Футболисты «Крыльев Советов» завершили первый подготовительный сбор в Турции. В последнем контрольном матче самарская команда переиграла «Волынь» из Луцка со счётом 1:0. Единственный мяч на счету Шамиля Лахиялова. Ранее «Крылья» победили хорватскую «Риеку» и луганскую «Зарю» 2:0, уступили 0:4 сербской Войводине, а еще два поединка завершили вничью.

С 25 января к руководству командой приступил Гаджи Гаджиев, вернувшийся в «Крылья» после шестилетнего перерыва и постоянно заявлявший до этого, что в Самаре прошёл лучший этап его тренерской карьеры. После несправедливой и циничной отставки, инициированной Авалу Шамхановым и поддержанной экс-президентом клуба Александром Барановским, Гаджиев не терял связи с Самарой. Посетил музей самарского футбола и подарил ему свою бронзовую медаль, принял участие в ток-шоу «Южная трибуна», вместе с ветеранами «Крыльев» отметил на «Металлурге» 70-летие самарского клуба. После его отставки «Крылья» пережили много грустных и даже позорных страниц в своей истории. И вот Гаджи Муслимович снова главный тренер «Крыльев». И я снова долго беседую с ним. Пока по телефону.

- Гаджи Муслимович, как вы себя чувствуете во вновь обретённом качестве главного тренера «Крыльев»?

- Нормально. Многое в нашей работе преходяще - победы, поражения. А вот проблемы постоянны. Их-то я сейчас и ощущаю главным образом.

- Какие главные проблемы сейчас стоят перед вами?

- Прежде всего, это проблемы, связанные с организацией командной игры. Тут наиболее лимитирующее звено – это атака. Основной игрок – Корниленко – ещё не приступил к занятиям и есть сомнения по поводу его состояния. Меня беспокоит состояние его здоровья. Если травма не помешает ему, то он подойдёт к сезону нормально. Так толком и не потренировался с нами Кабальеро – он сыграл только один матч и получил травму. Сейчас он уехал играть за сборную и вернётся ко второму сбору. Но тоже пока нет чёткого представления о том, в каком он будет состоянии и как ему удастся подготовиться к старту. У нас ведь нет времени для раскачки, поэтому те недели, которые проходят без подготовки игроков основного состава, оптимизма не добавляют.

- Как вы оцениваете первый сбор команды?

- Единственное, чем я доволен – это стремлением футболистов, которое они проявляют во время тренировок и игр для того, чтобы повысить уровень своей подготовленности. Могу, конечно, упрекнуть нескольких футболистов…

- …в безразличии?

- Не то чтобы в безразличии, но в пассивном отношении. Но это, допустим, 5% футболистов. Остальные игроки прилагают максимум усилий, чтобы отдать себя полностью. Это подчёркнуто профессиональное отношение заметно.

- Может быть, игроки, которые крайне неудачно провели первую часть сезона, стремятся доказать свою состоятельность? Изголодались по хорошему футболу?

- Мне сложно сопоставлять состояние клуба с прошлым годом. Я могу говорить только о том, что игроки – как из прошлогоднего состава, так и новички – почти все, за исключением двух-трёх, к которым у меня есть серьёзные замечания, тренируются и готовятся на все сто процентов.

- Вы довольны новичками клуба?

- На сегодняшний день, повторюсь, самая проблемная наша линия – это линия атаки. Там у нас нет никого, кроме Лахиялова. В контрольных играх он подтвердил то, что хорошо известно – это игрок уровня премьер-лиги. Он вполне прилично смотрелся и в «Анжи». Но там слишком яркие ребята играют.

- …но и там он усиливал игру, выходя на замену, взвинчивал напряжение…

- Да, этот игрок обладает очень высокой стартовой скоростью, хорошим мышлением, замечательной техникой. Его главная проблема – это стабильность. Об этом у меня с ним был разговор. До сих пор с ним не подписан контракт. И на первом сборе я ему сказал, что его мастерство не вызывает сомнения, но есть сомнения по поводу того, сможет ли он стабильно отыграть этот короткий отрезок. Это ещё открытый вопрос, насколько стабильно он сможет проводить целый матч, а не фрагменты его. Лахиялов ответил, что готов взять на себя обязательства, в частности, по конечному итогу. Он обязуется – и он это написал – забить столько-то голов и сделать столько-то голевых передач. Меня это устроило.

Что касается Максимова, то этот футболист действительно хорошо проявил себя в концовке прошлого сезона. Он обладает хорошим потенциалом. Ещё мальчишкой Максимов попал в «Зенит», играл там отдельные матчи. Но у него возникали проблемы из-за его характера. Это часто случается с молодыми и одарёнными футболистами. Сейчас время прошло, и, мне кажется, он стал трезвее смотреть на вещи.

- Вы планируете найти игрока, который будет исполнять роль «мозга» команды?

- Конечно, игрок, который может сделать острую передачу, который может своими нестандартными действиями вытащить сложную игру – а такими будут все 11 наших игр – такой футболист в цене. Сейчас у нас есть группа футболистов, играющая в центре поля, но фактически могущая играть хорошо и в обороне, и в атаке. Это так называемые восьмые номера: от штрафной до штрафной. Но говорить, что кто-то из них выделяется тонкой передачей, я пока не могу. Тот же Лахиялов, если его опустить чуть ниже, может сделать такое. Максимов может. Не сказал бы, что доволен в этом смысле тем, как будет выстраиваться командная игра. На сегодняшний день среднее звено, конечно, не выглядит убедительно.

