В Самаре нет и не было настоящего кладбища домашних животных. Отдельные могилы и даже склепы есть. Есть и такие животные, чьё право на человеческие почести произрастает отнюдь не из сентиментальности своих хозяев, а из вполне весомых, заверенных паспортом, регалий, щедро подкреплённых пятизначной суммой стоимости. Это те самые заморские пёсики, размером с кулак, которых дарят своим возлюбленным крепколобые предприниматели. А кладбища нет. Официально нет. Достаточно острая проблема в условиях современного города. Этическая, культурная, ментальная. Экологическая и гигиеническая, в конце концов. Для многих домашние питомцы стали «членами семьи». Само это звание уже не всегда ассоциируется с людьми…

А кроме того, очевидна ведь и экономическая, финансово-теневая сторона этой проблемы. Если чего-то, что есть во всём цивилизованном мире, у нас нет, значит, это всё-таки есть, но не для всех и вне рамок закона…

Нести «члена семьи» на свалку, понятно, не хорошо. Ну, а дорогостоящую игрушку возлюбленной или радость, забаву и заботу пожилых родителей — тем более. Не правильно это. В общем, спрос-то есть. А кладбища — нет.

Первый проект по созданию кладбища для животных был проработан еще в 2009 году в МП «Спецкомбинат ритуальных услуг» под руководством депутата 4 созыва городской думы и тогдашнего директора МП Александра Шатохина. Предполагалось построить небольшой крематорий на Рубёжном кладбище и отвести земельный участок для захоронений праха там же. Однако проект так и не был реализован.

Зато, как оказалось, в Самаре существуют нелегальные кладбища для животных. Отсутствие прямых санкций в Административном и, тем более, Уголовном кодексах создали с годами вполне рабочую, хоть и незаконную, систему по оказанию ритуальных услуг животным. Можно поставить любимцу памятник, оградку и прочие знаки уважения. Можно, при желании, даже церемонию захоронения провести — никто против не будет.

Корреспондент портала Засекин.Ру решил на своем непосредственном опыте проверить, во что станет похоронить любимое животное в условиях отсутствия законных возможностей отдать последние почести ушедшему в мир иной «четвероногому другу».

Репортаж с несуществующего кладбища

Мне перезвонили.

- Это вы интересовались захоронением животных?

- Да, я. А вы из какого агентства? Я звонил в несколько…

Ответа не последовало. Мужской тенор вежливо объяснил, куда мне нужно обратиться и к кому. Выслушав, я поинтересовался у анонима, какие услуги он оказывает.

- А жив еще питомец?

- Да.

- Тогда никаких. До свидания.

За полчаса до этого разговора я обзвонил несколько агентств ритуальных услуг. Я говорил, что больна кошка, любимый, дражайший член семьи, что мы усыпим её со дня на день. Похоронить бы, говорил, по-человечески… На что диспетчеры меня на все лады дезинформировали: кладбища для животных в городе нет, услуг по захоронению мы не оказываем, куда обратиться не знаем.

Но то полчаса назад. А сейчас появилась надежда. Решил завтра же, не откладывая, - на Рубёжное.

Следующим утром я отправился на автостанцию. Автобус на Рубёжное был полон глубокой старостью. Бабушки и дедушки поборматывали вполголоса и по временам копошились в потертых сумках с той же почтительной аккуратностью, с какой через час они будут делать это на могилах близких.

Прибыл. Не зная, как обстоят дела действительно, я ожидал в указанном месте найти мафию, не меньше. Я готовил себя к заговорщически шепчущим нарочито опрятным мужчинам, шифровкам вроде "провернуть дело", потайным тропам и прочему. А потому - миновал сторожку у входа на кладбище, углубился и стал искать желаемое сам.

