В Тольятти разразился коммунальный скандал между жителями и управляющей компаниями. Горожане начали получать квитанции за март текущего года, в которых неожиданно увидели суммы вдове больше обычных. Им начисляли сверх нормы от 60 до 7500 рублей за теплоэнергию. Так, жильцы двухкомнатной квартиры, обычно платившие в месяц не более трех тысяч рублей, за март, согласно расчету, должны будут выплатить уже семь тысяч. 

Управляющая компания, которая отправила жильцам «золотые» квитанции, на претензии тольяттинцев заявили, что нынешняя зима была чересчур холодной и долгой, из-за чего пришлось сделать доначисления. В общей сложности сумма составила 52 миллиона рублей. 

Тольяттинцы коммунальщикам не поверили и обратились в прокуратуру. Жильцы многоквартирных домов убеждены, что компания пытается решить собственные проблемы за их счет. 

ЭнергосбыТ намекает

После того, как информация о произошедшем просочилась в СМИ, «ЭнергосбыТ Плюс» решил объясниться. Представители компании заявили, что никаких дополнительных платежей в адрес тольяттинской УК №3 в текущем году не выставляли. Энергетики также пояснили, что управляющая компания получала в прошлом году такое же количество гигакалорий тепла, что и в 2016-м. Наконец, «ЭнергосбыТ Плюс» намекнул, что горожане, которые получили начисления, не ошиблись, когда подумали, что оплачивают чужой долг. 

По информации поставщика тепла, задолженность УК №3 за уже полученную энергию на начало этого месяца составляет 264 миллиона рублей, без учета начислений за март, и в настоящее время взыскивается через арбитражный суд. 

Специалисты «Энергосбыта» уже выразили готовность поучаствовать в анализе произведенных начислений. Однако это может произойти только в случае приглашения их органами власти и собственниками жилья, либо менеджментом управляющей компании. 

Прокуратура и сомнения

Сами тольяттинцы боятся, что прокурорская проверка ни к чему не приведет, а чиновники встанут на сторону коммунальщиков. В беседе с корреспондентом Засекин.Ру независимый эксперт в сфере ЖКХ и общественный деятель Алексей Ястребов рассказал о ситуации. 

— Да, зима была длиннее, у управляющей компании накопились долги, поскольку они не перечисляли собранные средства. Видимо, поэтому они решили «под шумок» сделать доначисления в несколько раз больше положенного, чтобы оплатить долги перед ресурсоснабжающей организацией. Сейчас прокуратура завалена нашими письмами. Правоохранители просят дождаться результатов проверок. Если будут выявлены нарушения закона, то УК ждут предписания об отмене корректировок и возврате принятых средств. Так что ждем. УК на запросы о подтверждении законности отвечает отписками, — сообщил Ястребов. 

Также собеседник пояснил, что горожане опасаются, что их заявления ни к чему не приведут. В частности, они рассматривают другие варианты возвращения денег в случае, если прокурорская проверка ничего не выявит. 

Жильцы штрафуют

На помощь тольяттинцам пришел жилищный кодекс РФ, в котором четко прописано, что жильцы имеют право оштрафовать свою управляющую компанию в случае излишне начисленной платы за коммунальные услуги. А сумма штрафа составляет 50% от переплаты. Для применения этой санкции потребителю, нашедшему нарушения, нужно направить исполнителю коммунальных услуг заявление о выплате штрафа, которое рассмотрят в течение месяца. 

Если факт нарушения подтвердится, УК должна в течение двух месяцев выплатить внимательному потребителю штраф, но не в натуральном виде, а путем уменьшения платы за услуги. Для удобства и наглядности штраф указывается в квитанции отдельной строкой. 

Маряхин в курсе

За ситуацией, помимо жильцов, следят и региональные политики. Спорный случай прокомментировал председатель комитета по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды самарской губернской думы Михаил Маряхин. 

Справорос, которого считают близким ряду тольяттинских УК оправдывает энергетиков и УК: мол, они не повысили стоимость услуг, а провели корректировку цен на отопление. В конечном счете, людям добавили от двух до четырех тысяч рублей, однако по каждому дому ситуация разная.

С такой точки зрения, управляющая компания якобы действует в рамках законодательства. 

— Вообще, корректировка отопления производится, когда жильцы платят по 1/12 каждый месяц равными долями, и потом уже в течение первого квартала компания делает корректировку. В таком случае, квитанции приходят либо на меньшую сумму, либо с превышением потребления ресурса. В этом конкретном случае жильцы получили котировку со знаком плюс. В этих котировках нужно разбираться. Лично я уже проводит с жителями кварталов и старшими по домам совещания по этому вопросу, — пояснил Маряхин. 

Он также заявил, что взял проблему на личный контроль, и к ее решению будут привлечены все структуры. Однако пока он направил заявления в прокуратуру региона, жилищную инспекцию и министерство ЖКХ. На следующей неделе он планирует провести большое совещание с депутатами госдумы, куда пригласят представителей всех ведомств.

Ева Терская