Детский сад №337 при поддержке еврейского национального центра «Маккаби» в течение 25 лет предоставлял евреям возможность воспитывать детей в своих национальных традициях. Но теперь учреждение усиленно переделывают в типовой детский сад, уничтожая все, что было создано за долгое время, включая уникальную педагогическую систему. Зачем и кому это нужно — пока непонятно, но с чего началось — выяснить удалось.

В распоряжении «Засекина» оказалось обращение части родителей воспитанников детского сада №337 к министру образования и науки Самарской области Виктору Акопьяну, руководителю департамента образования самарской администрации Елене Чернеге и прокурору Железнодорожного района Александру Диденко с просьбой разобраться в неоднозначной ситуации, наблюдающейся сейчас в учреждении.

— Сотрудник МАДОУ детский сад 337 г.о.Самара — воспитатель Алешина Анна Юрьевна — обратилась в родительском чате своей группы с призывом пройти по ссылке Instagram [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)] [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]и включиться в «борьбу» с родителями воспитанников других групп данного учебного заведения. Но заведующий МАДОУ 337 Весова Елена Александровна не нашла в действиях своего сотрудника ничего предосудительного, наоборот, всячески поощряла ее. — говорится в обращении.

Для выяснения подробностей «Засекин» обратился к одному из активных родителей, попросившего не называть его имя в материале. Мужчина рассказал, что началось все в то время, когда заведующей садом была Татьяна Лукьянова, проработавшая на своей должности два года. По словам собеседника, все развивалось исподволь. Из устава садика был явочным порядком убран национальный компонент, потом изменили меню, предполагавшее раньше кошерное, то есть в соответствии с канонами иудаизма, питание. Параллельно с этим родителей вновь поступивших детей перестали предупреждать, что в садике есть национальный компонент, и далеко не для всех это стало приятным сюрпризом.

Но основной скандал развился уже при преемнице Лукьяновой, Елене Весовой, которая руководит детсадом №337 и в настоящее время. В садике сократили должность методиста, отвечавшего за национальный компонент, и начали ремонт, в ходе которого упраздняется все, что напоминает о еврейской культуре. Методическая литература свалена в кучу, музей при садике почти уничтожен. Национальный компонент остался лишь в одной группе, и неизвестно, сколько еще продержится.

Многих родителей-евреев очень огорчило, что со стен, словно вырезки из журналов, срывали мезузы — футляры с пергаментными свитками, на которых написана определенная молитва. Для сравнения, это все равно, что в православном учреждении срывать со стен иконы. По словам нашего собеседника, уничтожить собираются даже шкафчики, чтобы вместо них поставить типовые – как везде. Кроме того, как сообщил нам родитель-активист, из сада вынудили уволиться одного воспитателя и одного помощника воспитателя, а против оставшихся реализуется политика травли.

Под постом по ссылке в Instagram, о которой было сказано в цитате из обращения, между родителями произошла самая настоящая ссора. Причем, по словам опрошенного «Засекиным» родителя-активиста, в дискуссию по непонятной причине вступили те родители, которые обычно в общественной жизни садика не участвовали.

Дискуссия получилась продолжительной и бурной. Одни родители утверждали, что за кошерное питание с них собирались дополнительные, причем немалые, деньги, а также что по пятницам, когда начинается шабат, родителей понуждали забирать детей в три часа дня, что далеко не для всех возможно. Другие заявляли, что такого никогда не было, и наш собеседник подтверждает именно их слова.

Также он придерживается мнения, что ссора началась именно потому, что о еврейской культуре в садике перестали предупреждать. До этого все 25 лет вновь пришедшим рассказывали об особенностях учреждения сразу, и те, кого это не устраивало, искали для своих детей более подходящие на их взгляд учреждения. Но таких, похоже, было немного, потому что условия содержания детей и педагогический подход, царивший в садике, вполне могли быть для многих важнее отсутствия стандартного Нового года с Дедом Морозом и Снегурочкой и трех дополнительных выходных.

В группах было не более 15 человек, и кроме того, в учреждении действовала педагогическая система «Ган-Гани». Ее разработала Татьяна Курилова, которая долгое время возглавляла еврейский культурный центр «Маакаби», которому администрация Самары передала детский сад №337 в 1995 году. Под программу «Ган-Гани» персонал проходил специальное обучение. Группы были разновозрастными, что благоприятно сказывалось на развитии детей. Старшие учили младших, а младшие, в свою очередь, тянулись за старшими. Воспитатели и дети называли друг друга по имени. В учреждении царила дружелюбная атмосфера. Это подтверждает не только наш собеседник, но и родительница одной из выпускниц сада, давно проживающая в Израиле.

Кому все это могло помешать – вопрос открытый, тем более учитывая то, что в той же Москве есть несколько детских садов с национальным компонентом — русские, один татарский и один еврейский, причем сады не частные, а вполне себе государственные.

Правда, вспоминая опыт ликвидации Академии Наяновой как уникального учебного учреждения и превращения ее в практически обычную школу, напрашивается предположение, что самарским чиновникам от образования, как региональным, так и муниципальным, в принципе неудобно все нестандартное. Подобному тому, как Академия Наяновой не вписалась в систему ЕГЭ с концепцией непрерывного образования, так и еврейский детский сад, наверное, не вписывается в систему представлений управленцев.

Собеседник «Засекина» сообщил, что к руководителю департамента образования Самары Елене Чернеге обращались по вопросу 337-го детского сада уже не один раз, и что она каждый раз обещает вернуть все на круги своя, однако, ожидаемо, этого не происходит.

Очень интересно было бы узнать по этому вопросу мнение губернатора Дмитрия Азарова, который, как мы помним, очень озабочен тем, чтобы между представителями разных национальностей в Самарской области царили мир и дружба. Как в эту концепцию вписывается грубое нарушение конституционного права одного из народов на воспитание детей в духе своих национальных традиций — не совсем понятно.

Сергей Любимов