Принято считать, что акция «Pussy Riot» расколола общество на два непримиримых лагеря по отношению к власти и РПЦ. Но мы знаем, что раскололось общество уже давно, а суд над смелыми девушками в балаклавах просто лишний раз это артикулировал. Важнее другое и прямо противоположное: в ходе процесса как-то нежданно и негаданно выяснилось, что это самое якобы расколотое общество на самом деле вполне едино и монолитно – и не на уровне отношения к Путину или, там, панк-року, а каким-то более глубоким и фундаментальным образом.
Большая часть тех, кто высказывался в защиту «Pussy Riot», начинали свои тексты приблизительно так: «Я нахожу их поступок возмутительным (отвратительным, дурацким, идиотским), но…» - и дальше шло «но». То есть большая часть защитников вполне солидарна с противниками в том, что «Pussy Riot» совершили Плохой Поступок, и разногласия сводились лишь к степени жесткости наказания – сжечь на костре или «пятнадцать суток им хватит». Самые востребованные аргументы защитников: ХХС – не такой уж и храм, там еще автомойка, девушки в ХХС песню не пели, просто записали часть видеоряда, а звук потом дома смонтировали, и у них, в конце концов, дети. Но даже при всех этих остроумных алиби называть поступок «Pussy» не Плохим, а Достойным Поступком было и остается сословной привилегией маргиналов, а людям с репутацией это очень не комильфо.
И вот меня беспокоит вопрос: что было бы, если бы храм был прямо-таки полноценным храмом, без автомойки и чего там еще. И если бы они эту песню действительно там сыграли и спели по-настоящему. И если бы детей у них не было. И вообще если бы это были не три девушки, а, скажем, три парня. Как наказала бы их власть? – полагаю, так же. А вот защитников в обществе у них было бы гораздо меньше, их спокойно закатали бы в асфальт под негромкий одобрительный гул большинства, и никакой Пол Маккартни о них даже ничего не узнал бы. Во-первых, потому что защищать трех симпатичных телочек гораздо приятнее, чем, к примеру, трех прыщавых парней. Во-вторых, потому что дети – это веский аргумент в любых проблемных ситуациях: матерей надо защищать, а с не матерями можно делать всё, что угодно – хоть в тюрьмы сажать, хоть омоновскими ботинками топтать. А в-третьих, и это главное, потому что тут было бы безусловное оскорбление безусловной святыни.
А святыни трогать нельзя. Как-то неожиданно выяснилось, что самое важное для всех – это святыни, и это объединяет и прочно цементирует всё общество: и путинистов, и антипутинистов, и верующих, и атеистов – все озабочены святынями. Несмотря на то, что от этих святынь неприятно несет казенщиной и суррогатом. Несмотря на то, что все мы прекрасно понимаем, что из себя представляет ЗАО «РПЦ» и дела его. Несмотря даже на смешной складной крестик на голове у патриарха. И, наконец, невзирая на то, что мы настолько густо обросли этими неприкосновенными святынями, что радикально проредить их число, в самом деле, не помешало бы.
Лицемерный и ханжеский фундаментализм – вот что объединяет наше общество, несмотря на все политические и религиозные разногласия. Проблема тут не столько в том, что в светском государстве 21-го века людей фактически осудили за кощунство, а в том, что все сразу приняли правила игры и согласились по этим правилам играть - согласились признать кощунство не просто лексемой церковного словаря (то есть вполне узкопрофессиональным понятием в стране, где абсолютное большинство – люди, может, и верующие, но нерелигиозные), а актуальным фактом общественного – и собственного – сознания. С готовностью согласились мыслить этой категорией, согласились, что да, кощунство, – это очень плохо, а потому если и вступаться за «Pussy Riot», то предварительно дистанцировавшись от них и обозвав дурами. И осознание бутафорскости имеющихся в распоряжении святынь как будто даже предает всему процессу дополнительного отчаянного задора: мы всё понимаем, но ни за что не признаемся, иначе «народ не поймет», он у нас такой консерватор.
