Ровно три года назад – 12 мая 2012 года – Самарская губернская дума утвердила экс-главу Республики Мордовия Николая Меркушкина в должности губернатора Самарской области. Это мероприятие состоялось в областном академическом театре оперы и балета. За 61-летнего многоопытного функционера «старого типа» проголосовали 37 депутатов из фракций «Единая Россия» и ЛДПР. 7 членов фракции КПРФ были против, а три члена «Справедливой России» воздержались. За два дня до этого события – 10 мая 2012 года – Николай Меркушкин был назначен указом президента РФ исполняющим обязанности губернатора Самарской области.
Независимые эксперты посчитали назначение Меркушкина, в силу возраста завершающего в Самаре свою государственно-политическую карьеру, новым проявлением настороженного и недоброжелательного отношения Владимира Путина к Самарской области, её номенклатуре и бизнес-элите. Первым актом «возмездия» была «командировка» в губернию Владимира Артякова с последующим переводом региона на московское время. «Сложные чувства» к Самарской области у президента страны якобы сформировались после того, как Константин Титов в 2000 году не отказался от участия в выборах главы государства и отобрал тогда у Путина на территории губернии 20% голосов избирателей. Ещё до пришествия «правой руки» Сергея Чемезова Самара перестала быть «столицей» военного округа и не стала центром ПФО.
После инертного, «чартерного» губернатора Артякова деятельный, инициативный и многоречивый Меркушкин был благожелательно принят значительной частью населения области. Резкая критика, без называния имён и конкретных «преступлений», предыдущей «коррумпированной» губернской власти и бизнес-элиты, породила у части жителей надежды на социальную справедливость. Единственным недостатком в первый год правления Меркушкина многие считали слишком частое и порой комичное апеллирование нового губернатора к успехам и достижениям малонаселённой Мордовии. В очень короткий промежуток времени предводитель Мордовии настолько «отдрессировал» местную «элиту», что её представители сейчас утверждают, что при Меркушкине в Самаре и окрестностях уже сделано больше, чем за всю предыдущую 426-летнюю историю города.
Однако за три самарских года Меркушкина так и не случилось ни одного крупного антикоррупционного процесса в отношении значимых региональных чиновников. Но при этом продолжились заказные убийства и впечатляющие финансовые аферы, до сих пор не дорасследованные.
Стоит признать, благодаря лоббистским возможностям экс-главы Мордовии увеличились трансферы и субсидии из федерального бюджета. Одновременно почти в два раза увеличился и долг Самарской области. Несмотря на уничижительную критику периода Артякова, последние три года на территории области происходило и происходит лишь завершение проектов, стартовавших при «чартерном губернаторе». Начиная с «Лада-Арены», набережной Волги, станции метро «Алабинская» и заканчивая подготовкой к чемпионату мира по футболу. Собственно же меркушкинские проекты пока лишь готовятся к реализации, если не считать нескольких ФОКов и катков.
К безусловным достижениям Меркушкина, провозгласившего «режим ручного управления», стоит отнести его откровенно безоговорочную прошлогоднюю победу на досрочных выборах главы региона, когда за него проголосовали 91,4 процента из числа пришедших к урнам или показательно выразивших своё отношение досрочно избирателей. А также – отмену прямых выборов не только глав муниципалитетов, но и муниципальной представительной власти.
Ещё одним успехом губернатора можно считать более чёткую, пышную и массовую организацию парадов и демонстраций, равно как и слаженную работу подведомственных фотографов, журналистов и блогеров по продвижению руководящего имиджа.
Нельзя не отметить и ещё одно губернаторское свершение. А именно – отказ руководителя регионального Фонда капитального ремонта г-на Чибисова от служебного импортного внедорожника в пользу вазовского автомобиля. В течение третьего года своего губернаторства, омрачённого глубоким социально-экономическим кризисом и неординарными госзакупками, Николай Меркушкин прославился «упёртым», по его же выражению, объединением трёх университетов в один национальный исследовательский, в итоге закончившимся слиянием на уровне решения лишь двух вузов.
Кроме того, Меркущкин подарил российской сетевой общественности сразу четыре мема: #слушатьслышать, #микро-макро, #будетекакматросов и #стенаплачамеркушкина. Создание двух последних мемов, особенно третьего, сопровождалось и сопровождается скандальным общефедеральным резонансом. Напомним, что на очередной многочасовой встрече с ректоратом и профессорско-преподавательским составом СамГТУ Меркушкин, вероятно, оговорившись, произнёс буквально следующее: «Не было ни одного дела, чтобы я не убедил людей, чтобы люди не поверили, не пошли. Если вы будете первыми — молодцы. Но вы будете самоубийцами. Вы, как Александр Матросов, встали на амбразуру. И это не шутки».
