Аккаунты самарских чиновников в соцсетях «бомбят» недовольные жители. В этом году жалоб на срыв начала отопсезона в городе, кажется, много как никогда. Журналист «Засекина», у которой тоже нет отопления дома, прорвалась на интервью к первому заместителю главы Самары Владимиру Василенко, чтоб спросить: «Кто виноват?» и «Доколе?».

- Владимир Андреевич, в этом году глава региона поручил начать отопительный сезон раньше срока. Какие меры были приняты для ускорения подготовки к нему?

- В Самаре никогда не перекладывали тепловых сетей на порядка 3 млрд рублей. Но в этом году мы «зашли» в восемь кварталов. Это порядка 30 километров не трубы, а трассы. Трасса - это две трубы. Мы в 2017 году переложили на 1 млрд 100 млн, когда готовились к ЧМ. Перекопали весь центр города. Плюс мы в прошлом году переложили на 1 млрд 900 млн, когда перешли на альткотельную. И в этом году - я вам назвал цифру. Теперь, когда начинают говорить: «А что же трубы в таком состоянии»... Я могу сказать, что я прожил три дня в Москве, когда принимались решения о переходе на альткотельную. Самара в числе первых городов-милионников перешла на эту модель, и мы привлекли в обновление сетей огромные деньги. Именно поэтому сегодня, как вы говорите, «мы разрыли весь город».

Это деньги инвестора. Опережающими темпами сейчас идет перекладка сетей. И мы должны были начать эту работу только в этом году, но начали перекладывать в прошлом.

Но если мы беремся перекладывать магистраль, мы все отводящие сети к домам начинаем перекладывать.

- Трубы сейчас какого-то нового образца? Пластиковые?

- Нового. На отопление идет стальная труба предизолированная. Ставятся датчики для того, чтобы понимать, если где-то происходит повреждение, или шов разошелся и так далее.

- Чем сейчас недовольны люди. Тем, что осенью традиционно разрывают траншеи и именно осенью начинают менять трубы...

- В свое время «убили» в полном объеме нормальных подрядчиков. Сегодня мы собирали их по всей округе: к нам приехали с Казани, в прошлом году приезжали с Оренбурга работать. И сегодня подрядчики взяли по три-четыре объекта.

Вот у нас есть подрядчик. Он делал на Стара-Загоре угол от Ново-Вокзальной до Воронежской. Теперь он работает от Ново-Вокзальной до Ставропольской, до Вольской берет кусок, он работал на части Аэродромной, 56-70. Естественно, он сразу все объекты сделать не мог. Он сделал два объекта, на которые был ресурс, перешел на другие. Сейчас отдал на заделку вскрытий, перешел на следующие. Вот по центру города мы работаем Некрасовская-Ленинская, мы работаем на Куйбышева, от Комсомольской до Крупской, мы работаем по Чапаевской,74 от Венцека в сторону Ленинградской и работали по Алексея Толстого - от Венцека до Ленинградской. Это места, где были два и более порывов за зиму.

А бытует мнение, что сегодня раскопали, значит, завтра уже можно закопать. А еще нельзя забывать, что бывают и недобросовестные подрядчики.

- Чем еще недовольны люди. Официально в СМИ размещалась информация, что во все самарские дома поступит отопление до 30 сентября. А его нет во многих домах и в октябре.

- Сказали. В процессе включения происходят порывы. Еще недавно в Самаре износ труб отопления составлял более 70 процентов. Благодаря инвестпрограмме за несколько лет мы его существенно снизим. Вот люди говорят и вы там писали: «Куда ж он деньги дел, почему у него сети такие дырявые». Ну, естественно, сейчас уменьшили износ сетей. Но должно пройти 8-10 лет, когда мы близко подойдем к нормативному износу сетей. А нам нужно перекладывать 4-6 процентов в год от протяженности сетей. Чтоб у нас было: 25-30 лет и замена трубы. Можете крупно написать: я готов завтра вам показать заявление об отставке, если вы уверены, что на следующий день во всех домах появится тепло.

- Мы и к «Т Плюс» имеем претензии. Смотрите, получается, что трубы изношены. То есть какой-то период их не меняли вовремя. Может быть тогда нужны какие-то заявления в правоохранительные органы, чтоб начали проверки...

