Накануне нового избирательного цикла в Самарской области, судя по всему, началось формирование групп, объединенных общими политическими интересами. Точнее, общим политическим оппонентом – действующим губернатором Самарской области и его командой. В происходящем можно рассмотреть общие черты с так называемой самарской «Антантой» 2003-2007 года, центровыми игроками которой были группы «Волгапромгаз» (ВПГ), «Волгабурмаш» (ВБМ) и «СОК». Судьба двух из трех групп того неформального объединения оказалась незавидной. В сегодняшней «игре» уже другие ключевые персоны, хотя технические исполнители, похоже, те же – из «нулевых». Как сложится судьба сегодняшних… смельчаков?

Прежняя «Антанта» просуществовала несколько лет и за это время сумела расшатать ситуацию достаточно для того, чтобы получить контроль над Самарской городской думой, сменить мэра областной столицы и даже добиться ухода Константина Титова с поста главы региона. Ключевых финансово-промышленных групп тогда было три. АДС ВПГ, лидерами которой были Олег Дьяченко, Владимир Аветисян и Андрей Кислов. Группа ВБМ Андрея Ищука. А также группа «СОК» Юрия Качмазова.

Судьба большинства членов этого неформального объединения оказалась весьма плачевной. ВБМ и «СОК» исчезли, а их лидеры больше не живут в Самаре и не зарабатывают в губернии. Юрий Качмазов и вовсе вынужден был покинуть страну и, по неофициальной информации, проживает в Объединенных Арабских Эмиратах. Лишь ВПГ остался на плаву и даже укрепился благодаря возникшим тогда партнерским отношениям с группой «Ростех» Сергея Чемезова.

Сегодняшние претенденты на «Антанту 2.0» более скромного масштаба, но с не меньшими политическими и бизнес амбициями, ориентированными на получение максимального контроля над бюджетными потоками. Сегодня наблюдатели выделяют ключевых оппонентов главы региона в трех сферах: строительстве, обращении с отходами и бизнесе на здравоохранении.

Ну очень крутые ключи от Госдумы? 

Авторитетный в Самарской области бизнесмен и депутат губдумы от «Единой России» Владимир Кошелев (корпорация «Авиакор», «Кошелев-проект», отель Lotte и др.) до последнего времени вел себя осторожно и не лез на рожон. Застраивая окраины Самары жильем ультра-эконом-класса, он выполнял важную для региональных властей функцию – повышал показатели ввода нового жилья. Это один из критериев, по которому оценивают эффективность региональных властей.

В этом году Кошелев заявил, что останавливает реализацию своего проекта в Крутых Ключах. У заявления был политический подтекст. Таким образом он как бы «принуждал к диалогу» региональную власть – так, по крайней мере, позиционируется этот жест.

Кроме того, Владимир Кошелев начал открыто выступать против регионального министерства строительства и всего правительства Самарской области: сам даёт интервью СМИ, а его супруга Марина Карпяк (дочь депутата губдумы V созыва Александра Карпяка) пишет жалобы во всевозможные инстанции на министра Евгения Чудаева.

Некоторая информация ещё до заявлений Кошелева и его супруги чудесным образом всплывает в «анонимных каналах» и на сайтах, публикующих так называемый «компромат». Разница лишь в том, что в «анонимных источниках» негативные акценты в адрес минстроя и лично губернатора выражены более четко. Впрочем, последнее, конечно, может быть и необъяснимым совпадением.

Любопытно, что внезапно проявившаяся непримиримая позиция не мешает бизнесу Кошелева работать и получать в регионе многомиллионные бюджетные контракты. Например, на строительство «Конгресс-центра». Однако г-н Кошелев, которому во времена Николая Меркушкина сопутствовала гораздо большая финансовая удача, видимо, полагает, что может себе позволить диалог с властью с позиции силы?

«Золотой запас» с помойки

Неявные оппоненты главы региона могут быть и в сфере обращения отходами.

Высокую политическую и медийную активность проявляет депутат Самарской губернской думы Денис Волков – бенефициар тольяттинской группы компаний «ЭкоВоз».

Компания рассчитывала стать региональным мусорным оператором, но в силу ряда причин выбор пал на компанию «ЭкоСтройРесурс», которую связывают с группой «Ростех» и структурами депутата и бизнесмена Александра Милеева. Аналитики не исключают, что «ЭкоВоз», работающий сегодня на субподрядах «ЭкоСтройРесурса», до сих пор не оставляет надежд получить «весь пирог». Но для этого нужно либо принудить региональные власти поменять оператора, либо, очевидно, поменять власти, которые не готовы поменять оператора. Речь идёт о гигантских бюджетах…

Волков активнее многих взаимодействует со СМИ и якобы спонсирует целый ряд блогеров. Некоторые из них, как супруга одного известного в прошлом самарского адвоката, считающая себя «федеральным блогером», формально отношения с Волковым не афиширует. Вполне разумно, учитывая, что она активно «минусует» губернатора как на своих страницах в соцсетях, так и в Телеграм-канале с накрученными подписчиками и просмотрами. Денис Волков де-юре не имеет к этому отношения. А де-факто?

Единороссу Денису Волкову приписывают сотрудничество с КПРФ. Он это старательно отрицает и даже судится с теми блогерами и журналистами, которые приписывают ему спонсорство местных коммунистов. Однако активность тольяттинского горкома и самарского обкома на протяжении последних пары лет в открытую направлена против регионального оператора, а внутрипартийное противостояния привело к потере политических перспектив экс-депутатом губдумы, экс-первым секретарем самарского горкома КПРФ, экс-владельцем компании «Экостройресурс» и действующим директором ГУП «Экология» Константином Рядновым. Летом его исключили из компартии, и это ослабило не только позиции Ряднова в партии, но и лишило Милеева и Ко одного из многих рычагов влияния на оппозиционную партию, которую удавалось удерживать от критики региональных властей.

