Слух и слых об этом митинге, к сожалению, не пройдёт по всей Руси великой. А ещё почему-то вспоминается Арсений Тарковский. «Когда судьба по следу шла за нами, как сумасшедший с бритвою в руке». В роли сумасшедшего воплощения судьбы, на митинг не явившейся, был, конечно, державный и одновременно комический гость из Мордовии. Микро-макро-губернатор. Изображённый на одном из самодельных плакатов в образе Чебурашки. К нему обращались, его называли и обзывали, его обвиняли и осмеивали. Больше никого не было. Печальные, добрые, умные и слабые люди. И шаман-наместник, лукавый и жестокий дракон, убивающий университет. Его помощники и обслуга вроде даже и не люди. Функции. Актантные модели. Смешно и больно. Грустные карнавальные поминки с ностальгической музыкой по самарскому государственному университету.
Как будто горожане, вдохнувшие воздуха подаренной в конце восьмидесятых свободы, снова встретились. Но уже на другом свете. Вдали виднелась дурная и бездарная стена имперско-колхозной воли, возле которой возились, несмотря на вечер, рабочие из Средней Азии. Молчала лубочно-брутальная площадь Славы, пустынная, покрытая цветной безвкусной плиткой, выложенной ковровым орнаментом. Похожая на подмороженное мордовское лагерное болото. Немой Паниковский отсвечивал стальным золотом на вершине советского «александрийского столпа», то ли выпуская в небо мёртвую символическую птицу, то ли прочно удерживая её в своих шварценеггеровских руках.
А у фонтана собирались знакомые до боли лица вместе с младыми и незнакомыми. Музыканты настраивали инструменты. Философ права, преподаватель университета Юрий Пермяков с лицом усталого апостола равномерно, как метроном, отбивал ритм на барабане. В какой-то момент он замер, сердце перестало пульсировать, символический университет умер.
7 июля 2015 года. В застенчиво тёплый вечер, с порывами чуть зябкого, но не пронизывающего ветра, с аккуратно устроенной сцены, заглушая монотонно падающие фонтанные струи, зазвучала вкусная музыка Битлз – прелюдия митинга-концерта против уничтожения СамГУ. Совпавшего с 75-ым днём рождения Ринго Стара…
«Нас мало. Нас, может быть, трое»… Первыми после президента самарской Битлз-ассоциации Владимира Снопова и музыкантов пришли, размахивая красными знамёнами, комсомольцы, коммунисты и «леваки». От памятника Устинову на звуки музыки медленно, как в летаргическом сне, шли дедушка в джинсовом костюме и бабушка в длинной юбке и белом платке, бережно неся в руках два огромных и одинаковых портрета Иоанна Снычёва. Эта православно-сталинская идиллия быстро утонула в толпе ещё молодых выпускников, студентов и преподавателей. Тихо, как в войлочных тапочках, к фонтану приблизились моложавые и не очень чиновники администрации губернатора и правительства области второго-третьего ряда. Расставились телекамеры. Инфернально белёсый, вне времени и возраста, блогер «губернаторского пула» Нехорошев фотографировал ветеранов самарского сопротивления. Ещё семь-восемь пульщиков пристально вглядывались в самодельные плакатики и баннеры. «Дед, не убивай университет», - гласил один из них. С тыльной стороны сцены аккуратно расположились полицейские.
На площадке перед сценой к шести часам вечера собралось около трёхсот человек. Ещё несколько десятков горожан остались у скамеек и за деревьями.
