последние годы?

И, наконец, четвертое: современный фестиваль, если и должен от чего отказываться в первую очередь, так это от старосоветской привычки начинать разворачиваться тогда, когда его западные собратья продали бы уже все рекламные места и билеты. Но это, надеюсь, в ближайшем будущем.

Столько ворчаний только потому, что у этого фестиваля в наличии все ресурсы и он, действительно, способен стать жемчужиной курортного сезона в Самаре. Только тщательнее, господа! Очень вас прошу.

Виктор Долонько

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 8 (96) за 2016 год