Желаемое - белого кирпича одноэтажный домик - ждало меня у восточных ворот. Вывеска над входом призывала подавать сюда документы. Я вошел и, не медля, обратился к мужчине за столом с затверженным текстом: кошка, член семьи, по-человечески бы…

Мужчина оказался приветливым и приятным здоровяком в противоположность ожидаемому. Он сразу проникся моим горем, вышел со мной на крыльцо и жестами показал место. Сразу против домика, через дорогу, между общественным туалетом и хозяйственным гаражом лежал мой путь через заросли конопли и бурьяна – не зная, и не заметишь. Последнее пристанище для кошки здоровяк предложил мне выбрать самому, "какое приглянется", а услуги могильщиков оплатить так: "заплатишь им тыщу – хорошо, а нет, так и пятьсот сойдет". И добавил: "Проблем не будет, мужики понимают все". Я попрощался, перешел дорогу и, миновав туалет, вышел к кладбищу.

Тыльные стены туалета и гаража образовывали укрытый от глаз закуток, заваленный сплошь производственным мусором. Это были кресты, поломанные или неудавшиеся, с простым узором оградки, осколки каменных плит, пластиковые венки и проч. и проч. Тем же был уставлен и усыпан рукодельный верстак в центре закутка.

Здесь дорожный асфальт кончался и уже виднелись могилы, но тропинки к ним я не обнаружил. Полез так.

Внутри, в зарослях, я нашел проплешину и огляделся: десятка два могил. Они хаотично, то тут, то там, выглядывали из травы. Где-то мраморные плиты с резьбой, оградки, цветочки пластиковые; где-то только бугорок на земле едва различимый да табличка с кличкой на ближайшем дереве. Покоились тут, за исключением неизвестных в бугорочках, только собаки и кошки, оказавшиеся, видимо, больше остальных достойными человеческих почестей.

Я углубился ещё, но нашел только поле, огромное и заросшее. Вспомнил здоровяка: "какое приглянется". А поглядеть-то было на что. Поле красивое, просторное, отороченное по краям березовыми пролесками. Идешь – ящерки разбегаются, шуршат, бабочки летают изломанно по ветру, трясогузки трудолюбивые и добросовестные снуют в воздухе… Хорошее место, в общем. Хорошее, чтобы проститься.

Итого

Похоронить животное без излишеств, к примеру, на Рубёжном кладбище обойдется максимум в тысячу рублей. Если же питомец достоин большего, то можно украсить могилу надгробным камнем и оградкой. Производство и установка мраморной плиты с портретом и оградкой обойдется – так же, как и для человека – примерно в 13-15 тысяч рублей. То же самое, но с гранитной плитой несколько дороже – 20-23 тысячи.

Антон Корнеев

P. S.

Портал Засекин.Ру попросил прокомментировать проблему захоронения и отсутствия кладбища домашних животных в Самаре известных в регионе деятелей культуры и образования, а также политиков и бизнесменов.

ИРИНА САМОРУКОВА: "Это ещё и вопрос гигиены"
(Доктор филологических наук, профессор)

- Как Вы считаете, проблема отсутствия кладбища домашних животных в области актуальна?

- На мой взгляд, эта проблема очень актуальна. Во всех смыслах: и в гуманитарном, и в гигиеническом, и даже в рыночном. Вполне могли бы выделить территорию, граждане бы оплачивали услуги кладбища. Я всецело «за». Мне кажется, кладбище очень нужно нашему городу. Кроме того, проблема будет усиливаться, потому что домашних животных в качестве друзей держат всё больше и больше людей. Это ещё и вопрос гигиены. Должно быть место специально отведенное. Да и для животных тех людей, у которых нет средств на захоронение, тоже должна быть предусмотрена какая-то достойная утилизация.

- Как Вы относитесь к захоронению домашнего животного с почестями, присущими людям (могильный камень, оградка, венки, цветы)?

- Я и к захоронению человека таким образом отношусь неоднозначно. Задумываюсь, и иногда мне это кажется странным и нелепым. Но если люди хотят, то почему нет? Мне кажется, нужно им выделить землю и предоставить возможность хоронить животных так, как они хотят — это уже вопрос внутренней культуры.

- Как Вы хоронили своих питомцев?

