Доверие к губернатору и президенту теперь будут оценивать едиными «политическими» показателями. В Кремле, где и придумали систему оценки, ее назвали модной аббревиатурой «KPI» . Дословно — это ключевые показатели деятельности, а именно доверие населения к власти и успешность кандидатов на выборах.

«Засекин» приводит точки зрения экспертов по поводу введения новых критериев. Может ли новая система действительно помочь власти или это очередная бюрократическая идея, воплощение которой вряд ли по-настоящему кому-то необходимо, кроме самих властей?

Никакой ответственности за «других»

Впервые о предполагаемых KPIзаявили на семинаре для вице-губернаторов по внутренней политике. Там и объяснили, что придуманная система нужна для того, чтобы исключить «перекладывание работы и ответственности на других» в прямом смысле. Ведь будет создана единая система, она приведет к понимаю общих задач.

Самый важный вопрос при создании системы — для чего она вообще служит? Не будут ли бюджетные деньги снова просто так растрачены на сомнительную инициативу?

Еще одной причиной для введения новшества на политической арене стали итоги ноябрьского заседания президиума Госсовета по знаменитым нацпроектами. Однако для их выполнения необходимо «растянуть» еще не работающую систему на уровень не только президента и губернаторов, но и их заместителей, которые занимаются внутренней политикой.

Чиновничьи KPI

О создании ключевых показателей говорили еще в 2016 году. Тогда Владимир Путин дал поручение правительству совместно с Центробанком представить предложения о введении ключевых показателей эффективности для оценки деятельности руководителей федеральных органов власти.

В следующем, 2017 году,председатель правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил методику расчета девяти новых показателей эффективности деятельности губернаторов. И вот со следующего года планируется эти показатели применять при оценке работы чиновников. Говоря о совсем отдаленных планах, то с 2021-го KPI будут применять для оценки темпов наращивания экономического потенциала регионов.

Сейчас же пока предлагается установить внутри- и межведомственные KPI, порядок нормативов утвердит президент.

Минэкономразвития предлагало считать показатели эффективности, например, по числу граждан, погибших или пострадавших в результате явлений, которые должны устранить надзорные органы, а также по материальному ущербу, причиненному гражданам, компаниям и государству, ущербу конкуренции, финансовой стабильности, обеспечению обороны. Чтобы добиться выполнения KPI, ведомства должны будут разрабатывать совместные программы, обмениваться внутренней информацией, повышать квалификацию сотрудников, следует из законопроекта.

Вице-губернаторы по доверию к президенту

KPI по доверию будет основываться на шести критериях, но вице-губернаторам по внутренней политике засчитываются лишь два — показатель доверия президенту и индекс поддержки губернатора населением в конкретном регионе. И все это якобы должно «стабилизировать государство», «создать условия для устойчивого развития и благополучия граждан».

Говоря о смысле доверия и о том, как его измерять, оказалось, что вес будет зависеть от различных ситуаций и направлений, по которым работают ведомства. Например, если речь идет о расселении граждан из ветхого жилья, то для внутриполитического блока важно не количество расселенных квадратных метров, а число людей, которым предоставили новое жилье. Чем больше людей переселили, тем выше уровень доверия.

А вот если говорить о вывозе мусора, то для экономических подразделений регионов важно количество вывезенного мусора, а для внутриполитического блока — сколько мусора, наоборот, еще предстоит вывезти.

Легитимность в опросах

Несмотря на все декларируемые достоинства будущей системы, больше всего внимания привлекает новое направление, которые связано с выборами.

Благодаря нововведению в законе при выборе кандидатов предлагается ко всем имеющимся уже критериям включить еще и результат кандидата от власти или партии власти по итогам кампании, легитимность выборов, уровень явки.

Если рассматривать результаты на выборах губернатора, то задача — «уверенная победа кандидата от власти в первом туре». Обязательным критерием будет то, что явка на выборах не должна быть низкой. Для губернаторской кампаниях в среднем — не менее 30%.

Однако возникает вопрос: не вынудит ли это политиков активно «нагонять» людей для повышения показателей?

Говоря о том, как же будет измеряться «легитимность» выборов, в Госдуме отметили, что все передают в руки социологов. Оценивать планируют по данным соцопросов, которые выявят соотношение числа граждан, положительно и отрицательно ответивших на вопрос о том, верят ли они в честность избирательной кампании.

Об электоральных «показателях эффективности» «Засекин» побеседовал с правозащитницей, региональным координатором движения в защиту прав избирателей «Голос» Людмилой Кузьминой.

Без возможности выдвижения кандидата

— Одно из понятий легитимности — это соответствие закону вообще, высшему закону — Конституции — и закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».Так, если говорить о высшем законе, то ничто не помешало нынешнему президенту вопреки Конституции находиться у власти 20 лет и продолжить это до конца своей жизни, как это делали генсеки правящей партии КПСС. Легитимность включает не только уровень поддержки кандидата избирателем, она еще обеспечивается процессом выборов начиная с их объявления, возможностью выдвижения кандидатов. А такой возможности нет, потому что выдвигаемые кандидаты четко согласуются органами исполнительной власти, которая представляется только кандидатами одной партии — «Единой России». Они же и «выигрывают» выборы, — пояснила правозащитница Людмила Кузьмина.