Любопытным так же является эпизод с активностью жигулевского горкома КПРФ на сентябрьских выборах. Когда г-на Волкова назначили курировать выборы в этом городе от «Единой России», местные коммунисты очень быстро практически свернули свою кампанию.

Не исключено, что г-н Волков попробует принять участие в выборах депутатов Госдумы в 2021, году и для этого просто создает «переговорную площадку» с областными властями. Участвовать он может как лично, так и поддержать других кандидатов. А вот от какой партии они в итоге пойдут на выборы и как повлияют на образ Дмитрия Азарова перед администрацией президента – большой вопрос.

Тревожные симптомы оппозиционной активности

Немало недовольных политикой Дмитрия Азарова есть в бизнесе, связанном с медицинскими поставками. Объем рынка в Самарской области исчисляется миллиардами рублей ежегодно. В губернии существует несколько компаний, на протяжении многих лет успешно «помогающих» Минздраву осваивать бюджет и снабжать больницы и клиники региона медикаментами, расходными материалами, оборудованием и различными услугами. Когда Дмитрий Азаров назначил главой ведомства «варяга» Михаила Ратманова, не связанного с местными бизнес-структурами, дела у них ухудшились. Контрактная политика изменилась, был взят курс на удешевление контрактов за счёт сокращения цепочки посредников и… количество контрактов у старожил сократилось. Как и прибыли.

Год назад «Засекин» писал о бывших претендентах на пост министра здравоохранения Самарской области. Среди них называли директора ТФОМС Самарской области Владислава Романова, главврача Тольяттинской городской клинической больницы №5, депутата Самарской губдумы Николая Ренца и даже руководителя Росздравнадзора по Самарской области Антона Еремеева.

После ухода Ратманова на должность в ФМБА у старого самарского медицинского бизнеса появилась надежда на возвращение старых схем, но… новым министром стал главврач Самарской областной клинической больницы им. Середавина Армен Бенян, а команда заместителей осталась от Михаила Ратманова.

С крахом надежд начались информационные атаки на прежнего министра, нового министра, вице-губернаторов и лично губернатора Дмитрия Азарова.

Аналитическую информацию публикуют в уважаемых изданиях, но изымая, например, любопытные подробности о деятельности ТФОМС.

Негативная – появляется на сайтах с сомнительной репутацией, после чего её со ссылкой на эти «источники» публикуют СМИ.

А откровенно сомнительного содержания тексты в избытке публикуются в «анонимных» самарских телеграм-каналах.

Цели у информационной кампании простые: попасть в медиа-мониторинги, которые готовят для Центра, воздействовать на эмоции ключевых персон, включая губернатора, и создать ситуацию, при которой контрактная политика Минздрава будет пересмотрена.

При этом бизнесы, которые наблюдатели связывают с интересами Владислава Романова и называют наиболее «пострадавшими» от смены курса, продолжают зарабатывать на бюджете.

Например, к компаниям, связанным с группой компаний «ЦМТ» Михаила Баскина, можно отнести АО «ЦМТ Аналитика», ООО «ЦМТ-Сервис», ООО «Дельфия», ООО «Антенмед», ООО «ДМ Групп», ООО «Синергия»,  ООО «Ситэко», ООО «Скайлаб», ООО «Спецмедтех», ООО «МК Протон». В 2019 году они освоили чуть менее 900 млн рублей, а за неполный 2020 год – порядка 1,5 млрд рублей.

С группой компаний «АРК» связывают ООО «АРК», ООО «Медицинская компания «ЮТА», ООО «Медицинская компания «Универсал-ОРТО» и ИП Тарасова Елена Евгеньевна. Объем контрактов с медицинскими учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Самарской области в 2019 году составил более 750 млн рублей, а за неполный 2020 год – почти 800 млн рублей. Важно, что речь в данном случае идет только о прямых бюджетных ассигнованиях…

Вероятно, часть этих денег может идти и на осуществление попыток информационно-политического давления через информационные вбросы и на не всегда понятные оппозиционные политические проекты?

Всё же новая «Антанта»?

Публичная и открытая активность лидеров упомянутых компаний преимущественно не противоречит «линии партии и правительства». Однако теневая информационная работа и политические активы, которые с ними связывают, в последнее время показывают крайнюю степень нелояльности к действующей региональной власти.

Самих лидеров компаний и их ближайших партнеров, как сообщают источники «Засекина», нередко можно встретить в самарском отеле Lotte, где они якобы встречаются с одним известным самарским черным пиарщиком, давно работающим с одним из упомянутых выше коммерсантов.

По всей видимости, можно говорить о создании неофициального политического союза, наподобие того, что существовал в регионе в 2003-2007 годах и получил звучное именование «Антанта».

В следующем году состоятся две важные для Самарской области политические кампании: выборы депутатов Самарской губернской думы и выборы в Госдуму. Результаты таких выборов традиционно являются важными для оценки губернаторов администрацией президента. А значит, у новой «Антанты» есть возможность и поиграть в «большую политику», и провести подконтрольных депутатов, и «насолить» региональным властям… У самарского союза ВПГ, ВБМ И «СОК» в свое время получилось. Что было с участниками того союза – известно. Чем закончится история для новых смельчаков? И политическая конъюнктура, и методы решения политических задач в России с тех пор поменялись…

Максим Уэбер