«Засекин» вспоминает наиболее громкие уголовные дела в отношении представителей власти за ушедший год. Наступивший 2019 год обещает стать не менее насыщенным на подобные шоу. Ведь впереди освоение больших бюджетов, которое можно будет доверить только проверенным и незапятнанным кадрам.

Прошедший год был богат на громкие аресты высокопоставленных чиновников. Задержания коррупционеров, так или иначе связанных с одним из политических лагерей, широко освещал Александр Хинштейн, причем ещё до получения мандата депутата Госдумы, будучи советником директора Росгвардии. Параллельно разворачивается ряд крупных конфликтов парламентария с различными бизнес-структурами, наиболее яркий коснулся бенефициара ПСК «Волга», еще одного депутата Госдумы — Евгения Серпера. Этот сюжет, судя по всему, получит своё продолжение в новом году.

СТРОИТЕЛИ

2 июня прошлого года правоохранители арестовали главу департамента градостроительства мэрии Самары Сергея Рубакова. По версии следствия, чиновник участвовал в передаче взяток в качестве посредника, а в одном случае и сам взялся оказать не совсем законную «помощь» за денежное вознаграждение.

Рубаков узнал от знакомого сотрудника УФСБ по Самарской области Максима Докучаева о том, что ГУП СО «Стройконтроль» незаконно получает компенсации затрат на строительный контроль объектов областной собственности. Тогда, по версии следствия, он предложил свое посредничество в передаче взятки в 2,5 млн рублей руководителю ГУП Реналю Мязитову. 2 июня Мязитов передал Сергею Рубакову вышеназванную сумму, часть из которой была муляжом.

К слову, Реналь Мязитов тоже стал фигурантом уголовного дела, но позже. Его обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями. Ему предъявили обвинения по трем эпизодам: покупке по завышенной цене участка бывшего завода клапанов, повторной оплате сноса военного городка и выводу 62 гектаров земли в Тольятти. Суммарный ущерб, который Мязитов нанес, будучи руководителем СОФЖИ, оценили в 339 млн рублей.

Среди «публично арестованных» чиновников оказался врио гендиректора Фонда капитального ремонта Самарской области Михаил Архипов вместе с братом Алексеем. Последний постов в ФКР не занимал, но, по версии следствия, по-родственному помогал собирать «дань» с подрядчиков, работавших с Фондом.

По подозрению в «сотрудничестве» с братьями Архиповыми в ноябре задержали председателя совета депутатов Промышленного района Самары Минахмета Халиуллова. Комичности аресту добавил тот факт, что мундеп пытался прятаться от силовиков в бане (но тщетно).

«Нашлось дело» и для руководителя самарского отделения Государственной жилищной инспекции Андрея Арбиталина. Выяснилось, что он получал зарплату за «виртуального» и весьма высокооплачиваемого подчиненного.

СИЛОВИКИ ПЛЮС «ЗАКОНОВСКИЕ»

Пожалуй, наиболее громким уголовным делом 2018 года в Самарской области стало дело в отношении заместителя руководителя областного управления Росгвардии Дмитрия Сазонова, сына ныне покойного спикера губернской думы Виктора Сазонова. По версии следствия, силовик регулярно получал взятки от представителей ОПГ «Законовские» (второе название — «Барыги»).

Примечательно, что название группировки фигурировало и в других крупных делах ушедшего года. Так, в августе правоохранители нагрянули баню-ресторан, которая контролировалась, по сообщениям Хинштейна, все теми же «Законовскими».

О «Законовских» говорили в связи с задержанием сотрудников УФСБ по Самарской области Сергея Гудованого и Павла Черемшанцева, которые, по версии следствия, получали в течение двух с половиной лет незаконные денежные вознаграждения. Правда, Гудованого и Черемшанцева отпустили «в связи с процессуальными нарушениями».

В связях с преступным сообществом подозревали начальника Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Самарской области Вадима Нещадимова, который вел «дело блогеров». Но «чистка рядов» среди силовиков коснулась в итоге не его, а его брата Ивана, который занимал пост заместителя начальника отдела полиции №7 Самары. Его, правда, подозревали не в связях с «Барыгами», а в получении 200 тысяч рублей за решение вопроса о беспрепятственной транспортировке песка по территории Куйбышевского района.

Отметим, в этом же году, летом, за решетку отправили лидера ОПГ «Законовские» Сергея Гафурова, организовавшего нападение на адвоката Тамази Керимова. Суд приговорил его к трем годам лишения свободы, срок он отбывает в колонии общего режима.

СОВПАДЕНИЯ?

Обращает на себя внимание одна деталь: четверо арестованных так или иначе связаны со строительством и жилищным фондом области. Никто не возьмётся утверждать, что их арестовали невинно: и строительство и жилищный фонд – слишком прибыльный бизнес, он не может не провоцировать должностных лиц на то, чтобы положить в карман жирный куш, который... может затеряться среди гораздо более крупных финансовых потоков. И все же, такой крен в строительно-жилищную сфера весьма симптоматичный.

И ещё два интересных совпадения. После всех арестов чиновников, связанных с градостроительством и жилищным фондом, министра строительства Александра Баландина сменяет молодой бизнесмен Евгений Чудаев, а первый заместитель губернатора Александр Нефедов, ещё будучи врио, одобрил участие Самарской области в программе реновации жилого фонда - проект, который потребует многомиллиардных бюджетных инвестиций. Кому доверят их осваивать?

Говорить о том, что всё это связано, конечно, пока рано, но сами по себе поодобные совпадения наводят на размышления.

Могли ли Рубаков, Архиповы, Абриталин и Мязитов знать что-то, что могло бы помешать «многоходовке», задуманной на гораздо более высоком уровне?..

Ярослав Любимов
Екатерина Маяковская [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]