Прошедшая в минувшую пятницу в Самаре протестная акция в рамках «Стратегии 31» показала повышение интереса к оппозиционной повестке в областной столице. Если ранее пикеты в защиту 31 статьи Конституции РФ собирали всего несколько человек, то 31 мая их собралось, по разным оценкам, от двух до трех десятков. Поводом для роста численности, судя по всему, послужила в первую очередь ситуация вокруг активистки, лидера движения «Гражданская инициатива», пенсионерки Натальи Барановой. Пока потуги силовиков привели лишь к росту численности протестных акций и понижению Самарской области в рейтингах.

Акции в защиту 31 статьи Конституции в России проводятся с лета 2009 года под «брендом» «Стратегия-31». Начались они с выхода оппозиции и гражданских активистов на Триумфальную площадь в Москве и были быстро подхвачены в регионах России. Сейчас столичные акции, пожалуй, менее заметны по своему резонансу и последствиям, чем акции в регионах. В Москве правоохранительные органы стали относиться к ним гораздо спокойнее и интерес к ним сильно ослаб. В субъектах РФ давление на оппозицию сильнее ввиду меньшего интереса СМИ и местного сообщества и любые публичные мероприятия оппозиции для полиции – это повод проявить преданность региональным властям.

Статья 31. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В Самарской области на сегодняшний день есть несколько «очагов» протестной активности. Самые заметные из них в Самаре и Тольятти. В Самаре лидером протеста является, пожалуй, депутат Михаил Матвеев, а также лидер движения «Гражданская инициатива» Наталья Баранова. И если Матвеев – это политик с 15-летним опытом проведения пикетов, массовых митингов и оппозиционных шествий, лидер общественного мнения, выражающий недовольство населения региона, то Наталья Баранова – человек менее заметный. Долгие годы она выходит с одиночными пикетами по темам, связанным с ущемлением прав граждан. В сложившейся в регионе ситуации она, пожалуй, вызывает раздражение местных властей в связи с тем, что часто является заявителем протестных акций, которые при поддержке Михаила Матвеева и обкома КПРФ собирают сотни участников. Так было с митингами против пенсионной реформы, повышения тарифов ЖКХ, «приватизации общественного транспорта» в Самаре и мусорной реформы.

И если оказать давление на депутата областного заксобрания правоохранителям проблематично, то на гражданскую активистку – гораздо проще. Вызову в СУ СК по Самарской области и обыски дома – малоприятные практики, которые, видимо, должны утихомирить пенсионерку Наталью Баранову.

Но пока потуги следователей приводят, похоже, лишь к негативным для региона политическим последствиям.

В майском рейтинге фонда «Петербургская политика» Самарская область находится в списке регионов с «пониженной политической устойчивостью». И из трех ключевых негативных событий, повлиявших на позиции в рейтинге, два напрямую связаны с региональной оппозицией. Первое – серия митингов против мусорной реформы, второе – возбуждение уголовного дела об оскорблении представителя власти в отношении самарской активистки, пенсионерки Натальи Барановой.

Событие, не попавшее в майский рейтинг, пикет в рамках «Стратегии-31», состоявшийся в пятницу вечером на Площади Героев 21-армии в Самаре. Организатором акции, собравший около 30 человек, вновь выступила руководитель движения «Гражданская инициатива» Наталья Баранова. Традиционно такие акции собирают лишь несколько несогласных, но на этот раз пришли депутат Самарской губдумы Михаил Матвеев и рядовые коммунисты, руководитель «Штаба Навального» [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]Егор Алашеев, представители «Левого Фронта», движения «Бессрочный протест», правозащитник Александр Лашманкин и правозащитница, экс-руководитель ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]Людмила Кузьмина, а также простые самарцы. Пикет, как и было заявлено, проходил в течении двух часов.

Молодой активист держал плакат со стихами: «Миру-мир! А мэрам — МРОТ, кооперативу «Озеро» — баланду и компот!». Жаль, не я автор этих строк, говорил этот парень.

Мужчина в соломенной шляпе держал ватман с вопросом: «Вам тоже не нравится сказочное ожидание отдельной квартиры на протяжении всей своей жизни? P.S. От имени всех тех льготников, верящих чиновникам».

Плакат активиста Владимира Воронина содержал вопрос: «Как защититься от судейского беспредела?» В настоящее время Воронин пытается восстановить свое право на комфортное и безопасное жилье, которое, по его мнению, нарушают родственники одного из судей Самарского областного суда.

Людмила Кузьмина держала небольшую табличку, с которой она посещает большинство протестных акций, которая гласила: «Соблюдайте свою конституцию!».

Организатор акции Наталья Баранова распространяла партийную прессу и собирала подписи «против мусорной реформы, за снижение нормативов и снижение тарифа».

Полицейские внимательно следили за ходом пикета, фиксируя всех присутствующих на фото и видеокамеры. Одного из участников, стоявшего с плакатом «Гопникам не место в рядах полиции!» сотрудники МВД сначала пытались задержать, потом потребовали свернуть плакат, либо покинуть площадь. Видимо, это утверждение по каким-то причинам показалось им неуместным.

Показательно, что попытки «надавить» на Наталью Баранову и остановить её активность пока приводят к обратному результату, увеличивая численность участников протестных акций и понижая рейтинг политической устойчивости региона. На этом фоне попытки давления не только на активистов, но и на блогеров, пишущих не по тех.заданиям из органов власти, выглядят едва ли не как попытка накалить атмосферы и привлечь негативное внимание к Самарской области. Целенаправленно ли ведомство Валерия Самодайкина работает против администрации губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, снижая рейтинги региона, или в следственном комитете в процессе внутриведомственных интриг действительно надеются раскрутить новое «дело блогеров» – вопрос открытый.

Максим Уэбер