- То есть главная проблема — поиск виновного? Вот сегодня мы перерыли на 3 млрд. Если завтра пять дадут или шесть, мы сможем их освоить? И перекопать весь город, закрыть его, чтоб везде сразу переложить трубы? Нет. А в 90-е годы кто трубы менял? Никто. Вот я помню время, когда приезжал директор «Самараэнерго» Борис Ремезенцев, председатель исполкома был Алексей Родионов, садились вот в малом зале администрации, а я только-только учился у них тогда. И ставили вопрос о подключении тепла в городе. В городе было 7,5 миллионов метров квадратных жилья. Я имею в виду - в муниципальной собственности. Вся остальная была ведомственная. И стоял вопрос: для того, чтобы включить тепло в городе, надо было отключить горячую воду. Вот была позиция. Это 94-96 год. И потом в начале нулевых все ушло в частные руки. Выставили активы. Появилась Волжская ВТГК, которая себе четыре региона взяла — Ульяновская, Оренбургская, Самарская и Саратовская области.

- Про самарские управляющие компании что вы можете сказать?

- В 2008 году появляются управляющие компании. Я не работал тогда в городской администрации. Я самый был категорический противник управляющих компаний. Моя позиция была: должны быть ТСЖ. Чтоб люди сами наводили порядок. Там можно юриста нанять, какая-то отчетность есть. И в УК отчетность — нарисовали и тому подобное. Слава Богу сейчас в думе заговорили: «Когда перестанут люди платить просто за то, что им принесли квитанцию?». УК принесла платежку — «плати». Я категорически против этого. Вы знаете, что у нас в городе 300 управляющих компаний?

- А нельзя выйти с инициативой отменить управляющие компании?

- Мы выступали с этими предложениями, но дальше разговоров пока не пошло.

Вот вы пишете: «Создать единый расчетный счет». А кто рождал прямые договора с ресурсоснабжающими организациями? Сегодня вы разбираетесь с теплом, холодной водой, газом один на один с естественным моноплистом. Я был противником. Раньше вы худо-бедно могли прийти с проблемой по теплу в УК или ТСЖ. А сегодня вам тепло кто представляет? «Т Плюс». А там целая куча юристов. И вы один на один остаетесь с ними.

А было сделано под благим предлогом. Говорилось, что управляющая компания ворует деньги. Я выступал за то, чтоб был единый расчетно-кассовый центр. Который в мою бытность, в первый «призыв», в городе был. В нем было порядка 71-73 процентов УК. И вот в 2014 году отобрали его в область. Мы вернули обратно этот ЕИРЦ в город — и там осталось 18 процентов УК. Сейчас там 44 процента МКД. Ведь вы этого всего не знаете.

- Кто сейчас не дает все вернуть УК в ЕИРЦ?

- Закон.

- Почему нельзя выйти с инициативой начинать сезон отопительный раньше?

- Многие получат платежки и удивятся — ведь отопление в сентябре не подавали в их дома. А ресурсник наштампует платежки. Кто заявит на перерасчет — тому вернут деньги. Но деньги будут возвращать не сразу. То есть опять — заплати вперед, а вернут через два-три месяца.

Можно начинать отопсезон раньше. Только платить кто будет?

- То есть, если отопление подключать раньше, то кто-то будет возмущаться, что придется больше платить?

- Конечно. Платить надо. Это раз. А, во-вторых, вы думаете вам все будут благодарны, если мы раньше начнем включать отопление? Вот есть дом с ТСЖ, на Шмидта. Они говорят — не надо нам включать пока отопление, у нас жарко.

Вот я вам назову цифры. В этом году мы начали отопсезон при средней температуре плюс десять градусов. В 2016 мы начинали, когда была средняя температура практически нулевая. В 2014-2015 мы начинали при плюс восьми градусах средней температуры. И в 2013-2014 мы начинали при трех градусах.

Да, право есть у муниципалитета - не дожидаясь определенной температуры включать отопление. Что и было сделано. Мы начали с социальной сферы, перешли к МКД.

- Хорошо. Вот давайте разберем ситуацию. У человека нет отопления до сих пор, он недоволен. Что ему делать?

- Директору УК пожаловаться. И остановиться. Что делает директор УК иногда? Говорит: «Это не мы, это ПТС». А он обязан разобраться с ПТС, он деньги получает за управление домом.