- Вы занимаетесь поиском такого игрока? Могут ли болельщики его ожидать?

- Я думаю, на данном этапе – едва ли. Среди кандидатов, которых просматривали в Самаре до моего возвращения, которых просматривал отдельно и я, не вижу игрока такого уровня.

- В Самаре это амплуа называют словом «Соуза».

- Такого талантливого в этом смысле парня, как Соуза, сейчас в команде нет. В команде есть другие игроки – те, которые хорошо умеют играть и в атаке, и в обороне. Это очень важно – универсальность. Но от Соузы они заметно отличаются. Он в атаке играл не «хорошо», а изысканно. Он не просто играл, он творил, созидал, раскрашивал игру. Кроме прочего, это ещё добавляет зрелищности. Нехватка зрелищности всегда означает, что нет ярких личностей.

- Возможно ли возвращение Коромана в основной состав?

- Мы с ним переговорили. Я пригласил его на ту игру, которую мы впоследствии так крупно проиграли. Сделали солянку. Это было главной задачей – проверить всех возможных и невозможных кандидатов. В том числе мы пригласили Коромана, игроков из дубля.  По поводу его возвращения говорить что-либо сложно. Многое зависит от мотивации. На возраст я не обращаю очень уж большого внимания. Главное – физиологический паспорт, а не гражданский. Если игрок сохранил свои физиологические качества, то опыт только на пользу. Другое дело, если игрок себя запустил, потолстел, то, конечно, ему нет пути в профессиональный футбол. Вот Короман, в принципе, в неплохой форме, разве что пополнел чуть-чуть, совсем немного, но его психологическое состояние мне непонятно. В его ситуации важно быть мотивированным на сто процентов. И доказывать эту мотивацию на поле. Реализовывать свои желания на поле, в том числе, в самых трудных ситуациях.

- Но вы дадите ему ещё шанс?

- Он сыграл игру. И сыграл её никак. Не показал настроя, к тому же сам отказался от второго тайма, хотя я хотел его оставить ещё минут на 15-20. Но мне понравился мальчишка из дубля, который вышел вместо Коромана – Палиенко. Второй матч он уже играл в основном составе. Хорошо, что он не растерялся, действовал достаточно уверенно. Он не испортил, но даже несколько усилил нашу игру.

- Для болельщиков «Крыльев» ваше возвращение – это не просто подписание контракта с профессиональным клубом. Гаджи Муслимович Гаджиев возвращается в Самару - к своим болельщикам, к своей команде. Насколько это значимо для вас? Это, прежде всего, повлияло на то, что вы покинули «Волгу» и вновь возглавили «Крылья Советов»?

- Это было решающим фактором.

- Скажите, пожалуйста, несколько слов своим болельщикам. «Своим» -  потому что большинство из них считали и считают вас своим тренером, а действия руководства клуба в 2006 году, которое поменяло вас на другого тренера, - большой несправедливостью и, мягко говоря, ошибкой.

- Говорят, время лечит, время проверяет на прочность. В том числе, связи, отношения. Мне кажется, в нашем случае мы можем говорить, что мои отношения с Самарой и с болельщиками не сиюминутны, не преходящи. Это на всю жизнь. Конечно, я признателен болельщикам Самары за такое отношение ко мне. Это редкие отношения между тренером команды и её болельщиками. Мы, естественно, нуждаемся в поддержке болельщиков. В 2004 году, когда мы взяли бронзу, у нас был самый посещаемый стадион в Восточной Европе…

- …но и в 2005 году была поддержка, хотя так трудно было рассчитывать на зрелищную игру.

- Да. Но то время вообще в скобках. Болельщиков сейчас поубавилось. Понятно, что команда была в трудном положении. Не каждый может прийти и смотреть тяжёлую игру команды, которая ещё год назад так ярко побеждала. Я думаю, очень многие болельщики не приходили на стадион именно из-за этого – им было тяжело видеть поражения своей команды. Как бы там ни было, самое главное – это то, что сохранились отношения между командой и болельщиками. Я уверен, что именно благодаря своим болельщикам у «Крыльев» есть хорошее будущее. Сложные времена ещё не прошли. Нельзя сказать, что они пройдут в одночасье. Но я уверен, что вместе мы всё преодолеем. А для того, чтобы хорошо болеть, нужно, в первую очередь, хорошее здоровье. И я желаю самарским болельщикам хорошего здоровья.

- Вам тоже нужно здоровье. Вы хорошо себя чувствуете?

- Да. Спасибо большое. Увидимся 9 марта. Кстати, пользуясь случаем, приглашаю болельщиков на матч «Крылья Советов» - ЦСКА. В этом непростом матче команде понадобится поддержка. Мы играем с лидером. Мы должны быть готовы на сто процентов. И я готов заверить болельщиков, что мы будем играть изо всех сил, мы приложим все усилия, для того, чтобы достойно выглядеть в этом матче.

Беседовал Сергей Лейбград