Депутат Губернской думы Михаил Матвеев предложил открыть митинг-концерт исполнением всемирного студенческого гимна «Гаудеамус». Те, кто не забыл латынь, подпевали фонограмме. Нескольким участникам митинга раздали листочки со словами. Петь и подпевать старались многие. De brevitate vitae… На скоротечность жизни…
Михаил Матвеев рассказал, как в июле 1918 года члены Комитета учредительного собрания основали самарский университет. Как его закрыли в 1927 году. Как снова открыли в 1969 году. И как снова ликвидируют в 2015-ом. Бодро поведал о том, что Меркушкин думает только о деньгах и топах. О том, что он обманул студентов и преподавателей. Потому что никто не голосовал за присоединение СамГУ к СГАУ, а конференцию студентов, преподавателей и сотрудников вуза даже не проводили. О том, что Самара – это не Саранск, это большой европейский университетский город, здесь просвещённые и образованные люди. О том, что надо бороться. Писать в прокуратуру. Подавать иски в суд. О том, что 18 членов Учёного совета госуниверситета подписали письмо против ликвидации своего вуза.
Вторым взял слово адвокат Андрей Соколов. Назвал Меркушкина человеком, не умеющим грамотно говорить. Колхозником. Чужаком. Повторяющим про «слушать и слышать» и ломающим всех через колено. Убивающим классический университет, без которого невозможно представить Самару. И заявил, что надо обращаться в Верховный суд, потому что решение о присоединении госуниверситета с ликвидацией его юридического лица незаконно.
Представительница партии Навального, выпускница СамГУ назвала Меркушкина пришельцем, варягом, уничтожающим гуманитарное образование.
Потом звучали песни Битлз. И опять выступали возмущённые «убийством университета» и его «убивцем» Меркушкиным. Кто-то жаловался, что в аэрокосмическом университете гуманитарии не смогут стать бакалаврами. Кто-то справедливо говорил, что вся причина в сокращении финансирования образования, в жертву которому любящий финансовые потоки Меркушкин приносит госуниверситет. Шутили про скрещивание несовместимого, самолёта с Пегасом, коня с трепетной ланью, козы с Мордовским университетом. Несколько ораторов вопрошали «доколе» и требовали отправить Меркушкина в отставку.
И вновь звучали бессмертные песни бессмертных ливерпульских «жуков». И несколько девушек танцевали рок-н-ролл. А холодное, цветущее антироллерской безвкусной плиткой болото площади Славы с невменяемым «Белым домом» слушало, слушало и ничего не слышало. Подручные Меркушкина на сцену не вышли. Ни одного слова в защиту слияния двух разнопрофильных и исторически обособленных самарских вузов не прозвучало.
Обаятельный карнавал беспомощного непослушания подходил к концу. Никто не каялся в слабости, трусости, робости и предательстве университета. Никто не был готов рисковать и протестовать всерьёз. Объявлять голодовку или оставаться на площади позже установленного регламентом времени. Никто из преподавателей уничтожаемого госуниверситета даже не выступил на митинге. А заслуженные старики, символы СамГУ, несмотря на устную поддержку митинга и осознание «удара по гуманитарному образованию, даже не пришли.
Страх перед тараканищем, за которым маячит безжалостное и суровое к непослушным феодальное централизованное государство, тёплым июльским вечером заморозил добрых, умных и светлых зверюшек просвещённого самарского леса. Прошло два часа. А воробей так и не прилетел. Но однажды он спустится с небес на покинутую роллерами площадь – и уж тогда таракану не поздоровится. И самарский госуниверситет откроется в третий раз.
Страна встаёт с колен, как проститутка Оля. За ней лежит простор – безлюден и убог. Страна встаёт с колен, сплошной триумф и воля. Лубянка и лубок. В затылке бездна снов. Контужен брат Овидий. Кто затопил закат? В расход его, в распыл. А я уже не я. Я только очевидец того, кем раньше был…
Сергей Лейбград
Фото Екатерины Маяковской [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]
Комментарии (31)
О, как много отзывов и комментариев обрушилось на Засекин-сайт сразу после шоу-митинга! Даже не знаешь, что прочитать сначала. Глаза разбегаются от обилия вкусных мыслей.
А что тут комментировать? В очередной раз подтвердить, что у нас «слуги народа» проводят антинародную политику, плевав на мнение простых людей? Так это, увы, сейчас скорее правило, чем исключение. Я уже не помню когда власти что-то полезное сделали, чтобы людям жизнь облегчить. Университетов не надо, а то слишком умных будет много. Такими управлять сложнее, они за 500 рублей или за бутылку водки не проголосуют как надо и когда надо.
