Готовящаяся реформа местного самоуправления поставила под вопрос политическую судьбу мэров крупнейших городов региона. И если у мэра Тольятти Сергея Андреева, чей срок полномочий оканчивается в 2017 году, ещё осталось время для самореализации, то главе Самары Дмитрию Азарову, похоже, пора задуматься о дальнейших карьерных перспективах. Напомним, что срок полномочий Азарова истекает уже в 2015 году. Эксперты ИА «Засекин» обсудили, что ждёт самарского градоначальника и Самару в случае реализации «четвёртой модели», заложенной в новом законопроекте о местном самоуправлении.
На прошлой неделе законопроект о реформе местного самоуправления был внесён в Государственную думу. По задумке реформаторов, местное самоуправление должно «спуститься» на уровень внутригородских районов крупных городов, где будут избираться главы и районные думы. Последние будут делегировать депутатов в Думу городского округа, а уже из их числа станут избирать председателя собрания и главу города. Однако функции такого главы будут чисто номинальными, реальное же руководство городом станет осуществлять сити-менеджер, назначенный по согласованию с губернатором и находящийся в его непосредственном подчинении. После реформирования Самара, Тольятти, Сызрань, Октябрьск, Чапаевск и некоторые другие территории будут, по факту, переподчинены губернатору.
Раньше срока
Эксперты отмечают, что судьба действующих градоначальников зависит от многих нюансов реформы. Сейчас все задаются вопросом, будет ли в законе прописана процедура отзыва избранных мэров, чтобы заменить их подконтрольными сити-менеджерами. Как отмечает политолог, профессор кафедры социологии и политологии Самарского государственного университета Евгений Молевич, если этот вопрос – сохранение или досрочный отзыв - будет оставлен на усмотрение региона, то «судьбы Азарова и Андреева решены, их никто спрашивать не будет». Однако политолог считает, что самарскому мэру, которому осталось полтора года, могут позволить досидеть свой срок. Впрочем, у губернатора Николая Меркушкина на этот счёт может быть и другое мнение.
«Я надеюсь, что ни юридических, ни каких-то других оснований для того, чтобы Азаров ушёл со своего поста, не возникнет до момента окончания срока его полномочий, - отмечает руководитель самарского регионального отделения партии «Яблоко» Игорь Ермоленко. – Принятие нового закона, который легитимирует некую новую форму местного самоуправления, вовсе не означает, что нужно будет срочно проводить перевыборы».
Как отмечает г-н Ермоленко, по итогам азаровского срока можно будет сделать вывод о результативности его работы и деятельности политических сил, которые выдвигали его, «лоббировали, агитировали и даже навязывали». Политик опасается, что этим законом могут воспользоваться, чтобы принудить Дмитрия Азарова «к мысли о досрочном прекращении полномочий», воспользовавшись в отношении к нему «методами политического насилия».
Посидеть на дорожку
Однако Игорь Ермоленко надеется, что этого не случится, и Азаров досидит положенные ему полтора года. Он отмечает, что власть должна работать стабильно, чтобы с неё можно было «стабильно спрашивать за результат, а не слушать рассказы властей о том, что, вот, предыдущий был не очень хорош, поэтому мы его по быстрому поменяли». Надежды яблочника подкрепляются мнением социолога Сергея Дьячкова, который отмечает, что подобные реформы не делаются быстро, и принятие закона может затянуться до конца текущего года.
«Мы, скорее всего, проскочим весеннюю сессию Государственной думы, а там летние отпуска. В лучшем случае, осенью могут быть приняты соответствующие решения. Пока они документально оформятся, Азаров может просто досидеть свой срок. И дальше мэр будет определяться в соответствии с новыми законами», - считает социолог.
Азаров без перспективы
Никто из опрошенных нами экспертов не берётся предсказать политическую судьбу Азарова после октября 2015 года. Политолог Евгений Молевич рассказал, что даже не представляет, какие у Азарова могут быть «запасные аэродромы» и куда он может приложить свои политические силы.
