В минувшие выходные оппозиционный депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев сообщил в своём Твиттере, что вступил-таки в ряды КПРФ. Долгие годы парламентарий принципиально не вступал не в одну из партий, чтобы иметь «пространство для маневра». Отказавшись от «политической свободы», депутат, которого региональная власть давно пытается списать со счетов, открывает для себя новые возможности и новых врагов.

В своём комментарии ИА «Засекин», депутат губдумы Михаил Матвеев пояснил своё решение:

- Системный анализ периода правления Николая Меркушкина и первых четырех месяцев Дмитрия Азарова укрепил меня в мысли, что мне не удастся отдохнуть от политики и прикинуться любителем бабочек. Слишком велик запрос общества на новую политическую элиту, которую власть из себя сформировать не в состоянии в силу приверженности принципу отрицательного отбора. Верю, что с моим приходом в компартию времена, когда кому-то в “Белом доме”, или среди финансовых групп могло казаться, что с компартией можно не считаться, а тем более управлять ей в своих интересах, уйдут в прошлое. Я рассчитываю усилить партию и превратить её в регионе во влиятельную политическую силу и инструмент решения тех задач, которые ставят перед нами наши многочисленные сторонники. Иначе вступать в партию не было бы смысла: это не клуб по интересам, а политическая организация, задача которой – приход к власти.

Фактически, Михаил Матвеев заявил себя в качестве главного игрока со стороны оппозиции в Самарской области и обозначил амбиции. Важно, что во времена Николая Меркушкина Михаилу Николаевичу удалось заручиться личной поддержкой лидера коммунистов Геннадия Зюганова. А в рамках текущей кампании по выборам президента г-н Матвеев является руководителем штаба сторонником беспартийного кандидата от КПРФ Павла Грудинина. Иными словами, даже не будучи членом самарского обкома КПРФ Матвеев является наиболее медийной фигурой и, кажется, политиком очень близким к первым лицам компартии. Таким образом, получив членский билет Михаил Матвеев становится главным претендентом на пост первого секретаря Самарского обкома КПРФ. Действующий предводитель самарских коммунистов Алексей Лескин даже несмотря на аппаратную поддержку, сформированную за долгие годы, выглядит на фоне Михаила Матвеева «хромой уткой». Однако, просто так региональное отделение второй по влиянию партии в стране Михаилу Матвееву никто не отдаст. Матвееву припомнят всё: дружбу с Александром Солженицыным, долгое невступление в партию, самобытность и излишнюю самостоятельность. Очевидно, что и группы влияния, связанные с крупными самарскими бизнесменами так же не готовы делиться влиянием и уж тем более его отдавать. Но Матвеев – едва ли не единственный профессиональный политик в регионе и вступление в КПРФ можно считать вынужденной мерой.

Дело в том, что после выборов губернатора, которые пройдут осенью этого года, в России и, в частности, в Самарской области наступает период застоя: политический цикл фактически сворачивается за три года до своего календарного завершения. Оппозиционным политикам необходимо будет решать проблему своего выживания, сохранения интереса к себе и имеющихся возможностей. Следующая крупная политическая кампания – выборы депутатов Госдумы – только в декабре 2021 года. Матвеев, не имея гарантированной поддержки партии, мог лишиться мандата депутата.

Вступление в партию делает его кандидатом номер один на должность первого секретаря самарского обкома КПРФ. Это, в свою очередь, гарантирует ему первое место на выборах в региональный парламент и повышает шансы на прохождение в Госдуму. КПРФ ещё долго будет партией, имеющей гарантированные места в законодательных органах власти разного уровня.

Очевидно, что Михаил Николаевич столкнется с противодействием внутри партии. Его лидерство, по мнению наблюдателей, будут пытаться оспаривать, как некоторые пожилые идейные коммунисты, так и бизнес, имеющий интересы и влияние на внутренние процессы в партии.

Среди бизнесменов, влияющих на КПРФ называют, в частности, Константина Ряднова, Сергея Арсентьева с группой любящего тишину бизнесмена Александра Хенкина, бизнес-группа Александра Милеева и другие.

Михаилу Матвееву предстоит либо сразиться в аппаратном противостоянии, либо найти точки соприкосновения.

Максим Уэбер