А накануне своего трёхлетия на посту губернатора Самарской области по его инициативе на площади Славы за одноимённым монументом возникла мраморно-гранитная стена «Гордость, Честь и Слава Самарской области». Петиция под названием «Верните народу обзорный вид на Волгу с площади Славы в Самаре!» уже собрала свыше четырёх тысяч подписей возмущенных горожан.
Это сооружение уже назвали и «невеликой китайской стеной», и «заставой Иваныча», и «новой берлинской стеной». Однако большинство пользователей называют её «стеной Плача» и связывают появление этого заграждения с любимым выражением Меркушкина «слышать и слушать», которое появилось в политическом лексиконе во время Перестройки, но теперь прочно ассоциируется с самарским губернатором.
То есть, чтобы слушать и слышать, не надо отвлекаться на то, чтобы смотреть и видеть – достаточно слуха и слыха.
Николай Яновский
Фото Егора Горина
Комментарии (9)
Некоторые враги Победы и величия России говорят, что это стена клептократов. Считаю, что это великое архитектурное сооружение на века, защищающее наши духовные скрепы и святыни от западных ветров и веяний. Это гениальное решение. Его автор прославил себя в Самаре на века, как Алексий, небесный хранитель города. Авторами проекта полагаю являются Сивиркин и Алексушин. Это настоящие патриоты города, а Меркушкин как прозорливый руководитель поддержал этих гениев. Давайте молиться около этой мраморной стены и теперь можно не летать в Иерусалим. Святость наконец-то рядом. Теперь можно стоять на коленях перед этой стеной и целовать родимую землю и гордиться. А что же еще нужно россиянину? Помолиться, облегчить душу.
Вот и три года пролетели не заметно.
Ждали, ждем-с…
Что ж, сталось лишь переобещать выполнить уже обещаное. И еще три года будем ждать.
Самоуверенность губернатора, вывезенная из родной Мордовии, подпитывается местным чиновничеством, боящимся лишиться своих насиженных мест. Как же, президент же и.о. назначил Николая Иваныча! И не зря кандидат Меркушкин окучивал пионеров и комсомольцев 60-х: 91,4. А сейчас эти самые пионеры-комсомольцы переключают телевизор, если речь губернатора или о губернаторе -наслушались. Да, три года пролетели, и из региона-донора — в регион субсидируемый, да еще теперь и в долгах как в шелках. Как Мордовия зато! Мэр Самаре зачем? Губернатор же есть! Самару — под губернатора! Стеной закрыть монумент Славы Самарской области! Изуродовать город! И не возражать!
О каких таких достижениях можно говорить?! только #слушатьслышать, #микро-макро, #будетекакматросов и #стенаплача. и многочасовые речи…
А мне вот стыдно слушать, когда наш губернатор выступает. Без бумажки несет иногда такой бред, что слышать и слушать невозможно. Ладно хоть 9 мая читал по бумажке.
да он и с бумажкой несет бред. спичрайтеров из Мордовии вывез. Чтобы адаптироваться, им лет 10 надо.
А мне не дают покоя птицефабрики, которые под его присмотром закрылись: в Безенчуке и Обшаровская птицефабрика. Теперь на наших полках можно увидеть мордовских кур. И это только цветочки… А после бредовой идеи про объединение ВУЗов он просто может подавать в отставку, так себя распиарил, что никто в здравом уме за него не проголосует. А зачем Площадь Славы изуродовал? С крузаками вообще уголовщина. Мне кажется он просто подставляет того кто его назначил на это место, а потом еще тех, кто его избрал.
Не слышит, не слушает и слушать, похоже, не собирается
а зачем? родной брат — в топе 200 самых богатых людей России. Мордовия — вся под семейным бизнесом. Что еще надо, чтобы достойно встретить старость?
До таких архитектурных высот не додумались даже строители коммунизма. Но у Николая Ивановича закалка надежная, мордовская. Его на горло не возьмешь. Любопытно какими еще неординарными прожектами порадует он губернию до скончания полномочий? Идей много. Можно перестроить выходящую на Волгу часть Белого дома в православно-иудейский храм, а перед ним устроить пластиковые коврики для намаза. Благо у мордовского братца губернатора для этого есть свои подрядно-строительные фирмы.