Кроме того, правозащитница подчеркнула, что выборы проводятся исполнительной властью для партии власти. И нужна видимость поддержки населения в виде итогов выборов. Протестное голосование этой машиной нивелируется с помощью манипуляций, которые избирателю тоже уже широко известны, полагает г-жа Кузьмина.

— Эта машина работает хорошо, с низкой явкой, поэтому у нас и наблюдаются манипуляции с Единым днем голосования, с работой этой машины на понижение явки. А рейтинги президента, 20 лет чего-то обещающего, но не исполняющего, как и рейтинги партии власти, падают. Поэтому легитимность для выборов президента ли, губернатора ли — считаю, это дымовая завеса для лояльного избирателя.Или привычная иллюзия власти, что все ее любят, что она еще ого-го-го, еще сколько всего может пообещать. И нужно все это лишь для одного: сохранить наличие ядерного электората, зависимого от исполнительной власти, который легко мобилизовать органам власти и сохранить видимость выборов и видимость поддержки.И сохранить власть. Тем более, что этот показатель, заметим, вводится для кандидатов партии власти. И губернаторы, как и вся исполнительная власть, и будут это делать.

По словам Людмилы Кузьминой, нужны не «показатели», а изменения партийной системы и действительно свободные, демократические и реально конкурентные выборы. «Но власть, как мы видим, не готова и не желает этого» — подытожила собеседница.

Все будет решаться на первом этапе

Новую систему ключевых показателей не одобряет и депутат Госдумы, член Президиума ЦК КПРФ Леонид Калашников.

— К тому, что они там в Кремле хотят ввести эти КPI, множество вопросов. Кто там в первом туре победил, как победил, в зависимости от каких партий — это не в какие ворота не лезет. Потому что администрация президента должна быть удалена от политических вопросов и формально, и неформально. Но, видимо, кому-то там в администрации президента это неведомо, и они взяли и ввели такой показатель…

К чему это может привести? По мнению собеседника, введение новой системы оценки эффективности приведет к тому, что губернаторы и их заместители по внутренней политике будут делать всё, чтобы всю борьбу закончить в первом туре, а не во втором.

— Мне это знакомо по тольяттинской ситуации, поскольку в Тольятти мы победили на местных выборах. Но при этом они умудрились такое сотворить, что мне пришлось выступать на пленарном заседании и говорить об этой ситуации, когда обсуждали отказ российской делегации от участия ПАСЕ из-за того, что регламент делегации не соответствует нормам демократического права. И мы считаем, что это так, что устав ПАСЕ говорит о равных правах всех стран, а в отношении нас вязли и применили определенную дискриминацию, лишив права голосовать и выкинув нас из комитетов. И я говорю в думе: «А вы посмотрите, "Единая Россия", как вы или ваши неграмотные представители иногда этим пользуетесь, в том числе в Тольятти. Взяли и изменили старый регламент думы в части того, как нужно избирать председателя городской думы. Я тогда говорил, что согласен, что не нужно ехать в ПАСЕ, но вот Тольятти, внутри самой страны-то вы (единороссы — прим. ред.)не забыли, что вы занимаетесь таким же». В данной ситуации вопрос актуальный, потому что введение KPI, как и в ситуации с Тольятти, даст то, что конкретные чиновники будут стараться все дела довести до нужного результата на этапе административного ресурса, — пояснил политик.

Ошибка с ущербом для власти

Политтехнолог, бывший сотрудник администрации президента РФ, экс-заместитель полномочного представителя президента в УрФО Андрей Колядин считает, что введение политических KPI — глубочайшая ошибка властей.

— Я думаю, что писанины просто добавится. Ситуация такова, что, бесспорно, чиновники — это одни из самых изощренных, с точки зрения умения писать правильные отчеты, людей. И ясно, что они научатся писать для любых КPI правильные отчеты. Система состоит из того, что бюрократы умеют работать с документами. Соответственно, какие бы не ставились KPI, чиновники научатся быть для них самыми лучшими, в любых условиях. При этом нужно понимать, что даже когда в качестве KPI ставятся проценты голосования за губернатора и проценты явки, то если делаются высокие проценты, то это приведет к тому, что через некоторое время губернаторы будут выигрывать с 99-процентной явкой и 99-процентным голосованием. Ну, либо на один процент ниже, чем за президента, — полагает г-н Колядин.

По словам эксперта, цифры на бумаге не будут иметь ничего общего с реальными показателями.

— Скажу больше: нередко в выборных кампаниях, которые мне приходилось проводить в регионах, мы старались снизить проценты за губернатора. Это было необходимо, потому что высокие проценты дают завышенные ожидания людей о том, что губернатор может совершить чудеса и изменить жизнь в течение очень короткого времени. А губернатор— это не волшебник. И в результате мы старались показать какие-то более или менее разумные проценты, которые позволяли губернатору работать эффективно. То есть он мог нормально работать и не попадать в яму высочайших показателей, которые приводят к падению рейтингов, недовольству властью и призрению к чиновничеству.

Собеседник также добавил, что если KPI будут построены по принципу «чем выше наберешь процент, тем лучше» — это глубочайшая ошибка, которая будет наносить ущерб власти внутри политической системы. Из-за этого Андрей Колядин весьма скептически относится к идее ключевых показателей.

— Степень народной любви к власти проверить очень тяжело, но зато с введением KPI у всех губернаторов будут выдающиеся показатели, — подытожил политтехнолог.

Юлия Сацук