В Самаре, как и ещё в восьмидесяти городах России, 26 марта 2017 года состоялась антикоррупционная акция «Он нам не Димон». К 14 часам в воскресенье к заблокированному полицией скверу имени Александра Пушкина, где, кроме памятника великому поэту, стояли трактор и грузовой автомобиль с краном и кабинкой для обрезки деревьев, пришли, по оценкам наблюдателей и участников, от тысячи до полутора тысяч человек. Через полтора часа около трёх сотен участников акции отправились к Ленинскому отделу РОВД Самары на улице Никитинской, куда полицией были доставлены двадцать задержанных, включая организатора митинга, руководителя самарского штаба Алексея Навального [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]Екатерину Герасимову. По данным Главного управления МВД по Самарской области, «несанкционированное мероприятие» посетили 600 горожан.

Несмотря на то, что сквер имени Пушкина за театром драмы, согласно областному закону, считается Гайд-парком, а заявители митинга уведомили и мэрию, и городское управление МВД об акции, руководитель полицейского оцепления сурово предупреждал горожан, что митинг является незаконным, потому что в сквере осуществляется обрезка сухих веток и уборка снега. Грузовой автомобиль и трактор заехали на территорию Гайд-парка в начале двенадцатого часа дня.

Оцепление и задержание отдельных участников не остановило около тысячи человек, которые со всех сторон, в том числе со стороны улицы Куйбышева и склона у драмтеатра, заполнили сквер. Большинство собравшихся составили молодые люди от восемнадцати до тридцати пяти лет, на антикоррупционную акцию пришло и немало пенсионеров, и даже инвалидов. У некоторых были в руках антикоррупционные, антимедведевские и антимеркушкинские плакаты. Часть молодых людей сожалела, что не захватила с собой «димоновские кроссовки».

Члены самарского штаба Алексея Навального установили антикоррупционный куб, многие молодые люди были с гитарами. Никто из участников акции долгое время не оказывал сопротивления полиции, осуждая действия сотрудников правоохранительных органов громким скандированием: «Позор, позор!». Однако когда полицейские попытались вырвать из толпы пожилого человека, призывавшего стражей правопорядка к совести и человечности, окружавшие его люди этого сделать полицейским не позволили, сплотившись вокруг оратора.

Примерно в 14 часов 20 минут в сквере начался импровизированный митинг. Несколько молодых людей забрались на металлическую конструкцию для новогодней ёлки, откуда обратились к собравшимся. Один из них отметил, что дело не в Алексее Навальном, «Навальный – это точка координации, консолидации, дело в том, что власть погрязла уже в запредельной коррупции и произволе, не считается с гражданами, а полиция, которая получает зарплату из наших налогов, защищает не граждан, а коррупционную власть». Другой молодой человек сообщил, что около двадцати организаторов и участников митинга задержали и увезли в Ленинский РОВД, призвав всех, кто не хочет с этим мириться, отправиться на улицу Никитинскую. Полицейские не дали ему договорить и прервали импровизированный митинг. Собравшиеся начали скандировать: «Уезжай в Мордовию!», «Это наш город, это наша страна!», «Нам надоела ваша коррупция!», «Димон должен уйти!», «Продать дачи - построить дороги!», «Мы не рабы!», «Нас много и мы власть!».

«Пушкин, тайную свободу пели мы вослед тебе»… После скандирований вокруг возвышающейся над толпой кудрявой головы великого русского поэта зазвучали под аккомпанемент акустических гитар песни Виктора Цоя и Егора Летова: «Перемен!» и «Всё идёт по плану»: «Я купил журнал «Корея» — там тоже хорошо. Там товарищ Ким Ир Сен, там тоже, что у нас. Я уверен, что у них тоже самое — и всё идёт по плану. Всё идёт по плану! Всё идёт по плану!»…

В 16 часов в сквере имени Александра Пушкина осталось около четырёх сотен человек. Часть нарядов полиции после некоторого замешательства отправилась к зданию Ленинского РОВД. Там в это время собралось от двухсот до трёхсот участников акции, которые с короткими перерывами скандировали: «Позор!», «Всех не пересажаете!», «Отпустить!», Свободу!», «Отпускай!», «Нет оснований для задержаний!». Несколько человек разворачивали фотобаннер с изображением облитого зелёнкой лица Навального. С третьей попытки полицейским удалось заставить молодых людей баннер свернуть.

К 18 часам из отдела полиции отпустили восемь человек, среди которых был и гражданский активист Михаил Борисов. Стало известно, что Екатерину Герасимову и её соратников хотят осудить на разные сроки адмнистративного ареста. Около ста юношей и девушек продолжали требовать освобождения остающихся в «застенке» своих товарищей.

Внезапно саксофон заиграл мелодию «Катюши», и ломкие юношеские голоса затянули: «Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой». Саксофон смолк. Но тишина так и не наступила. «Мы не уйдём! Мы не уйдём! Мы не уйдём!», - многократно разносилось над грязной, сырой и неприютно темнеющей Самарой...

Ещё через час из полицейского участка вышла Герасимова и восемь участников акции, среди которых были и старшеклассники, и пенсионеры. Завтра состоится заседание районного суда, где Екатерине Герасимовой будет вменено неповиновение сотрудникам полиции, за что ей грозит 15 суток.

Дожидаться последних арестантов остались около сорока человек. В леденеющих после воскресной оттепели самарских сумерках они продолжали петь песню Егора Летова: «А перестройка всё идёт и идёт по плану. А вся грязь превратилась в голый лёд»...

Лев Городецкий