Не знаю, как там пресловутый «народ», но когда я был студентом, у нас была преподавательница, ныне покойная Софья Залмановна Агранович. Она читала нам курс по фольклору, и те, кто застал её на филфаке «госа», до сих пор помнят её и любят. Однажды, рассказывая о современном городском фольклоре, она помянула самарскую легенду о стоянии Зои. В аудитории нашлись девушки, которые думали, что это, может, правда всё так и было, и Софья Залмановна рассказала, что, когда она была молода, у нее с друзьями зашел аналогичный спор, и она – циничная и эксцентричная – решила опровергнуть реальность этой истории опытным путем, а именно – повторить деяния несчастной Зои. Сняла со стены икону и стала с ней танцевать, а когда танцевать устала, то для полноты эксперимента еще и плюнула в неё (и, естественно, ни в какой пол не вросла). Так вот, никого из нас этот рассказ не оскорбил и не возмутил. Вот правда. Нам просто в голову не пришло, что здесь хотя бы гипотетически можно возмутиться. Сейчас я понимаю, что мы просто не были на это натренированы, потому что мы не мыслили категорией кощунства, а значит и не вчитывали её в окружающий мир. Потом, на переменах, мы, если и обсуждали этот рассказ, то с юмором, а, впрочем, и не обсуждали даже. И нельзя сказать, что все мы в аудитории были атеистами – нет, были среди нас и верующие люди. Но никто не оскорбился. Представляю, что бы было сейчас: оскорбленные бы нашлись непременно. За последнее время люди научились, когда нужно, закипать этим чувством. Возможно, они даже побежали бы жаловаться в вышестоящие инстанции, и, не исключено, что за такие рассказы на лекциях грозили бы нашей преподавательнице штрафные санкции, чтоб не оскорбляла и не разжигала.
В ситуации этой неожиданно развязанной войны за поруганные святыни спиливание крестов (если это, конечно, не гундяевские проделки) выглядит неумной, но вполне закономерной попыткой потроллить ханжеское общество. Неумной – потому что очень похоже на гундяевские проделки. А закономерной – потому что как еще можно подразнить лицемерного лгуна, если не столкнуть его нос к носу с плодом его собственного вранья. Придумали кощунство и поругание святынь – вот оно, материализовалось. Получите.
Роман Черкасов, кандидат филологических наук, куратор киноклуба «Ракурс»
Комментарии (2)
Добровольный приход к "Поясу Пресвятой Богородицы " и на митинги ЕР в поддержку Путина стал настоящим шоком для "го в н а нации" возомнившей себя элитой общества. Компания "черного пиара " как раз и началась против наиболее сплоченной , деятельной и здоровой части нашего общества.
А "пуски - пыски" это так. Проверка на "вшивость" отдельных человеков с одной стороны и дееспособность Власти с другой.
Думаю что власть проверку прошла. А Вы, на "вшивость"?
Роман, действительно, надо обсуждать событие по существу, без оговорок относительно того, что его совершили то "глупые молодые девочки", то настоящие граждане, озабоченные судьбой своего отечества, то "матери, имеющие детей",.. Но согласитесь, вам было бы труднее написать эту заметку, если бы вы имели в виду, что в оценке поступка "Pussy Riot" православный мир раскололся, пусть и не на количественно равные, части. Любой социальный вопрос раскалывает церковь, и главный из них - как и во времена Аввакума - отношение христиан к власти и государству. Я согласен с вами в том, что общество раскололось уже давно, но не согласен в том, что его быструю консолидацию на основе дутого фундаментализма можно легко констатировать, ведь вы же тоже принимаете правила навязываемой вам игры, когда центрируете свой анализ общества на состоянии власти. Путин - это еще не Россия, Гундяев - это еще не православие. Зачем их делать центральными персонажами?
Для Дмитрия: православная концепция "проверки на вшивость" заключена в идее Страшного Суда. Власть на этот суд не допускают, она не правосубъектна,ибо не имеет посмертной судьбы. Деяние вменяется только человеку.