Европа, 1928-й. Через год будет Черный вторник, еще через четыре – к власти придет Гитлер, а пока экономический рост, светит солнце, и людей интересуют всякие забавные пустяки вроде фокусов и спиритических сеансов. Английский фокусник Стэнли (Колин Ферт) – меланхолик и мизантроп, четко знающий, что чудес не бывает, в основе любого фокуса лежит обман, а все люди – идиоты. Он успешно гастролирует по миру, а в качестве хобби публично разоблачает шарлатанов, выдающих себя за ведунов и медиумов: помимо развлечения для ума, это помогает ему лишний раз утвердиться в мысли, что да – люди всё-таки неисправимые идиоты. В один из вечеров к нему заваливается старый приятель (Саймон МакБерни)– коллега и конкурент – с предложением посетить Лазурный Берег. Там завелась некая молодая особа (Эмма Стоун), которая выдает себя за ясновидящую и этим сильно морочит голову одному слишком богатому и слишком доверчивому американскому семейству. Стэнли лениво принимает вызов.

Последние лет двадцать все фильмы Вуди Аллена четко делятся на две категории: «важные» и «второстепенные» – которые к тому же довольно последовательно чередуются друг с другом, так что можно было легко предугадать, что после «важной» прошлогодней «Жасмин» Вуди снимет милую безделицу, где соберет хороших актеров и повезет их, как в отпуск, в очередное райское местечко. В случае Вуди Аллена «второстепенный фильм» – конечно, никакой не недостаток, а, скорее, особая разновидность достоинства: это означает лишь, что автор не будет искать новых путей, а, как он любит, в очередной раз прогулочным шагом пройдется по давно протоптанным дорожкам, не боясь показаться банальным (собственно, Вуди – уже давно настолько целая автономная Вселенная, что и впасть в банальность может лишь по отношению к себе самому).    

«Магия лунного света» – как раз такая умная и обаятельная безделушка, которые Вуди Аллену обычно так хорошо удаются. Очередное хорошо знакомое, как бабушкина сказка, легкое высказывание на нелегкую тему «бога нет и все бессмысленно». На этот раз Вуди нашел для этого разговора новую метафору – фокусы, а сам фильм сделал по образцу голливудской комедии «золотого века». «Магия лунного света» немедленно вызывает в памяти «Воспитание крошки», «Леди Еву» и еще десяток похожих картин: переполох в богатом особняке, погруженный в себя герой, которого атакует и выводит из душевного равновесия энергичная красотка, остроумные диалоги в интерьерах, словесные пикировки во время прогулок по парку и «химия» между двумя такими разными, но в чем-то очень близкими героями. Но в отличие от бойких староголливудских комедий, в алленовском фильме почти нет эксцентрики, и повествование ведется с курортной расслабленностью – видно, что и режиссер, и его актеры скорее отдыхают во время процесса. Расслабленно дурачится Колин Ферт, то играя свою типовую роль ранимого, но слегка надменного джентльмена, то вдруг начиная потешно изображать интонации и мимику Вуди Аллена (главный герой тут по традиции – alter ego самого Вуди). Расслабленно паясничает Хамиш Линклэйтер в роли влюбленного дурня, поющего нескончаемые серенады под аккомпанемент укулеле. Работает в поте лица одна Эмма Стоун – интересная актриса, на которую до Аллена хорошие режиссеры почему-то не обращали внимания. Будто понимая, что такой шанс мог и не выпасть, она явно слишком старается показать всё, на что способна, и это смотрится особенно трогательно, учитывая, что Вуди просто забыл прописать ей роль: про её героиню понятно лишь, что это милая аферистка из социальных низов, которая любит поесть – и Эмма Стоун излучает тонны озорного обаяния и, вкладывая в это дело всю душу, ест. 

Впрочем, как и всегда, у Вуди всё получается так ладно, что то, что могло бы быть недостатком, в итоге выглядит, будто это специально так и задумывалось. У Эммы Стоун не прописана роль? Так её героиня и есть пустота, на которую уставший от собственного скепсиса Стэнли проецирует своё желание капитулировать перед чудом. Эмма Стоун и Колин Ферт звучат настолько в разных актерских тональностях, что «химия» между ними выглядит неубедительной? Но она и должна так выглядеть, ведь влюбленность невротика Стэнли – просто иллюзия, и он сам прекрасно это понимает. Вуди демонстрирует нам своё мастерство, где-то разоблачая свои фокусы, а где-то прибегая к обаятельному мошенничеству. Дав в конце фильма разгадки на все загадки, сюжетно значимый фокус с волшебным перемещением человека из точки А в кресло с высокой спинкой он так и не объяснил (хотя устами Ферта и обещал это сделать). Потому что объяснение тут – вы же понимаете – простая монтажная склейка, и потому что кино – тоже, в общем, вид мошенничества, чтобы сделать жизнь чуть более выносимой. Именно об этом были старые комедии Голливуда, и именно об этом – так или иначе – все «второстепенные» фильмы Вуди.

 

Роман Черкасов