Как и президенту России Владимиру Путину, губернатору Николаю Меркушкину не хватило более чем двухчасового Послания, чтобы выговориться и сформулировать неотразимые и неотложные истины перед лицом беспрецедентного финансово-экономического кризиса. Поэтому через шесть дней после речи в театре оперы и балета глава Самарской области дал ещё и пространное интервью пяти региональным телеканалам. Впрочем, в этом жанре Меркушкин последовал за председателем «Единой России» и премьер-министром страны Дмитрием Медведевым. Правда, в отличие от премьера, пригласившего в компанию правоверных телеканалов и канал «Дождь», самарский губернатор беседовал с пятёркой представителей абсолютно умилённых и сервильных СМИ, умеющих не только слушать, но и слышать. А также величать кого надо по имени-отчеству, а кого не надо не величать. В итоге Николаю Меркушкину удалось произнести несколько афатических афоризмов, к примеру, «если наши граждане будут чуть-чуть больше думать не только о себе, но и о Родине, то этот настрой станет неким креном в хорошем смысле», а также продемонстрировать, что ручное управление феодального типа в 21 веке в крупном научно-образовательном центре является единственно возможным и эффективным.

 

Крен в хорошем смысле

Не знаю, есть ли хоть один американский губернатор, который постоянно вспоминает племянника Колю?.. Но Николай Иванович Меркушкин почти всякий раз заочно даёт понять этому самому дяде Сэму, что он его не боится и зависеть от него не собирается…

Но, конечно, не в одном дяде Сэме дело. Прежде всего, самарский губернатор рассчитывает на жителей региона. Во вторничном интервью он сразу так прямо и заявил. Они, мол, и только они являются сегодня главным звеном выхода на более высокий уровень для достижения действительно значимых результатов.

Меркушкин выглядел неожиданно утомлённым, даже переутомлённым, но старался излучать оптимизм, непреклонность и уверенность в своём предназначении. А потому не стеснялся философствовать и делать неожиданные открытия в сферах политической психологии, геополитики и государственного управления.

«Это глобальный вопрос, и пусть он звучит пафосно, но наши люди - это вектор, который меняет жизнь в лучшую сторону. Если наши граждане будут чуть-чуть больше думать не только о себе, но и о Родине, то этот настрой станет неким креном в хорошем смысле», - метко выразился губернатор в начале интервью. И тут же с лёгкой горечью добавил: «К сожалению, мы пока ещё не можем сегодня говорить о том, что этот вектор чётко определился, но изменения всё-таки есть. Это показали и прошедшие выборы, это показывают и встречи с людьми. Изменилось и поведение знаковых людей, которые раньше поступали иначе, чем сегодня. И эти изменения и дальше будут работать на позитив».

 

Изгнание порчи из Самары

Естественно, что представителей журналистского телепула очень волновало, как будет работать новая система муниципальной власти, избавленная от прямых всенародных выборов.

«По новой системе сформированная власть может быть отправлена в отставку в любой момент. Глава муниципалитета теперь не станет думать, что он прикрыт всенародными выборами, что ему определён срок, поэтому коррупции будет меньше. Надо, чтобы у всех было чёткое понимание: если он пошёл не по тому пути, то ему места в управленческой среде нет. Многие идут во власть только затем, чтобы заработать. Одна из главных проблем в Самаре – это найти на должность во властной структуре неиспорченного человека», - объяснил суть изменений глава региона, давая понять, что основное достоинство Олега Фурсова как раз и заключается в его неиспорченности.

«Новая система позволит более эффективно выстраивать работу с властью. Мы участвуем в отборе претендентов на должность глав администраций, значит, мы за этого человека отвечаем, и мы его и настраиваем на соответствующую работу. Вся реформа местного самоуправления позитивно скажется на борьбе с коррупцией. При прежней системе, победив на выборах, глава муниципалитета мог действовать по своему усмотрению, без оглядки на вышестоящую власть. Эта идеология порождала вседозволенность людей, которые избирались по старой схеме. В такой ситуации, получив власть, человек часто начинал думать не о деле, а о себе. Теперь назначенный глава муниципалитета может быть в любой момент отправлен в отставку. И он будет думать уже не о том, что впереди ещё пять лет срока, а о том, как ему контролировать ход строительных и ремонтных работ и рационально распоряжаться деньгами», -  убеждал и так согласных с ним во всём редакторов телеканалов руководитель области.