- Одного мы закопали на даче, под кустом, другого — в лесу. Когда с котом прожил всю жизнь, не хочется просто так его выбрасывать. Горе от потери животного сопоставимо с горем от потери человека. Домашние питомцы у нас настолько антропологизированы, что они практически уже люди для нас... Если бы можно было похоронить питомцев на кладбище, я бы сделала это там. Моя соседка хоронила свою кошку на Рубёжном. Там есть такой полулегальный маленький кусочек... А что, есть какие-то проблемы с кладбищем, власти категорически запрещают его строить?

- Не запрещают. Однако в департаменте потребительского рынка и услуг ответили, что сейчас никаких проектов по созданию такого кладбища не существует даже в зародыше.

- Странно. Ведь это даже коммерчески выгодно. Не хочется об этом говорить, но, мне кажется, властям это было бы и в материальном плане интересно.

- Считаете, кладбище для домашних питомцев украсило бы наш город?

- Украсило бы или нет — трудно сказать. Но можно и к этому, кстати, руку приложить.

АЛЕКСЕЙ УЛЬЯНИН: "Официальное захоронение домашних животных я представляю себе с трудом"
(Директор трастовой компании «Технология управления»)

- Как Вы думаете, нужно ли городу кладбище домашних животных?

- Думаю, нет. Что из себя будет представлять такое кладбище? Официальное захоронение домашних животных, к которому люди станут приходить и предаваться воспоминаниям о днях минувших? С трудом представляю себе это.

Мне кажется, эта тема не актуальна для города. Есть намного более важные, значимые темы, чем кладбище домашних животных. Оно же будет строиться на средства бюджета, то есть за счёт налогоплательщиков. Думаю, найдётся более серьёзная социальная проблематика – строительство больниц, например, детских садов.

Другое дело: неким образом систематизировать процесс захоронения, может, кремации домашних животных. Определить какой-то регламент. Систему завести нужно.

- Как Вы относитесь к захоронению домашнего животного с почестями, присущими людям (могильный камень, оградка, венки, цветы)?

- Категорически отрицательно. Мне кажется, это бред какой-то, навязчивая идея людей. Я, конечно, понимаю, что у людей есть какие-то приятные воспоминания, но, думаю, это всё-таки не должно принимать такую маниакальную форму. Мне кажется, это не нормально. Кроме того, думаю, это противоречит Русской Православной Церкви. В общем, я против.

РУФИЛЬ ИБРАГИМОВ: "Проблема захоронения домашних животных должна решаться на уровне правительства Самарской области"
(Руководитель Самарского регионального отделения «Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив»)

- Нужно ли кладбище домашних животных городу?

- Я считаю, что нужно. У меня, например, были три кошки и собака. По возрасту все они умерли. Естественно встал вопрос, где их хоронить. Ничего лучше не придумали, как уехать от города километров за 60 и сделать это в лесопосадке. Проблема, конечно, очень актуальная и злободневная. Даже просто вот так выехать за город и похоронить питомца не все имеют возможность. Некоторые своих животных просто выбрасывают в мусорные контейнеры, что, понятно, чревато болезнями, нанесением вреда экологии. Понятно, что делать так нельзя.

Для многих животные становятся полноценными членами семьи, и гибель их для людей – трагедия. Тем более, когда речь идёт о детях, которым ещё тяжелее вынести эту утрату. Конечно, должно быть кладбище. Оно, наверное, должно быть не городским даже, а областным. Потому что проблема захоронения питомцев существует не только в Самаре, но и в других городах области. Людям должны предоставить возможность хоронить своих питомцев или кремировать. А может, и предоставить какие-то услуги по захоронению. На мой взгляд, это должно решаться на уровне правительства Самарской области.

- Как Вы относитесь к возведению памятников, надгробных плит, оградок при захоронении питомца?

- Да ради Бога. Если человек может себе такое позволить, пусть делает оградку, ухоженную могилку, надгробный камень. Почему бы и нет? Повторюсь, для многих кошки и собаки – члены семьи. Я помню, какая дома была трагедия, когда умерла моя собака. Это охотничья собака, я с ней прошёл едва ли не половину болот России. Она везде служила верой и правдой.
В Европе такие могилы для животных – это нормально. Это принято, никто не удивляется. Мы-то чем хуже? Я думаю, какие-то европейские традиции необходимо перенимать и становиться культурной нацией.

