Шестиметровая бронзовая композиция с пятиметровым Дядей Стёпой, шагающим в шинели мимо светофора в окружении детей и дворовой собачки с поднятым колечком хвостиком, была открыта в Самаре с пафосом, почётными гостями первой величины и духовым оркестром. Не хватало только Меркушкина.

Гигантского постового милиционера, придуманного в годы сталинских репрессий автором текстов двух советских и нынешнего гимна страны, поставили в самом центре старинной улицы Панской, то бишь Ленинградской, перед перекрёстком с улицей Молодогвардейской, бывшей Соборной. Памятник отлит и установлен на средства спонсоров и пожертвования сотрудников полиции.

На подзатянувшуюся церемонию открытия, прошедшую в стиле откровенной ностальгии по советским временам, с сорокаминутным опозданием прибыли из аэропорта Курумоч создатель памятника Зураб Церетели, кинорежиссёр Никита Михалков, вдова Сергея Михалкова Юлия Субботина, а также заместитель главы МВД России Игорь Зубов и депутат Госдумы Александр Хинштейн.

На открытие, начавшееся с исполнения духовым оркестром гимна советских пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи», организованно приехали школьники, учащиеся, учителя, «кадеты», а также полицейские, региональные министры, муниципальные чиновники, председатель общественного совета регионального МВД Марк Левянт и депутаты  всех уровней, в том числе спикер Губернской думы г-н Сазонов. Всего в пасмурную погоду с пронизывающим ветром собралось свыше трёхсот человек, включая несколько десятков прохожих. По улице Ленинградской бродил аниматор почему-то в костюме зебры и несколько как бы советских милиционеров. Сбоку от укрытого золотистой тканью памятника, той самой, что укрывала чуть больше года назад конную статую Засекина, стояла свежеокрашенная милицейская «копейка».

Моложавая суровая женщина с волевым голосом пионервожатой призывала замерзающих детей скандировать переведённые на постсоветский язык слова Маяковского «Наша полиция нас бережёт!» и настойчиво просила присовокуплять к этому небесспорному трюизму вторую, актуально патриотическую кричалку «Наша полиция лучше всех!».

На большом экране крутились кадры «исторической кинохроники», рассказывающие о первых изданиях стихотворения о самом большом в мире постовом. Пару раз вспомнили старшину милиции Олега Малинина, которого в 1970-е годы звали «куйбышевским дядей Стёпой».

Началась церемония открытия с фрагмента литературно-музыкальной композиции по творению Сергея Михалкова в исполнении юных артистов театральной студии «Зерцало». Дети, несмотря на очень резкий, студёный ветер, старательно дочитали текст до конца.

Николай Меркушкин на мероприятие, главным инициатором которого стал Александр Хинштейн, не приехал. Губернские власти представлял председатель регионального правительства Александр Нефёдов. Отпускного Фурсова заменял Владимир Василенко.

Встреченный бурными аплодисментами озябшей публики Никита Михалков пожелал, чтобы памятник стал символом и талисманом Самары, а какую-нибудь его часть жители и гости города натирали на счастье. Уже после официальной церемонии знаменитый режиссёр, актёр и бесогон с удовольствием подержался за хвостик бронзовой собачки.

Хинштейн выразил надежду, что дядя Стёпа милиционер будет украшать Самару вечно, и заметил, что в облике бронзового постового есть что-то общее с начальником главного управления МВД по Самарской области Сергеем Солодовниковым. Дядю Стёпу депутат назвал великим милиционером в бронзе, а Солодовникова великим полицейским во плоти. И ведь, действительно, чем-то они, церетелевский дядя Стёпа и Сергей Солодовников, оказались похожи. Правда, у Степана Степанова лицо всё-таки добрее.

Ведущий, похожий на сотрудника НКВД из фильма Ивана Дыховичного «Прорва», а затем замминистра МВД Зубов и почётный гражданин Самары Анвар Бульхин с коротким интервалом времени прочитали одно и то же четверостишие из михалковского стихотворения: «Я скажу вам по секрету, Что в милиции служу, Потому что службу эту Очень важной нахожу». Это же четверостишие выбито на постаменте гигантской композиции Церетели.

Самого же Зураба Константиновича ведущий одинаково механическим голосом дважды приглашал к микрофону, на что народный художник СССР с обаятельным акцентом парировал: «Вы что, хотите, чтобы я повторил то, что только что сказал?»...

В завершении «советского праздника» почётным гостям подарили живописные картины с заранее изображённым на улице Ленинградской огромным бронзовым милиционером.

Открытие памятника приурочили к 80-летию написанной Сергеем Михалковым в 1935 году тетралогии о Дяде Стёпе и наступающему Дню работников органов внутренних дел.

Да, можно было бы в Самаре и 25-метровую скульптуру князя Владимира установить. А то, видишь ли, остатки общественности в Москве возмутились. Воробьёвы горы им, понимаешь ли, жалко. А Самаре всё в радость...

Глеб Райт

Фотографии Сергея Осьмачкина