Ультраортодоксальные евреи из общины «харедим» придумали-таки новый способ борьбы с искушением – не видеть его, видеть его в искаженном свете, в кривом зеркале специально сконструированных «близоруких» очков! Когда-то евреи, как писал Ницше, придумали современную мораль, теперь, похоже они решили ее существенно видоизменить. Бороться с искушением уже надоело, да и трудновато это всякий раз, очень душевно-хлопотно, поэтому лучше вообще не доводить дело до такой чрезмерности, лучше чтобы оно вообще не встречалось на твоем пути, лучше просто катапультироваться из мира в солипсистской капсуле собственного «я», перенастроить нравственную оптику на девственное непротивление за неимением противника.
Все манящее, дразнящее, соблазняющее, совращающее тебя с пути истинного должно исчезнуть, дабы проявился во всей своей чистоте заповедный нравственный субъект. Экзистенциальная стратегия эскапизма получает сегодня технологическое и одновременно комическое воплощение. Может ли субъект быть этическим, не будучи дальнозорким, не вглядываясь и не разглядывая во всех подробностях все, что бросается в глаза? Какой бы спасительный смысл в этот оптический эскапизм не вкладывали, бегство от соблазна, где бы и когда бы оно не происходило, – это не что иное как бегство от возможности быть собой, от необходимости долженствования, от самой задачи что-то делать со своим существованием, стало быть, это бегство от собственной свободы.
Новый вид искушения, который подарили нам нулевые годы, – тотальность и доступность коммуникации. Эпоха «экстаза коммуникаций» расставляет перед человеком тысячи ловушек, тысячи капканов, в которые постоянно попадает наше жаждущее подтверждения собственного существования, легко уязвимое и онтологически хрупкое, интимное «я». Сегодня онтологическая гарантированность коренится в опыте признанности тебя как субъекта общения. Ты есть, пока тебя слушают, пока тебе отвечают. Нарративная компетенция стала даже важней визуальных репрезентаций. Коммуникации затягивают, как водные воронки, цивилизация комментариев искушает легкостью и безответственностью применения разума, новостные ленты и фрэндленты создают понятную и удобную рамку для действительности. Социальные сети соблазняют быстротой и полнотой достижимой социальности, человеческого участия и контакта. Это новый способ бытия-на-виду, это новый феномен публичной интимности, эта машинерия лайков, предоставляющая тебе безотказный инструмент аксиологического производства! Это тебе «нравится» - лайк, а это тебе не нравится - коммент, а это стоит того, чтобы перепостить. Перепост – новый вид переходности, этого мостика «пере», в котором сегодня обитают смыслы и информация. Вот только соблазн «перепостмодернизма» рано или поздно скажется на нашей способности суждения.
Соблазн активизма и нейтральности, публичности и приватности, новаторства и традиционализма, убежденности и беспринципности, будущего и прошлого, сложности и простоты. Сложность – это, безусловно, изощренное искушение, на борьбу с которым когда-то было заточено лезвие Оккама, тоже своего рода технология. Простота – это великое искушение, смертельный соблазн, а не только ересь, как полагал Пастернак. Сложность манит и очаровывает, простота совращает и порабощает. Время во всех своих модусах только и делает, что увлекает. Отчаянные попытки выпадения из него по праздникам – как таблетка, которая мгновенно тает во рту, как будто ее и не было. А соблазн всякий раз начинать с нуля! А искушение продолжателя, приемника, наследника, хранителя и представителя!…
Чем больше ты читаешь, тем чаще ощущаешь себя пустым бензобаком, чем более эмоционально реагируешь на происходящее, тем острее хочется смыть с себя всю безнадежную «текучку». Чем экспрессивней становится твой язык и чем более накаляются вокруг политические страсти, тем тверже повторяешь про себя «Только детские книги читать,/ Только детские думы лелеять»…».
«Пора не быть, а пребывать, / Пора не бодрствовать а спать», - по-своему продолжал гамлетовскую тему Владислав Ходасевич, на ходу превращая ее во фрейдистский мотив сладости абсолютной регрессии: «Как спит зародыш крутолобый, / И мягкой вечностью опять /Обволокнуться как утробой». Ничего не видеть и не слышать. Ничего не хочу знать.
Усталость современного человека имеет постиндустриальную сущность. Это усталость от «какофонических миров», от бессмысленного новостного шума времени, от гиперсобытийности информационного поля, симптоматично указывающей на какую-то неизбывную жажду и хроническую недостаточность. Видимо, это жажда быть, видимо, это недостаточность присутствия.
Да не выведи меня из искушения, да не лиши меня соблазна…
Виталий Лехциер, доктор философских наук
Комментарии (2)
Усталость современного человека - это еще и усталость от пафосного словоблудия современных интеллектуалов, создающего видимость смысла.
Amor_ Fatum Когда человек не "въезжает" в текст,не в состоянии его понять, то он все называет словоблудием: срабатывает его величество "механизм психологической защиты" - уважать-то себя все равно хочется. Ну и уже строго по тексту коммента: у смысла никогда не бывает и не может быть видимости - смысл это всегда значение для одного, того кто вступает в коммуникацию с автором текста. Образование, хромает, однако.