А вы что ждете милостей от «природы»? Их не будет. Происпражняли социализм, кушайте гуано феодализма с элементами рабства и первобытно-общинного строя. Раз плебс (а ничего другого в стране нет) употребляет не без некоторого удовольствия, то пусть имеет, что имеет. Да, и голосовать не надо. Без него давно и успешно «голосуют».
А вы наверное сейчас кушаете мёд капитализма, между делом штурмуя оплоты самарских феодалов и восстанавливая справедливость?
Не угадали. Я питаюсь исключительно слезами самарского народа, между делом штурмуя бастионы его природной глупости без надежды на ее локализацию.
«Природной глупости» бастионы? Типа, художник слова? Вы не в себе? Или просто тролль?
«Типа, художник слова». Ну, хоть за это спасибо. А вы на корточках в трениках все семечки грызете? Перечитывая при этом 65-й сонет Шекспира в переводе Маршака. Или предпочитаете в подлиннике?
Мичурин, Вы — раб греха под названием «гордыня». Не надо думать, что другие питаются гауном, а Вы слезами. Это не так. Меню примерно одинаковое. Насчёт социализма: я его не разрушал, СССР не разваливал. То, что его развалил не народ, а кучка негодяев давно доказано. Не превозносите уж себя излишне, это выглядит смешно и одновременно противно.
Учитывая ваш врожденный слабый мыслительный аппарат, прощаю. И даже верю, что это не вы развалили СССР. Хотя, конечно, вам это было бы не трудно.
Гордыня + глупость и наглость Вас погубят.
Сережа, статья, конечно, блестящая. Однако университет нужен передовой просвещенной стране, а здесь, увы. Авторитарному режиму нужны прикладные дисциплины и учреждения. Эпоха университетов закончилась, впрочем, как и энергичных, талантливых, умных ребят.
Единоликая страна
20 марта 2015г.
Единый механизм штампует людей по госту, превращая в буквы.
Толпа на площадях становится восторженным слоганом,
И факелами пробивает себе дорогу к миражам.
Неумолимый конвейер лязгает беспрерывно,
Сменяя поколение за поколением, сминая индивидуальность,
Клонируя серость и обыденность.
Подобно отрубленным головам с эшафота, в мусорную корзину падают человеческие судьбы, принципы и убеждения.
Вот это была чья-то Мечта.
Теперь она похожа на обертку от импортного кекса.
А здесь валяется испачканная и смятая, словно носовой платок, Надежда,
Рядом — клочки потерянной Веры.
Среди отбросов пригорюнились поруганная Любовь и оплеванная Доброта.
Все перерабатывает неуемный желудок единоликой страны.
Увы, обездоленным потомкам не достучаться до мира и покоя,
Согласия и диалога. У них не спрашивали разрешения,
Когда запускали эту безумную индустрию.
Ты радуешься движению? Напрасно. Оно затягивает не вперед, а назад.
Бездушная механика не имеет ни карт, ни компаса.
Ее пространство, ориентированное по наитию на Восток,
Обозначено красными флажками среди белых снегов под синим небом.
Всякий раз идем на восход, а оказываемся на закате в ватниках и пилотках.
Только глаза-снежинки, падая из космической бездны,
Печально глядят на танцы бешеных шестеренок.
Улица убитой мечты
28 марта 2015г.
Теряя и находя, умирая и рождаясь, мой город застыл и замерз.
Кашлем туберкулезных автомобилей он,
Хозяин шоссейных артерий, заглушает песни весенних птиц.
Все замкнулось: зажигаются и гаснут фонари,
Как глаза наркомана перед дозой и после;
Траурный вечер, плачущее утро, взбесившийся день.
Вижу клетку, в которой мечутся материальные точки по имени обыватели.
Город залез под облако, поливающее меня дождем.
Я пристально всматриваюсь в глаза бетонных чудовищ
И ставлю диагноз- урбанизация.
