Фильм французского режиссёра Абделятифа Кешиша «Жизнь Адель», основанный на графическом романе Жюли Маро «Синий — самый тёплый цвет», стал самым громким мировым кинособытием 2013 года. Триумфальное вручение этой  ленте «Золотой пальмовой ветви» 66-го Каннского международного кинофестиваля и восторженные оценки кинокритики сопровождались нападками клерикалов и леваков. И, конечно, небеспочвенными опасениями российских киноманов, что этот выдающийся фильм о формировании и преображении человеческого сознания, о подростковой чувственности, об однополой любви и любви как таковой до отечественного зрителя из-за господ милоновых, сивиркиных и иже с ними может не дойти. Однако эти опасения уже позади. С сегодняшнего дня «Жизнь Адель» выходит на экраны самарских кинотеатров и киноплексов. А о том, как этот феноменальный фильм встретили на его родине во Франции, вы узнаете из актуального репортажа нашего внештатного парижского корреспондента.

Для среднестатистического парижанина в дате 9 октября никогда не было ничего примечательного кроме, пожалуй, формальной отмены пыток 1789 года. По иронии судьбы спустя 200 лет напротив памятника революционеру Дантону одновременно в двух кинотеатрах города состоялась ещё одна будоражащая премьера. Французский зритель смог впервые оценить прокатную версию фильма "Жизнь Адель".

То ли настроение тёплой парижской осени, то ли удачно выбранное время показа - знаменитый l'heure bleu («голубой час» с 5 до 7 вечера), но что-то определённо толкало горожан узнать поближе девушку с голубыми волосами, которая загадочно смотрела с многочисленных афиш.

Билеты в основном покупали заранее. И из разговора с билетершей мне удалось узнать, что многие киноманы намерены сознательно игнорировать предстоящее событие. Дело в том, что режиссёр картины магриб Абделятиф Кешиш, или попросту Абдель, как называют его теперь, не понравился левонастроенным французским студентам своими эксплуататорскими замашками. Ходят слухи, что исследуя подростковую чувственность, Абдель не раз жестоко обращался с техническим персоналом. Очевидцы даже утверждают, что на съёмочной площадке он заставил кого-то снять с себя красный свитер и отдать его героине, которой до этого долго не могли подобрать ни одного платья.

Возможно, поэтому в длинных очередях у входов в кинотеатры толпились в основном респектабельные французы за шестьдесят. Подобную аудиторию довольно редко увидишь в кинотеатрах Самары (разве что по случаю Нового Года или 9 мая) и уж точно не на провокационном кино про 15-летних подростков.

Быть может, определённую роль в такой популярности фильма у «зрелого поколения» также сыграли французские кинокритики, которые не раз сравнивали Кешиша с их любимцем Морисом Пиала, а саму картину с культовым французским  фильмом «За наших возлюбленных» ("A nos amours" 1983 года).

По большому счёту, основания для сравнения понятны. Помимо похожей генеральной линии сюжета, и там, и там затронуты «вечные» и неизменные для каждого француза темы. То есть местное искусство (импрессионисты, Пикассо), местная философия (Сартр, Камю, Пруст) и местный формат любви (актуальная в 80-е гг. свободная любовь, актуальная сейчас любовь  однополая). Французы очень точно транслируют свои ценности и образ мира из поколения в поколение, оберегая и пестуя национальную идею и национальное самосознание.

Поэтому неудивительно, когда папа, гуляющий по парку Тюильри с сыном, спрашивает его, показывая на статую Геракла: «Сынок, а что этот человек сделал для Франции?». Неудивительно и то, что пенсионеры искренне и непосредственно реагируют на молодёжный сленг и юмор, подпевая легко запоминающиеся музыкальные мотивы. Они чувствуют себя свободно и уверенно вовсе не потому (хотя почему бы и нет), что у них самое значительное пенсионное пособие в Европе, а потому, что в любом даже ультрасовременном фильме ими просматриваются те идеи, которые они сами закладывали в своих детей с рождения.

Можно ли в связи с этим назвать фильм «Жизнь Адель» революционным и вызывающим? Можно, но только не для французов. Для них - это самая долгожданная премьера этого года, которая в очередной раз доказывает уникальность их космо-психо-логоса.

Мария Терегулова, из Парижа специально для ИА «Засекин»