АЛЛА ГУДЗОВСКАЯ: "Если мы заботимся о развитии нравственности нашего поколения, мне кажется, кладбище для питомцев необходимо".
(Доктор психологических наук, профессор Самарской академии государственного муниципального управления )

- Цивилизованное захоронение домашнего животного помогает перенести потерю друга семьи. Думаю, стоило бы людям отвести какую-то территорию для этих нужд. В европейских странах такие кладбища уже давно существуют. Могила любимого животного, с одной стороны, способствует продолжению чувства привязанности, с другой – формирует у людей понимание смерти и уважительного отношения к ушедшим. Особенно это важно для детей. Они нередко становятся участниками этих событий, и первое представление о смерти получают с уходом домашнего животного. У меня есть опыт общения с взрослыми людьми, которым досталась учесть хоронить своих собак и кошек самостоятельно. Зачастую при отсутствии определённой помощи это оставляет психологическую травму на долгие годы.
Если мы заботимся о развитии нравственности нашего поколения, о воспитании наших детей, мне кажется, кладбище для питомцев необходимо. Это демонстрация нашего отношения к слабым и зависимым от нас.

У меня много друзей, которые с этой проблемой сталкивались. Например, если речь идёт о пожилых людях, им достаточно сложно самостоятельно хоронить питомца, скажем, крупную собаку. Я думаю, волонтёрская служба могла бы быть, которая бы откликалась на такого рода проблемы.

АЛЕКСАНДР ХЕНКИН: "Сначала бы о людях подумать, а потом можно и о животных"
(Председатель совета директоров «Завода приборных подшипников»)

- Тема эта, конечно, актуальна. Но сначала нужно навести порядок на кладбищах для людей. В этом месяце, например, на Рубёжном заканчиваются места… Сначала бы о людях подумать, а потом можно и о животных.

ВЛАДИМИР ГАЛЬЧЕНКО: "Бюджетные деньги надо тратить на людей, а не на животных"
(Председатель самарского отделения Союза театральных деятелей России)

- Нужно ли кладбище домашних животных городу?

- За своего питомца отвечает хозяин. У меня были домашние животные. Я их хоронил, и не нуждался в каком-то специальном кладбище. У нас что, в нормальном состоянии городские кладбища находятся?.. И мы сейчас будем для домашних животных делать. А для людей когда? Я не считаю это необходимым. Бюджетные деньги надо тратить на людей, а не на животных.

- Как Вы хоронили своих питомцев?

- Земля есть – ямочку всегда можно вырыть.

- Как Вы относитесь к возведению памятников, надгробных плит, оградок при захоронении питомца?

- Я считаю, это абсурд.

АЛЕКСАНДР ШАТОХИН: "Человек и к животному должен относиться по-человечески"
(Бывший директор МП «Спецкомбинат ритуальных услуг»)

- Как Вы думаете, насколько актуальна сегодня проблема отсутствия кладбища домашних животных в городе?

- Очень актуальна. Сейчас и хоронить негде животных, и кремировать негде. Поэтому в своё время решался вопрос о строительстве небольшого крематория на Городском кладбище. Там есть производственная площадка, на которой вполне мог поместиться и крематорий, и само кладбище. Проект крематория минимального размера был специально разработан. Он вмещал в себя и печь, и холодильник, и всё, что необходимо, и был соизмерим с вагоном. Но потом как-то про проект забыли.

Проблема очень серьёзная. Кто-то хоронит в лесочке, кто-то на даче по возможности. А тем, кто в городе живёт негде хоронить питомцев. Многие сегодня хотят, чтобы была возможность сделать это официально где-то. К животным у всех разное отношение…

- Как Вы относитесь к возведению памятников, надгробных плит, оградок при захоронении питомца?

- Животное – друг человека. Кто-то, конечно, ради забавы заводит, но есть и те, кто прирастает всем сердцем к питомцу. Оттого и похоронить стараются соответственно, чтобы потом навещать друга, помнить. Я считаю, это нормально. Человек и к животному должен относиться по-человечески.