Дело Алика Марденова, которого некоторые СМИ называют «теневым посредником в криминальных схемах поставок в системе самарского минздрава», раскручивается и обрастает всё новыми подробностями. Политическая сторона процесса может оказаться куда интереснее довольно банальных схем освоения бюджетных средств. Информационная война, которая в прошлом году начиналась как поход против уже экс-министра здравоохранения Самарской области Михаила Ратманова, продолжается теперь и против нового главы ведомства Армена Беняна. А круг заинтересованных лиц вполне можно отнести к оппонентам главы Самарской области Дмитрия Азарова.

Арест с медиа-подготовкой

Информация о задержании Александра (Алика) Мерденова, который может быть причастен к махинациям с поставками оборудования и материалов в медицинские учреждения Северной Осетии и Самарской области появилась на прошлой неделе в телеграм-каналах, а на этой неделе была опубликована и СМИ. При этом впервые эта фамилия появилась в медиа в конце мая – в публикации малоизвестного портала «Московский монитор», специализирующегося, как полагают наблюдатели, на так называемом «сливе компромата». Возможными заказчиками размещения данного материала, по информации «Засекина», могли быть самарские группы, ранее проявлявшие интерес к должности министра здравоохранения и уже пытавшиеся оказать информационное давление на ведомство.

Стоит отметить, что «Мос.монитор» использовал в своей публикации аналитические материалы, которые ещё за год до этого по редакциям самарских СМИ «анонимно» рассылала служба безопасности одной из медицинских компаний, обвиненной в картельном сговоре. Но тогда «слив» не удался, так как материалы, по мнению экспертов отрасли, была похожа на плод стараний бизнес-аналитиков «СМТ».

Позже информация, очень похожая на материалы вышеупомянутого «слива», чудесным образом проявилась в жалобах сопредседателя регионального штаба ОНФ Вадима Нуждина в ФАС и на «Мос.мониторе». Началась информационная кампания.

Зицпредседатель, стрелочник, слабое звено?

Поверхностный взгляд на биографию Алика-«решалы», которую довольно подробно разбирают на «Мос.мониторе», может сформировать впечатление, что правоохранители задержали не реальную фигуру, влияющую на процессы, а то ли «зицпредседателя», то ли «стрелочника», которого никому не жалко.

«Ещё не так давно этот молодой человек искал любую работу в Москве и нашел себя в роли администратора бара, – не без иронии замечает издание. – С приходом в Самару осетинского единоплеменника дела Мерденова пошли на поправку. Он обустроился в отеле Lotte и стал посредником между поставщиками медицинского оборудования и расставленными Ратмановым главными врачами».

По информации «Засекина», Мерденов действительно был завсегдатаем лобби этой гостиницы и вел себя излишне демонстративно, что, вероятно, и привлекало внимание других серьезных людей. Не исключено, что он и впрямь представлялся «посредником» и «решалой». Возможно даже, что он действительно имел доступ к отдельным высокопоставленным чиновникам минздрава. Однако на кого именно – вопрос.

«Главная интрига происходящего — как события в Москве и Осетии отразятся на Михаиле Ратманове и на его людях в системе здравоохранения Самарской области, в том числе, на министре Армене Беняне, руководителе департамента фармации, медицинской техники и материально-технического обеспечения Мерген Бадма-Гаряеве и руководителе департамента информатизации и лицензирования Асланбеке Майрамукаеве».

Таким вопросом задается газета «Самарское обозрение», посвятившая этой теме первую полосу и целых три страницы в своем последнем номере.

Неслучайные ошибки

Приводя множество деталей, связанных с задержанием Мерденова, уважаемое издание случайно или преднамеренно допускает некоторые неточности.

Так, «СО» со ссылкой на осетинский портал «Основа» сообщает: «В Москве задержан и этапирован во Владикавказ 35-летний Александр (Алик) Мерденов». «Задержан в Москве» - звучит страшно и серьёзно, с налетом «федерального масштаба» темы и намеком на связь с его нынешним местом работы в ФМБА. Однако, по информации «Засекина», задержание Мерденова проводилось осетинскими правоохранителями в Самаре в квартире Алика, а не в Москве. Малозначительная, казалось бы, деталь имеет большое значение как для самарских и осетинских бизнес-групп, так и для московских работодателей Мерденова.

Издание называет Армена Беняна «человеком Ратманова». Но карьерное продвижение действующего министра началось задолго до появления в Самарской области Михаила Ратманова и его команды. И правильнее было бы назвать его «человеком Дмитрия Азарова» или кого-то из его вице-губернаторов, способствующих продвижению нового министра последние годы. Однако рассуждать о печальном будущем чиновника в статусе «человека губернатора», газете, входящий в медиахолдинг группы Волгапромгаз, видимо, не очень удобно.

Бывшего администратора московского бара Александра Мерденова, рисуя ветвистые схемы взаимодействий, фактически называют бенефициаром группы «Мед Лайф», хотя группа выигрывала серьезные многомиллионные контракты на протяжении десятка лет до его появления в регионе. И среди учредителей значились и значатся совсем другие люди.

Ведением информационной кампании, по информации «Засекина», занимается известный самарский черный пиарщик, который, отложив свой костыль, любит назначать встречи, как и Мерденов, в отеле Lotte. С его именем связывают телеграмм-каналы, регулярно публикующие негативные материалы и про Михаила Ратманова, и про Армена Беняна, и про Дмитрия Азарова. Он же предположительно занимался размещением «компромата» на сайте «Мос.монитор» и других ресурсах. Рассказывают, что именно в его компании в отеле Lotte нередко можно увидеть директора ТФОМС Самарской области Владислава Романов и руководителя Росздравнадзора по Самарской области Антона Еремеева. Оба ранее назывались в качестве профессионалов, которые были бы не против возглавить минздрав.

Не исключено, что целю проводимой информационной кампании, ареста Мерденова и давления на Ратманова и Беняна с участием пула «условно анонимных» телеграм-каналов, «сливных» медиа-ресурсов и даже сопредседателя штаба ОНФ является давление на главу региона и… кресло министра здравоохранения Самарской области – ответственное, почетное и, судя по всему, довольно прибыльное.

А Алик? Возможно, это просто «слабое звено» и «зацепка»? Последние публикации в телеграм-каналах лишь подтверждают данное предположение.

«Засекин» будет следить за развитием ситуации.

Дмитрий Солнцев