День Победы давно превратился из праздника, когда вспоминают павших в борьбе с фашизмом и желают друг другу «мирного неба над головой», «мира во всём мире» и «чтобы такое никогда не повторилось» в инструмент конструирования властью ура-патриотизма, с бряцаньем оружием, наклейками к 9 мая на японских и немецких иномарках «Можем повторить!» и возникшей несколько лет назад акцией «Бессмертный полк», переросшей из томской инициативы снизу в бюрократизированное «патриотическое воспитание». Стоит ли удивляться, что на Дне Победы почти не остается место фронтовикам и ветеранам? Стоит ли удивляться, что 9 мая превратилось из «святого дня» в возможность заработать? Имеет ли смысл осуждать тех, кто продавал на Avito пригласительные билеты на самарский парад Победы? 

В преддверии дня Победы на сайте Avito начали появляться объявления о продажи билетов на парад 9 мая в Самаре. Это вызвало недовольство многих самарцев, которые недоумевали, почему должны приобретать у перекупщиков билеты на парад, который организуется для всех. И не на частные деньги, а из бюджета, то есть на средства налогоплательщиков.

Взглянув на цены билетов, ни на какой парад идти, пожалуй, не хочется: пригласительный на патриотическое «military show» продавали по цене от 4 до 10 тысяч рублей. Сумма зависела в основном от места и настроения продавца. 

По одному из номеров корреспонденту Засекин.Ру сообщили, что билет действительно продают. Причина: «родственнику дали, он заболел, не пропадать же», но о снижении цены и речи быть не может. Продавцы начинают давить: «где же ваш патриотизм», и говорить о том, что в других городах вообще приходится перекупать билеты намного дороже. Рынок они, похоже, изучили хорошо. 

Засекин.ру поговорил по этому поводу с членом регионального штаба ОНФ Аркадием Лазаревым. Каждый год находится большое количество людей, которые зарабатывают на мероприятиях, организуемых властью, – заявил г-н Лазарев и признался, что лично видел, как 28 апреля на первом тестовом матче на новом стадионе в областной столице, перекупщики орудовали около «Самара Арены» и продавали билеты по 1,5 тысяч рублей. 

– Думаю, что с парадом проблема посерьезнее. Ведь это мероприятие – история. И для меня перепродавать билеты на парад – это как делать бизнес на крови и на костях. Кто распределяет билеты изначально должен делать так, чтобы они все были именными и пронумерованными. Соответственно, так будет легче оценить количество и понять, куда и в какие организации их выдали. По факту разобраться и найти виноватых можно, – пояснил Аркадий Лазарев.

Обсуждая причины ажиотажа на покупку билетов втридорога, собеседник пояснил, что проблема тянется с прошлых лет. Ранее для распространения билетов администрация города пользовалась помощью общественников. Однако в этом году представители власти отметили, что билетов даже им не хватило. 

- О каком взаимодействии между общественниками и администрацией можно говорить, когда Дмитрий Азаров поставил цель перед определенными структурами наладить связь с ОНФ, но его даже не послушали. Я полагаю, что эти люди его не слышат. Я считаю, что это можно назвать диверсией. Это очень жесткая диверсия – это шаг против работы нового губернатора, – возмущается Аркадий Лазарев. 

Представитель ОНФ разделяет возмущение горожан, недовольных перепродажей пригласительных на военный парад 9 мая, считая, что зарабатывать на памяти, на истории, на «духовной скрепе» недопустимо. 
Любопытно, что другие коммерческие проявления этого «патриотизма» никого не возмущают. 

А ведь были же в Самаре так называемые «патриотические клубы», которые до недавнего времени получали финансирование из регионального бюджета на «патриотическое» участие в костюмированных шоу, где они красовались в чужих погонах и наградах, не забывая делать селфи. 

Торговые сети в преддверии 9 мая в больших объемах продают георгиевские ленточки и подрамники для участия в шествиях «Бессмертного полка», а на городских рынках предприимчивые горожане перепродают их же с небольшой наценкой. 

На обочинах всех въездов в Самару, Тольятти и в другие города губернии минимум за месяц встают продавцы, которые буквально с колес и без кассового аппарата занимаются незаконной предпринимательской деятельностью, реализуя российские и советские флаги, а также наклейки на автомобили, содержание которых думающие люди вполне могли бы посчитать оскорблением памяти, хотя формально они, конечно, носят концентрированно патриотическое содержание. 

На эксплуатации патриотических чувств и спекуляции на тему «святого праздника – Дня Победы» уже давно зарабатывают все, кому не лень. Оставив в стороне не только моральную, но часто и правовую сторону вопроса. Но «беспокойную общественность» всё же расстраивает, когда люди перепродают пригласительные желающим посмотреть на танки и бронетехнику. Хотя покупатели, несмотря на высокую стоимость билетов, находятся. 

Ева Терская, Дмитрий Солнцев