Это неизлечимая болезнь, а потому асфальтовое сердце города слезится.
Беспомощная сгорбленная деревянная Самара стоит на коленях
И молится своему небесному покровителю:«Упаси нас, Святой Алексий».
Призраки былых жизней уходят под землю и стираются из памяти.
А как же жители? Выбрали дорогу демонов,
Так теперь поздно в церковь бежать и свечку ставить.
Мой город прощается с каждой улицей убитой мечты.
И к чему этот самароалабамский рэп? Лучше бы потратили время на мордовский фольклор, становящийся архиактуальным в наших палестинах. Вдруг зачтется?
Так повсюду мордовский фольклор. Вот именно поэтому университет и закрывают, за ненадобностью. Там в одном здании откроют школу, а в других разместят чиновников крутых и подобострастных.
Если немного переиначить крылатую фразу… у нас с этой властью возникли за последний год серьезнейшие разногласия. Она хочет строить феодализм, а мы не хотим!
Зачем строить то, что расцветает и лезет из всех щелей. Давным-давно еще Ленин написал, что Россия страдает не от капитализма, а от его недостаточного развития. От феодализма мы не отошли ни на шаг.
Странно, чего это он (капитализм) не хочет развиваться? Вам дедушка Ленин не перешепнул на ушко?
Дедушка Ленин шепнул, что таким дугачкам как вы в капитализм еще рано.
Дедушка Ленин, конечно, перешепнул. Капитализму бьют по рукам, ногам и морде всем чем можно чиновники, уголовники, силовики. Капитализму нужно государство в виде сильной судебной системы, где реально исполняются законы без взяток, местничества и прочей мерзости. В России вместо капитализма всегда «хущевка». Сколько инициативы удавили в 90-е годы, сколько давят здесь и сейчас. Почитайте хотя бы историю про самарское колесо обозрения, которое должно было стоять в Парке Гагарина и т.д. За каждым бизнеснюком стоит либо налоговик, либо полиция, либо прокуратура. Значит бизнеса просто нет, а есть отмывание денег, распил и гниение пошлого феодализма.
Полностью согласен с «Белым драконом»!
А, ну да. Самарское колесо оборзения провернулось не в ту сторону, и росийский капитализм забуксовал. А тут в него еще вцепилсиь менты, налоговики, прокуроры (а про чекистов почему забыли?), и феодализм пошло загнил. Слышали, наелись. Слава Николаю Ивановичу! И Владимиру Владимировичу — тоже слава!
Не первый грустный репортаж на эту тему, который я встречаю в Сети, но первый по негативным эмоциям и оскорблениям в адрес оппонентов.
Комментарии соответствуют.
Сергей Моисеевич, конечно, жжёт тряпки и кошмарит хомячков. Но не по делу жжёт и кошмарит. Постмодернизма много, а информации нет. Уже отвечал на подобный репортаж, но там премодерация, не знаю, пропустят ли.
Итак, давайте от журналистики бьющих через край эмоций перейдем к сухим фактам.
1. СГАУ вошел в федеральную программу повышения конкурентоспособности российских вузов (проект 5-100). Программа-максимум проекта 5-100 – вывести 5 российских вузов в число 100 лучших в мире.
2. Благодаря этой программе вуз получил возможность интенсивно развиваться, повышать свой уровень. Только в этом году университет получил дополнительно около 500 миллионов рублей из федерального бюджета. Уже сейчас вуз хорошо оснащен и перспектива у него светлая. Но есть одно «но».
3. СГАУ – вуз хороший, но небольшой, поэтому он мог вылететь из проекта 5-100, в котором участвуют (конкурируют) 15 российских вузов. Объединение СГАУ и СамГУ позволит обоим вузам быстро развиваться и войти в число ведущих научно-образовательных центров страны. Как минимум. А про максимум – в пункте 1.
4. Денег у государства становится меньше по известным причинам. В этих условиях Министерство образования РФ приняло нестандартное решение – ведущим вузам страны финансирование будет заметно увеличено. Отстающим – существенно уменьшено.