«Вот, к примеру, Олег Борисович Фурсов. Он не связан ни с какими финансово-промышленными деятелями, ни с какими структурами, он равноудалённый, а это очень важно для самарцев. Мы договорились, что будем регулярно встречаться и обсуждать ситуацию в Самаре. Уверен, что не должно быть никакого деления на «город» и «область». У нас теперь есть одна команда, и эта команда отвечает за результат», - окончательно успокоил интервьюеров Меркушкин.

А если деления нет и команда одна, то, признался губернатор, с 1 января 2016 года в собственность областной столицы вернутся все находящиеся на её территории земли, которые пока контролируют областные власти. 

«Вопрос о передаче всех земельных полномочий в Самару мы решим уже в апреле. Раньше между властями города и субъекта были разногласия, поэтому часть земель забрали на уровень области. Это была тогда вынужденная мера, а сейчас я в этом проблемы не вижу. Я уверен, что новый глава будет делать всё, чтобы земля работала в интересах города, в интересах горожан», - абсолютно логично поставил точку в мэрском вопросе член Госсовета.

 

Почему Тольятти не Самара

Самаре не повезло. Всё какие-то испорченные люди, зависимые от испорченных структур, выбирались в её главы и обманывали самарцев. С Тольятти, по мнению Меркушкина, дело иное. Пока…

«Мы с вами должны уважать мнение людей. Тольяттинцы избрали своего мэра, поэтому вопрос о смене главы города пока не стоит. В областном центре так или иначе на следующий год были бы выборы городской думы и главы городской администрации. А в Тольятти же ещё не прошло и трёх лет со дня избрания мэра. Все произойдет согласно закону, по окончании срока полномочий, если, конечно, не будет каких-то провальных дел. Исключительно важно, чтобы сегодняшняя команда мэра, сам мэр занимались активно решением тех проблем, которые сегодня есть в Тольятти», - не сомневается Меркушкин.

При этом губернатор, которого не зря подозревают в стратегических наклонностях, не стал скрывать, что он уже приглядывается к людям, которым можно будет потом доверить город Тольятти. «Это не касается того, кто станет главой города через полтора-два года, мне нужно глубже узнать людей, понять на кого можно положиться. Я ведь, конечно, должен быть уверенным, что они будут работать в интересах дела, что они не подведут губернатора, что они не разочаруют людей, - поделился своей кадровой методой Николай Иванович.

 

Надо не сворачиваться, а разворачиваться

Губернатор, судя по реакции представителей пяти каналов, продемонстрировал в интервью и тонкое понимание экономических законов. Меркушкин признал, что ситуация сейчас очень непростая, а потому делать чёткие прогнозы по бюджетной наполняемости довольно проблематично. Но он видит в падении рубля не повод для тревоги, как многие паникёры, а основание для сплочения и развития.

«Я уверен, что когда курс стабилизируется, наши предприятия уже смогут конкурировать с зарубежными, увеличение объёмов местного производства будет хорошо как для федеральной, так и для областной казны. И мы поэтому не планируем  сворачивать крупные инфраструктурные проекты, такие, как строительство Фрунзенского моста, моста через Волгу в районе Климовки, магистрали «Центральная». И все объекты к чемпионату мира по футболу будут построены в срок по современным стандартам качества. В этом никаких сомнений даже не может быть», - развеял все сомнения губернатор Самарской области.

А раз так, то как же, скажите, как же не начать пересаживать всех, ну или почти всех чиновников на вазовские автомобили? И разве кто-то сомневается, что Николаю Ивановичу вместе с Бу Инговичем, в отличие от Бориса Ефимовича, это удастся?!

«АвтоВАЗ оказался в самом выгодном положении по отношению к своим конкурентам. Он имеет самый высокий уровень локализации, мы используем больше всех отечественные комплектующие, поэтому значительно меньше зависим от курса доллара, и это плюс для АвтоВАЗа. Этим надо воспользоваться, расширять рынки сбыта. И, на мой взгляд, всё-таки завод, проводит большую работу по организации труда, по качеству самого автомобиля. Автомобили стали гораздо качественнее. Что ни говорите, а около сорока процентов машин, производимых в Тольятти, продаёт в своей дилерской сети «Рено-Нисан». Это же говорит о том, что автовазовцы научились делать хорошие, качественные машины. По качеству, по безопасности они уже близки к иностранным машинам. Естественно, по цене они значительно дешевле, как и в обслуживании. При этом нет развитых стран, в которых правительство, чиновники ездили бы на импортных машинах. Понятно, что АвтоВАЗу в своей линейке нужно иметь машины представительского класса. Со временем они появятся. Но та продукция, которая уже сходит с конвейера, подойдёт для восьмидесяти процентов чиновников. Больше закупать импортные автомобили мы не будем. Сначала Бу Андерссон предлагал нам спортивный вариант «Лада Гранта», теперь уже ближе к нашим потребностям «Lada XRAY». Нам важно, чтобы это были именно автомобили, собранные на тольяттинской площадке. Сейчас решаем, на каких именно моделях остановиться», - обрисовал перспективы АвтоВАЗа и региональных чиновников Меркушкин.

