5 мая, в канун очередной инаугурации президента России Владимира Путина, в 14:00 на ул. Ленинградской начали звучать лозунги: «Путин — вор», «Полиция с народом — не служи уродам» и «Насилие не выход». Самарцы собрались на массовую акцию протеста «Он нам не царь», инициированную оппозиционным политиком Алексеем Навальным и собравшую не только сотни самарцев, но и около трех сотен полицейских. 

Участники протестной прогулки собрались на пересечении улиц Ленинградской и Куйбышева. К двум часам здесь уже стояли порядка 500 человек, остальные постепенно подтягивались. Кто-то просто шел мимо и останавливался поболтать. Среди собравшихся были и представители неформальной молодёжи, и семьи с детьми, и пенсионерки, и ветераны Великой Отечественной войны. Разговоры в толпе были в основном на бытовые темы. Будто старые приятели действительно собрались на прогулку. Однако всех присутствовавших сплотила одна идея. 

«Успокойтесь, идиоты. Путин всегда с нами!»

К моменту начала акции к горожанам начали подходить люди в форме и расспрашивать, «что они делают», «почему пришли» и «зачем столпились и мешают ходить другим». В какой-то момент в середину толпы вышел мужчина и поднял красный плакат с надписью: «Хватит мешать нам жить». Затем он уверенно вышел вперед, а следом за ним двинулись и другие пришедшие. Участники прогулки уже не улыбались, а выкрикивали: «Мы хотим свободы!», «Мы здесь власть!». 

Шествие двинулось в сторону Троицкого рынка. В стороне от толпы появился мужчина, судя по всему, пребывавший в нетрезвом состоянии. Недовольный происходящим, он пытался перекричать толпу: «Вы молодежь, какая вы власть, вы вообще кто такие?! Все так и будет, успокойтесь, идиоты. Путин всегда с нами!».

Когда колонна приблизилась к первому светофору, полиция предприняла попытку остановить протестующих. Неподалеку начали появляться автозаки. Участникам акции дали возможность перейти дорогу, после чего над Ленинградской пронесся гул. Начался хаос. К наиболее активным участникам акции подбегали полицейские. 

Людей хватали за рукава и трясли. В адрес мужчины с красным плакатом прозвучало недвусмысленное указание: «Вяжите буйного, вон того с бумажкой, он здесь главный!», после чего на активиста накинулись сразу несколько полицейских. Та часть толпы, которая пыталась защитить его, в ответ получала пинки от блюстителей порядка. В какой-то момент забравшуюся на скамейки женщину толкнули так сильно, что она едва не разбила голову. На вопрос о том, чем же она ему мешала, усатый и весьма упитанный полицейский заявил: мол, «нечего было грязными ногами вставать на лавку». 

Молодого человека, который попытался помочь упавшей даме, тут же толкнули в мусорную урну. При попытке выбраться парень получал всё новые и новые толчки и возвращался обратно. 

Сомкнуть ряды

Когда граждане пытались узнать, за что участников прогулки уводят в автозаки и на каком основании их задерживают, полицейские начинали нервничать и размахивать руками. У корреспондента Засекин.Ру потребовали документы, а когда она попыталась предъявить редакционное удостоверение, её как бы невзначай ударил один из стражей порядка

Попытки снять на фото и видео задержания участников акции провоцировали интерес полицейских. Однако журналистам чаще удавалось исчезнуть прежде, чем их поймают за руку. Примерно в то же время полицейские начали замыкать ряды, создавая человеческую стену. Часть толпы смогла прорваться сквозь нее. Таким образом, протестующих разделили. 

Сотрудники Росгвардии в штатском начали кричать, чтобы люди шли назад. Из-за отсутствия формы их приняли за «своих». Шеренгу разорвали, и пройти внутрь оцепления уже никто не мог. 

Те граждане, которые ничего не знали об акции, пытались пройти к своим домам и находящимся поблизости торговым объектам, однако им заявляли, что пропускать никого не будут. «Обходите, если надо», — говорили полицейские. Люди возмущались, что не могут забрать детей из центра развития, однако ничего сделать они не могли. 