В конце июня на всероссийском совете ректоров министр образования Ливанов сказал:
«В ближайшее время (в течение месяца или двух) мы объявим о начале программы формирования так называемых региональных опорных вузов, которые будут возникать путем объединения высших учебных заведений».
Объединенный университет войдет в число таких «опорных вузов». За счет этого он окажется в центре развития образовательной системы страны, а не на его периферии.
5. Для патриотов СамГУ и для тех, кто боится объединения — и люди останутся, и кафедры. А что изменится? Возможностей для развития будет больше и у преподавателей, и у студентов.
Министерство образования вместе с правительством РФ напринимали уже столько «нестандартных решений», что страну уже вряд ли удастся вытащить из этой попы. Вы озвучили официальные фантазии властей, но забыли про «секретные протоколы» (вроде приложений к пакту Молотова — Риббентропа), которые всплывают, когда болезнь входит в необратимую летальную фазу. Кстати, а куда делось гарантированное Конституцией бесплатное высшее образование? Про его ошметки вспоминать смысла нет.
Человек попытался поставить разговор на реальные рельсы. Привел конкретные факты и доводы. Танцы с бубнами под песни битлз — это хорошо, постмодернизм — прелестно, но все это не имеет никакого отношения к реальному процессу объединения вузов, идущему в Самарской области.
Вам рассказали об этом проекте, а у вас опять фантазии. На этот раз про некие «секретные протоколы». Уж, поверьте, если бы такие «протоколы» существовали, то о них тот же «Засекин» давно бы написал, потому что в информационной атаке (даже не на процесс объединения вузов, а на региональную власть) участвуют люди, имеющие московский инсайд. Нет реальной альтернативы процессу объединения, поэтому его оппоненты давят на эмоции. Фактов у них нет.
Поэтому нанятые люди достают бубны и начинают в них колотить. Как водится, бессмысленно и беспощадно
Аноним Vivat продемонстрировал классический образец демагогии нанятого человека. Специально, товарищ, наняты люди Меркушкина. В прямом смысле. На бюджетные деньги. Объяснить необходимость слияния аэрокосмического вуза с университетом может только подхалим. Представить аэрокосмический факультет в классическом университете ещё можно. Но не наоборот…
А альтернативы у нас нет всегда. Монополия…
Примитивно клаву давите, любезный. На Савушкина стажировку проходили? Чувствуется школа. Вы со своим примитивизмом пишите лучше передовицы в «Волжской коммуне». Там обычно от 12 до 18 фотографий Николая Ивановича в каждом номере. А вот таких замечательных текстов явно не хватает.
Тупо клавишу давите, два с половиной «засекинца».
Вы обвиняете ВК в том, что в газете от 12 до 18 фотографий Николая Ивановича в каждом номере. А, давайте, посчитаем сколько заметок, посвященных НИМу на вашей главной странице сейчас.
Что ж, будем удивляться вместе. Таких заметок 23 (двадцать три).
Внимание! Не 12 и даже не восемнадцать, а ДВАДЦАТЬ ТРИ!
Я понимаю, что вы «филологи» и со счетом у вас трудно, но ДВАДЦАТЬ ТРИ — это не слишком?
А чего же ты, математик, так переживаешь за своего НИМа. На каком-то Засекине 23 раза на странице ругают твоего дедушку, который узурпировал всю власть в области, а ты, бедный, весь извёлся. Да забудь ты про этого Засекина. Читай ВК, ВолгаНьюс и радуйся жизни.
Вы правы. Гр-н Vivat Academia, он же Только факты, в меру своего скромного эпистолярного таланта переписывает инструкцию, спущеную Миннаукобразом во все регионы России. Дело, конечно, неблагодарное. Но кушать хочется.
я, как выпускник Самгу, интересуюсь выгонят или нет Мачнева, Харьковскую, Щербакову и Симатовых.
Жаль, что университет сам себя трусливо сдал на милость кретину и кретинам.