Члена Либертарианской партии России, политического активиста Егора Бесчастнова 28 ноября против его воли отвезли в военкомат, где призывная комиссия решила отправить юношу на срочную военную службу. Повестку либертарианец получил около 8 месяцев назад, сразу после выхода из изолятора временного содержания, где активист отбывал наказание за организацию митинга против «специальной военной операции». Отправить Егора Бесчастнова в армию тогда не удалось из-за подачи им заявления о прохождении альтернативной службы. По словам юриста Арсения Левинсона, представляющего интересы призывника, принятое в спешке решение приемной комиссии уже обжаловано в суде. Сам активист 29 ноября сообщил, что уехал из России. 

Члена регионального отделения незарегистрированной Либертарианской партии России, экс-кандидата в депутаты Самарского района, Егора Бесчастнова вчера, 28 ноября, «прямиком от нотариуса» насильно доставили в военный комиссариат, сообщили либертарианцы в своем Telegram-канале. В военкомате спешно созванная призывная комиссия решила отправить 20-летнего активиста на срочную военную службу.

Егору Бесчастнову назначили контрольную явку 1 декабря. Отправка в армию назначена на 6 декабря,— позже написали его однопартийцы.

Отмечалось, что возле военкомата дежурили полицейские. Несколькими днями ранее, 25 ноября, активисту, по его словам, звонил участковый и спрашивал, когда тот появится на ул. Свободы, 89. По этому адресу располагается военный комиссариат Советского и Железнодорожного районов.

В марте этого года либертарианцу на выходе из изолятора временного содержания, где он отбывал 30 суток за организацию митинга против «специальной военной операции», вручили повестку в военкомат. Митинг против СВО пошел в Самаре 27 февраля, в день памяти оппозиционного политика Бориса Немцова. Сообщалось о более 30-ти задержанных. Ранее полиция уже задерживала Егора Бесчастнова на протестных акциях, в которых активист начал участвовать еще будучи несовершеннолетним. После получения повестки активист подал заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой. Призывная комиссия ответила отказом, после чего юноша в суде попытался признать отказ незаконным. Суды первой и второй инстанций встали на сторону военкомата.

Около двух месяцев назад повестку (в рамках частичной мобилизации) вручили еще одному политику — депутату Самарской губернской думы от КПРФ Михаилу Абдалкину. Депутат прокомментировал событие так: 

Кровососы десятилетиями грабили народ и страну, разваливали промышленность и социалку, кормили друзей-олигархов, пилили бюджет, скупали яхты и виллы, вывозили до 2 трлн долларов за рубеж, повышали налоги, ЖКХ и пенсионный возраст, держали народ в нищете, платили позорно низкие пенсии, а воевать отправляются опять дети рабочих и крестьян. Хотелось бы уточнить, а дети министров, губернаторов, депутатов-единоросов, сенаторов, олигархов уже на фронте? Отмобилизованы в первых рядах? 

После получения повестки и визитов в военкомат коммуниста так и не пригласили на сборы. Михаил Абдалкин продолжает заниматься депутатской деятельностью. 

В сентябре Егор Басчастнов подал новое заявление об альтернативной службе. По словам юриста Арсения Левинсона, военный комиссариат не стал передавать второе заявление в призывную комиссию, сославшись на прошлое решение. Юрист называл такое действие незаконным, так как призывная комиссия при наличии новых доводов может принять другое решение. Как рассказал Арсений Левинсон «Засекину», иск о признании решения о призыве либертарианца на срочную военную службу незаконным уже подан в суд:

Мы требуем отмены решения, поскольку повторное заявление об альтернативной гражданской службе не рассмотрено. Кроме того, Егор Бесчастнов не проходил медицинское освидетельствование».

Действия полиции, доставившей активиста против его воли в военкомат, и призывной комиссии, юрист назвал неправомерными:

Призывные мероприятия не проходят одним днем, а полиция может доставить призывника только в отделение полиции, и то, если тот нарушил правила воинского учета, чего Егор Бесчастнов не делал.

Сегодня, 29 ноября, активист написал в своем Telegram-канале, что покинул Россию и находится в Казахстане

Решение уехать я принял ещё до принятия решения об отправке меня на срочную службу. Но после принятия этого решения было сделано две вещи:
1) подача заявления в суд на призывную комиссию;
2) переход границы с Казахстаном между Оренбургом и Актобе.
Первое решение связывает руки военкомату, и он буквально ничего не может делать в отношении меня. Второе же даёт большую безопасность, на случай возможных грубых нарушений закона со стороны военкомата и отправки на службу даже во время суда, — рассказал Егор Бесчастнов «Засекину».

Как объясняет правозащитник Алексей Филиппов, призванный на военную службу, не важно, в рамках мобилизации или срочного призыва, вправе обжаловать решение призывной комиссии. Юрист добавляет, что практика призыва за последние два месяца показала, что решения призывной комиссии не всегда законны.

Я рекомендую всем потенциальным призывникам сделать доверенность с правом передоверия полномочий. Такую доверенность надо сделать у нотариуса, например, на свою супругу, друга или другое доверенное лицо. В рамках судебного дела можно и нужно просить предварительных мер защиты. Такое требование необходимо изложить в исковом заявлении, в случае удовлетворения просьбы судом, на период споров призывник будет находиться дома, то есть будет освобожден от служебных обязанностей, в целях защиты его прав и законных интересов. Как показывает практика, в таких мерах суд не отказывает,— говорит юрист.

Право на альтернативную гражданскую службу, отмечает Алексей Филиппов, есть тогда, когда несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию человека.

Бесчастнов доверенность оформил и суд по его иску состоится в ближайшее время. Несмотря на его отъезд из России, который некоторые сейчас пытаются представить как проявление «трусости».

Если его представителям в условиях СВО (и сопряженных со спецоперацией «специальной» трактовке законодательства представителями власти) удастся отстоять право юного политика на альтернативную службу, дело может стать прецедентом для аналогичных дел призывников и насильно мобилизованных.

Георгий Булгаков