Хорошее будущее ждёт и милеевский «Родник». По словам губернатора, завод ещё не перешёл в собственность области, но в рамках уже подписанного договора в собственность губернии переходит бренд «Родник» и 75% акций завода, и в конце января - начале февраля 2015 года завод будет запущен. Николай Меркушкин надеется, что бюджет от этого получит в следующем году два с половиной миллиарда рублей налогов.

Необходимо, уверен, Меркушкин, забрать в собственность государства и авиационный завод «Авиакор», что «значительно увеличит шансы завода на размещение производства турбовинтового самолета Ил-114».

 

Ажиотажа нет, но ситуацию подогревают

Губернатор честно и даже, можно сказать, мужественно признал, что в 2014 году бюджет Самарской области лишился четырнадцати миллиардов рублей налоговых сборов, а. двести пятьдесят тысяч земельных участков не поставили на кадастровый учёт. Но теперь, успокоил взволнованных журналистов Меркушкин, всё будет зависеть от «активной работы местной власти». Ведь в Самарской области вслед за федеральным законом о налоге на имущество приняли региональный закон. «По разным оценкам, мы можем собирать дополнительно два с половиной, даже три с половиной миллиарда рублей, да ещё плюс примерно пять с половиной миллиардов рублей долгов», - ответствовал глава региона.

Сложнее обстановка в банковской сфере, хотя и тут, по мнению Меркушкина, она выглядит гораздо лучше, чем некоторым хочется видеть.

«У нас, я могу с уверенностью сказать, нет такого ажиотажа, который есть в других регионах. Хотя я прогнозировал, что ситуация будет развиваться в более острой форме. Девяносто девять и девять десятых процента жителей нашей губернии не потеряли ничего. Оснований, чтобы расшатывать ситуацию нет, но есть люди, которые ситуацию подогревают. Мы проводили совет безопасности, поручили спецслужбам позаниматься предметнее, довести цепочку до конца. Поступают анонимные звонки, SMS-сообщения, такая же ситуация была в конце прошлого года, когда ряд банков в регионе объявили о своем закрытии. Я хотел бы, чтобы наши люди поняли, что если возникнет паника, если возникнет ажиотаж, то будет повреждена вся кровеносная система страны, львиная доля вкладов - вклады обычных людей. Если деньги забрали, то банк рухнул. Я на днях встречался с одним из банкиров. В прошлом году вкладчики снимали по двести восемьдесят – по триста шестьдесят миллионов рублей в день, а сегодня эта сумма в десять раз больше, и банк выдерживает. Да, бывает так, что не успели деньги завезти, инкассаторов не хватает. Получается сбой. Поэтому сейчас необходимо быть максимально спокойными, оснований для того, чтобы рухнула экономика, нет никаких. Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин заявил, что экономика начала расти, примерно полтора – один и восемь десятых процента, тогда как в начале года роста попросту не было», - спокойно и с расстановкой погасил все волнения Николай Иванович.

О прогнозах большинства, в том числе и правительственных, экспертов, предрекающих России, в самом что ни на есть лучшем случае, нулевой рост экономики в 2015 году, губернатора никто не спросил.

 

Вклад в основу государства

Главным событием 2015 года Николай Меркушкин назвал празднование 70-летия Великой Победы. Для этого уже делается и будет сделано всё, уверен он.

«Мы сделаем всё, чтобы парад и другие мероприятия были доступны для сотен тысяч людей, и не только как для зрителей. Нужно, чтобы в каждой семье дети и внуки были вовлечены в этот праздник, чтобы они репетировали, готовились, участвовали. Так мы не только отдадим дань памяти павшим, но и внесём очень серьёзный вклад в основу нашего государства. Без сплочённости общества рассчитывать на нормальную жизнь в стране невозможно. Если мы будем жить под диктовку дяди Сэма или каких-то, может, восточных советчиков, то станем абсолютно второсортными людьми. Станем людьми без чувства гордости и понимания того, что ты хозяин на своей земле. Но нашу гордость, нашу независимость, наше будущее у нас никому не отнять», - дал предновогоднюю клятву в эфире пяти региональных телеканалов губернатор Самарской области.

 

Семён Городецкий