В четверг, 10 марта, в суде Ленинского района Самары выступил бывший охранник лидера ОПГ «Законовские» Алексея Рыжова Александр Попов. Сам Попов родом из Санкт-Петербурга. Сейчас он является индивидуальным предпринимателем. Экс-охранника допросили по уголовному делу начальника самарской полиции Вячеслава Хомских. Напомним, по версии следствия, Хомских получал взятки за «крышевание» ОПГ, на счету которой есть убийства и покушения. Общая сумма благодарности от бандитов может составлять около 20 млн рублей. Также, по версии следствия, Хомских подарили от ОПГ машину «Нива».

- Я считаю, что я членом ОПГ не был, но я работал с Рыжовым. Началось все так. Собирался с армии увольняться. В Рощинском знаком был с одним из охранников Рыжова - Воронов или Воронович, не помню точно фамилию. Он меня познакомил с Кушнаревым, начальником охраны Рыжова. Так я стал работать в охране в 2006 году. Скоро узнал, что это «Законовские». Они крышевали почти все рынки в Самаре, например, Кировский рынок, рынок на пересечении улиц Аэродромной и Авроры, «Лотос», к третьей овощной базе имели отношение, стоянку на Ставропольской, лодочную станцию на восьмой просеке, - рассказал Попов.

Попов говорит, что он почти всегда находился с Рыжовым.

- «Законовские» - это была организованная преступная группа, это все знали. Основателями были Законов и Сорокин. У Рыжова были две основные машины, «Мерседес» и «БМВ», а также машина опережения - разведка. Были коды основных мест, куда ездили, например, рынок «Лотос» - 10. Говорится: «Код 10». Машина опережения уезжает на «Лотос», осматривает это место на предмет безопасности. Потом основные машины едут туда, - говорит Попов.

На рынках, по словам Попова, группировка собирала плату с торговцев. Попов также назвал и фамилии своих бывших коллег из охраны Рыжова: Воронов, Евграфов, Ривкин - всего порядка 10 человек в охране.

- Гафуров, Ашенбреннер были одними из основных членов группы. Гафуров был зам Рыжова. А Ашенбреннер - финансист. Офис на Карякина находился. Он деньги распределял, когда ему привозили. Членов группы ориентировали на налаживание связей с сотрудниками правоохранительными органов. Известно о связи членов группы и сотрудников правоохранительных органов, - утверждает Попов.

По словам экс-охранника, лидеры ОПГ общались с Хомских.

- У группировки была турбаза в Царевщине, она есть до сих пор. «Бережок» или «Островок» называется. Там я видел Хомских. Отдыхали компанией. Хомских и Ашенбреннер дружили, - говорит Попов.

Также бывший охранник утверждает, что видел Хомских, когда ему в подарок передавали машину.

- Это был 2011 год. Я был на улице Рыльской, в офисе. Гафуров сказал: «Поехали со мной». Сел в «Ниву», она новая была. Отвезли машину Хомских. Потом Хомских уехал на «Ниве», - говорит Попов.

По его мнению, «Ниву» передавали именно за «крышевание».

- Гафуров, когда уже сел ко мне в машину, сказал, что Ашен, как называли Ашенбреннера, хорошего полицейского «прикрутил». Я понял, что теперь вместе работаем, помогаем друг другу, - говорит Попов.

По версии адвокатов Хомских, Попов не мог ехать тогда на встречу с Хомских, поскольку имел травму ноги. Но Попов утверждает, что травму получил раньше.

- 19 июля 2010 года мне на Рубежке стрельнули в ногу и кувалдой голову пробили. Когда это случилось, меня увезли на 116-й километр, прооперировали. Потом увезли меня в военный госпиталь на Осипенко. Аппарат Елизарова поставили. Там лечился с 20 числа. Точно помню, что в день ВДВ я там находился. Потом домой меня увезли, жена за мной ухаживала, потом опять прооперировали. Летал в Израиль на лечение. Там мне сделали операцию, наложили лангет. 8 февраля улетели назад в Россию. Я ходил на костылях. Ну я не соблюдал рекомендации. Мне не понравилось лечение в Израиле. Отдали 23 тысячи долларов. Я считаю, что просто развели на деньги. Дали мне с собой антибиотик, сказали колоть 45 дней. Половину прокололи, аллергия началась. Потом у меня был фиксатор ступни. Потом я уже передвигался иногда на такси, иногда брал у Рыжова машину и сам ездил, - утверждает Попов.

Он даже показал суду, сев на лавку, как нажимал на педали, не сгибая ноги.

- В ходе пьяных разговоров от Рыжова и Гафурова звучали разговоры про Хомских. Например, что какие-то дела надо закрыть через него, - утверждает Попов.

Попов заявил, что Хомских члены группировки называли коротко - Хома. Допрос свидетеля длился несколько часов. Адвокаты и прокурор шумно спорили, а судье Кузнецовой даже пришлось стучать молотком, делать сторонам замечания и требовать соблюдать порядок.

В ближайшее время суд может также допросить Ашенбреннера и ряд предполагаемых представителей группировки «Законовские». Но вот Рыжова, Гафурова и первого лидера ОПГ Законова уже не допросят - они мертвы.

Напомним, ранее за связи с группировкой уже отправили за решетку замглавы управления Росгвардии по Самарской области (теперь, конечно, бывшего) Дмитрия Сазонова. Также недавно под следствием оказался криминальный авторитет Насилон, предположительно, близкий к группировке. Его заподозрили в стрельбе на рынке в 15-м микрорайоне. Тогда погибли три человека и были госпитализированы еще шесть.

Ксения Штефан