В этот момент в толпе появились динозавр с плакатом «You are offline» и человек в короне. Любые попытки прорваться в оцепление пресекались заламыванием рук, либо выкидыванием участников шествия обратно в толпу. 

«Я убил в себе государство»

В изолированной толпе начались разговоры «по душам». Кто-то из полицейских тихонько говорил протестующим, что им не нравится удерживать людей. Но — приказ есть приказ. Однако на вопросы о дальнейших действиях блюстители порядка напоминали о тех, «у кого звезды больше по размеру и количеству». Последние, к слову, стояли за пределами оцепления и отдавали короткие приказы. 

Однако на просьбы прокомментировать происходящее пузатые «носители звезд» лишь разбегались в разные стороны и делали вид, что ничего не слышат и не видят. Впрочем, один из командующих заявил, что журналистам нужно обратиться в пресс-центр. В этот же момент из его рации прозвучало: «ОМОН уже тут!»

За первой стеной полицейских выросла вторая. 

Отряд ОМОНа выстроился в шеренгу. Теперь уже и тех, кто сидел на открытых верандах в кофейнях, пытались прогнать. За первой группой «космонавтов» привезли вторую. Тем, кто отказывался отходить, угрожали задержаниями. 

Пока количество полицейских росло, толпа начала хором распевать песни культовой группы «Гражданская оборона». Наибольшей популярностью пользовались композиции «Все идет по плану» и «Я убил в себе государство».

Патриотизм против Летова

Любителей рок-музыки прервал мужчина пожилого возраста. Он стоял неподалеку, возле ТЦ «Опера», напротив написанных баллончиком на фальшфасаде слов «Я люблю Самару». Высоким, скрипучим голосом он запел военно-патриотические песни. Далекое от профессионального пение усиливала небольшая колонка. Напротив стояла коробка для сбора подаяний с просьбой «помочь волжским талантам». 

Поразительно, но его не только не пытались выгнать. Правоохранители, наоборот, проводили его на площадь и даже заботливо помогли перенести вещи. На вопросы журналистов полицейские объяснились: надо «успокоить народ и дать им возможность переключиться». 

В течение трех часов несогласных с очередным президентским сроком Владимира Путина удерживали в оцеплении. В какой-то момент показалось, что живое кольцо полиция все-таки начнет сужать, однако ничего не происходило. Недовольство протестующих переходило в усталость. Утомлению способствовал и продолжавший звучать скрипучий стариковский голос, распевавший песни о Великой Победе. 

«Безысходность такая нападает»

Резко, как по щелчку, молодые люди начали покидать оцепление. 

— В толпе мы стояли шеренгой, сплотились, взялись за руки. Но тут вокруг нас появились полицейские, начали давить. Одни менты с другого бока, другие — с другого. Мы оказались в ловушке. Вообще, в оцеплении находиться было неприятно. Безысходность такая нападает и ты не знаешь, что делать и когда тебя выпустят. Мы выходили из оцепления группками по 2-5 человек. Проходили через узкий коридор из «чекистов» и по пути выслушивали небольшую лекцию, — рассказал корреспонденту Засекин.Ру один из участников протестной прогулки. 

Протестная прогулка закончилась 19 задержаниями, трехчасовым заточением участников в оцеплении, опозданиями на встречи тех людей, которые не участвовали в акции, но, тем не менее, не могли попасть в нужное им место. А полицейские и сотрудники ОМОН продемонстрировали относительную готовность самарских силовиков к подавлению акций протеста. 

Симптоматично, что последних протестующие даже жалели. «Что с них взять, они выполняют свою работу», — сочувственно комментировали поведение правоохранителей некоторые участники акции. 

Впрочем, это никак не влияло на готовность правоохранителей применять физическую силу и оскорбления. 

На вопрос, зачем все-таки люди выходили на митинг и к чему это приведет, большинство отвечали: «Делать хоть что-то надо. Покажем, что жить уже невозможно в этой стране. Не факт, что услышат. Но перед собой совесть чиста. И перед детьми не будет стыдно, что не боролся за их свободу». 

Текст и фото: Ева Терская