Опять же. Не безымянная УК говорит. Говорит диспетчер. Фамилию у диспетчера надо узнать. И разбираться. Или возникла проблема с УК — надо звонить главе района.

А вообще я всех побуждаю — гоните плохие УК, меняйте хоть по двадцать раз. А происходит сейчас так: в УК не дозвонились, в районную администрацию не дозвонились. А вот есть Василенко, пусть он и разбирается.

- Ну вас во все пресс-релизы просто вписывают как главного по ЖКХ в городе...

- Стоп. Мы все имущество раздали в частные руки. А пытаемся сейчас все свалить на власть.

- Хорошо. Кому нам быть благодарными за то, что у нас управляющие компании?

- Закон кто принимал федеральный. Я сторонник их разогнать всех. Они законно воруют деньги. Им законом дали не отчитываться толком перед вами. Мы с «ЖКС» проходили ситуацию. Куда только мы не писали. Взятки гладки. Забрали деньги - до миллиарда рублей — нету их. Они пошли на банкротство, все.

- Такой тогда вопрос. Есть какой-то рейтинг управляющих компаний...

- Есть. Госжилинспекция обязана его публиковать. ГЖИ нам не подконтрольна.

- Куда вообще жаловаться на УК?

- В жилищную инспекцию. Меня включили в аттестационную комиссию. Я в единственном числе голосую против раздачи лицензий УК. Вот им раздают направо и налево, а лишить ее надо через суд. А в суд нужно иметь две жалобы незакрытых. Мы выходим в суд, как только назначают заседание — они закрывают жалобы. Приходят и говорят: «Все у нас нормально». У нас одна компания всего лишена лицензии. Которую я просто вел скрупулезно, чтоб создать прецедент. И то, она была подконтрольна «ЖКС». «Комфорт дом» называлась. А я ее называл «Некомфорт».

- По поводу ТСЖ. Мы сейчас проговорили, что очень сложно человеку один на один бороться с монополистом, с «Т Плюс». Вот создали ТСЖ. И, наверное, человеку из ТСЖ будет сложно бороться с монополистом. Как считаете?

- Я категорический противник того, чтобы жители переходили на прямые договора с каждым ресурсником. Платить в ТСЖ, а там есть управляющий, правление, юрист.

- Проходила информация, что Самара должна структурам «Газпрома» несколько сотен миллионов за газ. Это правда?

- Вот в Самаре есть котельная «Волгабурмаша», она не города. Если там кто-то не платит за газ — что мы сделаем? Он не платил, его обанкротили и мы вынуждены забрать в аренду эту котельную, нести убытки для того, чтобы не страдали люди. А это подается по-другому. Проблема была в том, что газовики отключили за долги газ. Мы решили проблему 3 сентября 2020 года.

- Есть ли штрафные санкции за срыв отопсезона для энергетиков?

- Какие штрафные санкции я могу предъявить в интересах жителя «Т Плюс»? Давайте решим все вопросы с теплом, а дальше будем друг другу предъявлять штрафные санкции.

- Иногда летом проверяют износ труб, увеличивая давление воды. Трубы рвутся, из-под земли бьют фонтаны. Иногда в ямы попадают машины. А можно проверять износ труб как-то иначе?

- Я вот о другом еще хочу сказать. Никто не должен ставить детские площадки на месте, где проходит труба горячего отопления. А жители ставят или недобросовестные чиновники. Потом бывают порывы, приходится тратить время, чтоб убирать эти детские площадки, а это связано с безопасностью людей.

- Можно вообще как-то повлиять на такие «проверки» теплосетей? Бьют фонтаны, иногда они бьют на автодорогах...

- Мы опять вернулись к вопросу о том, что не будут бить фонтаны, когда мы заменим теплосети по нормативу.

- Я вам оправляла почтой пазл. На нем было фото траншеи у моего дома, в котором до сих пор нет отопления. Получили?

- Нет. Ну покажите хоть.

- Вопрос про «Эхо Москвы» - правда ли что это вы недавно звонили в эфир этой радиостанции, на котором обсуждали вас, говорили, что в эфире врут про ваше имущество... или это был пранкер?

- Я звонил. Водитель в машине включил радио. И я услышал разговор о своей машине. С 1998 года у меня дом, земельный участок 5 соток и машина — у меня другого имущества не было. Все это отражено в декларации.

Беседовала Ксения Штефан