В этом году исполнилось сто лет с начала “забытой войны”. “Забытой” она стала в России, прежде всего, из-за появления формулировки “Великая Отечественная война”, в которой утверждалась исключительная важность войны 1941-1945, рядом с которой другие войны стали незначительными и “неотечественными”. Первая мировая стала для нас не важна, хотя на ней погибли сотни тысяч российских солдат: для Советского Союза это была чужая война, история которой не нашла адекватного отражения в массовом чтении, живописи и кинематографе, как это было с Великой Отечественной войной. И это яркий пример того, как политика влияет на память.

Тем не менее, круглую дату решили отметить на международном уровне, и Россия, стремясь, чуть не насильно, вписаться в мировое сообщество, присоединилась к этим торжествам. Все более или менее крупные музеи Самары отметились выставками или мероприятиями, посвященными этой дате: Музей Алабина сделал выставку плакатов, а в конце ноября свою выставку “В плену войны” представит Литературный музей. И хотя Музей модерна еще в январе открывал выставку фотографий “Забытая война” из фондов того же Мультимедиа арт музея, повторения экспозиции не произошло. Выставка “Забытая война” представляла фотографии с русских фронтов, а новая выставка “Война, покончившая с миром” раскрывает подлинное мировое значение этой войны.

На выставке представлены фотографии не только из российских коллекций, но и из европейских собраний. На черно-белых и цветных снимках, а также на выставленных позитивах и даже стереоскопах рассказывается о быте французских, английских солдат, а также американцев, австралийцев, сенегальцев и тунисцев и др. Но дело не только в довольно привычных и уже виденных в Музее модерна позирующих солдатах (пусть даже и диковинных чернокожих героях Первой мировой) и забавах с переодеваниями бульдога в немецкую трофейную форму – важно, что выставка стала документом, рассказывающим о “мирной” стороне войны.

 

 

В первой части экспозиции – зале “Коллекционер” – мы видим кадры путешествия австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда по Сараево, где в него стреляет студент-сепаратист Гаврила Принцип. Есть кадр, где охрана тащит подозреваемого в покушении. Можно считать, что это первый кадр войны. Историки скажут, что причина войны была другой: желание стран побороться за передел сфер влияния. Но всё же имя девятнадцатилетнего террориста стало символом того, как один человек спровоцировал международный конфликт с участием более двадцати государств, и стал тем рычажком, от движения которого поменяла свои политические границы вся Европа, северная Африка и даже Тихий океан.

Есть в зале "Коллекционер" еще один интересный снимок: “Купание коней”, с позирующими на лошадях голыми солдатами в реке. Удивительно, что именно этот мотив купания коней и мужчин стал впоследствии в русском искусстве чуть не основным военным мотивом, демонстрирующим силу обновления, “крещения” и т.д. – от Петрова-Водкина до Кончаловского, Пластова и других советских художников. Много фотографий посвящены военным медсестрам, чью роль в Первой мировой также трудно переоценить: они вдруг стали важным воплощением “вечной женственности” на войне. Известно, что жена и дочери Николая II работали медсестрами в военном госпитале, медсестры стали персонажами романов - от “Хождения по мукам” до “Доктора Живаго” – и проникли, в конце концов, в эротические мужские фантазии, сменив в них субреток.

В зале лектория, где расположилась вторая часть экспозиции, акцент ставится на многонациональный состав войск. Именно здесь можно увидеть все то вавилонское столпотворение, что развернулось на границах Франции и Германии в 10-х года ХХ века, благодаря чему война и получила свой статус “мировой”, какой, например, не получили военные походы Наполеона или Александра Македонского.

Лично для меня, не очень хорошо знающего историю, были открытием фотографии одного из первых концлагерей в Хольцминдене, фотография повозки с трупами (такую же можно было увидеть, например, у хроникера Великой Отечественной Александра Устинова) – эти снимки лишний раз убеждают, что Первая мировая была не просто подготовкой, а настоящим образцом для Второй мировой. Тысячная толпа военнопленных, марш одноногих солдат, новые кладбища, окопы прямо на улицах городов, разрушенный собор в Реймсе, который бомбили по очереди все страны-участницы – все здесь рассказывает о мировой катастрофе, которую невозможно превзойти, а можно только повторить.

 

Сергей Баландин