28 апреля в Красноярском районе у села Кривое Озеро местные жители засняли сожжение трупов свиней, зараженных африканской чумой. Казалось бы, именно так и надлежит поступать с тушами, в которых угнездилась неизлечимая зараза. Но есть нюанс. В качестве топлива для погребального костра выбрали автомобильные покрышки. В результате в небо валил густой черный дым. А ветер нес его прямо на село. О вреде от сжигания покрышек и о способах утилизации туш, зараженных АЧС, «Засекин» побеседовал с кандидатом биологических наук, председателем Центрального Совета Российской Зеленой лиги Сергеем Симаком.

О странном способе утилизации зараженных туш местная жительница Полина Мантузова сообщила в Твиттер, обратившись к губернатору Самарской области Дмитрию Азарову, почему-то к главе Самары Елене Лапушкиной, а также в Роспотребнадзор.

– Покрышки при сжигании представляют 1 класс опасности! С утра был 21 век, а к вечеру кончился? Что за беспредел Красноярской администрации? – возмущается девушка.

Представители районной администрации написали, видимо, по скриптам:

– На территории Красноярского района объявлен карантин по АЧС. Правительством СО подписано Постановление об изъятии свинопоголовья в 20 км зоне от очага возникновения АЧС. Данное место определено для уничтожения свинопоголовья методом сжигания, так как в с.Кривое Озеро находится наибольшее количество свинопоголовья, подлежащего изъятию.

Правда, г-жа Мантузова в ответ на это заметила, что очаг африканской чумы свиней был обнаружен в селе Колодинка, которое расположено от Кривого Озера на расстоянии порядка 30 километров. Ниже пользователь Твиттера @vadnibolz уточнил, что, по его сведениям, все свиные туши были привезены из других населенных пунктов. И, что гораздо интереснее, все свиньи, по его информации, были здоровыми. Сейчас, правда, слова мужчины проверить уже не представляется возможным – туши сгорели без остатка вместе с покрышками.

Однако, на этом интересные подробности не заканчиваются. Пользователь Твиттера Елена О. уточнила, что рядом с ямой, в которой сжигали свиней, не было никого. Совсем. В пожарной части, по словам женщины, прямым текстом сказали, что машину не пришлют. Также Елена О. пишет, что глава села Хорошенькое Сергей Паничкин, когда ему задали вопрос, почему за большим костром никто не следит, ответил: «Я и так отсюда всё вижу». Хотя Хорошенькое находится от ямы за три километра. Также Елена утверждает, что г-на Паничкина назначили главой села после того, как в генплан был внесен крематорий, который, как ранее писал «Засекин», планируют построить как раз в районе Хорошенького и Кривого Озера.

Наталья Савинова пишет в обсуждении: «Репетиция крематория!!! Давление на сельчан, чтобы рот не открывали против "стройки смерти"». В целом обсуждение ведется на повышенных тонах. Видно, что жители района крайне возмущены случившимся.

Эколог Сергей Симак подтвердил, что при сжигании покрышек выделяются вещества первого-второго класса опасности, хотя описываемый случай вряд ли можно назвать экологической катастрофой.

– Точно сказать трудно, но при разовом таком воздействии жителям Хорошенького вряд ли мог быть нанесен серьезный вред. Здоровью жителей Кривого Озера, гипотетически, возможно, но маловероятно, потому что воздействие разовое и, кроме того, есть такой фактор как рассеивание вредных веществ в атмосфере. Но это не значит, что такие вещи делать допустимо. Совершенно непонятно, почему использовались покрышки. Их сжигание недопустимо нигде. Есть другие способы кремации. А кроме того, в этом случае необходимо было произвести не сжигание, а захоронение в скотомогильниках. Это технология отработанная. Понятно, что хотели избежать распространения заболевания, чтобы не было ситуации как с сибиреязвенными могильниками, где споры сибирской язвы сохраняются до сотни лет и более. Но в случае чумы свиней это невозможно, потому что после разложения туш возбудитель этого заболевания не сохраняется. Непонятно, кто принял решение сжигать, на каком основании, по такой дикой технологии, – говорит эколог.

Сергей Любимов