Однако никто из экспертов и не рассматривает вариант, что Азаров может остаться в Самаре в должности сити-менеджера. «Я в это не верю. И, по-моему, меньше всех в это верит сам Азаров, - считает Молевич. - Меркушкин в отношении Азарова иногда идёт на прямое публичное хамство. Вроде того, что у Азарова слишком много помощников, лучше бы он их уволил и взял лишних дворников». При этом, нужно отметить, что Евгений Фомич крайне положительно характеризует Азарова и считает, что в его лице Самара впервые за 20 лет получила «полноценного мэра».
Претенденты на кресло
Евгений Молевич уверен, что в 2015 году сити-менеджером Самары станет тот, кто будет удобен губернатору Меркушкину. «А по практике кадровой политики нашей страны назначаются доверенные люди, а не профессионалы. Я думаю, что это будет выходец из Мордовии», - отметил политолог.
Это мнение подтверждается составом кабинета министров Самарской области. Эксперты отмечают, что кандидатом на пост городского сити-менеджера может стать кто-то из уже сформированной команды Меркушкина в областном правительстве: Юлия Степнова, так пытающаяся создать образ публичного политика, выходцы из Мордовии Алексей Гришин, Иван Пивкин и Сергей Кандеев. Политологи отмечают, что за год работы никто из них так и не проявил себя как самостоятельная и популярная фигура. Впрочем, это могло бы помешать им только в случае всенародных выборов мэра. Назначение сити-менеджера тем и привлекательно, что здесь не нужно бороться за электоральную популярность, достаточно быть удобным и лояльным.
Помимо сити-менеджера законопроект обещает реформированным муниципалитетам оставить и главу города. Впрочем, эксперты сходятся на том, что это будет чисто номинальная фигура, лишённая реальных полномочий. Молевич отмечает, что для такого поста очень подходит действующий председатель Самарской городской думы, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Александр Фетисов. По мнению политолога, думский спикер вполне устроит Меркушкина в роли такого «главы» при своём проверенном сити-менеджере.
Евгений Молевич считает, что заявленная цель грядущей реформы - усилить управляемость местных органов власти – это хорошо. Но он категорически не приемлет назначаемость мэров и считает, что этот новый формат «управляемого» мэра можно совместить с его избираемостью.
«Под удар поставлена избираемость мэра – а это очень плохо. Мэр как государственный служащий может избираться, здесь нет никакого противоречия, - считает г-н Молевич. - Будучи напрямую подчинённым губернатору, он должен избираться населением. Ибо мы последние зачатки демократии в стране этой реформой убиваем. А у нас авторитарности и без этого достаточно».
Татьяна Святкина
Комментарии (2)
Евгений Молевич: «А по практике кадровой политики нашей страны назначаются доверенные люди, а не профессионалы». Так почему бы уважаемому Е.М. не проявить гражданскую сознательность и не возвысить голос за профессионализм? По мне, так пусть не только из Мордовии, да хоть из Америки, лишь бы город стал чистым, как там. Вспомним Петра I, откуда он приглашал специалистов? Самара сегодня настолько безотрадна, что выправить положение сможет никак не политик, но настоящий, работящий профессионал. Который имеет опыт работы «на земле».
В данном материале поднимается вопрос о создании не только общественных первичек жильцов в форме ТОСов, но и о структуре районного соподчинения в форме Совета, с выходом на мэра и депутатов, (предложенных нам по партийным спискам). Данная работоспособная конструкция, ещё более 20 лет назад, предлагалась в нашем городе Тольятти, уважаемой мною Юлией Сергеевной Даньшиной, в школе самоуправления и в прессе.
То, что город Тольятти без преувеличения можно назвать инициатором создания структуры местного Сомоуправления по России, многие инициативные граждане ещё помнят. Правда, не многие председатели ТОСов изучали в школе самоуправления, что Даньшина вела, построение структуры местного Самоуправления, однако общие понятия имеют.
И в продолжение, выйдя на федеральный уровень, Юлия Сергеевна и там всколыхнула волну значимости общественных структур в лице ТОСов. И такая волна шла более десяти лет. До тех пор пока в Кремле не решили, что бизнес структуры лучше могут справиться с построением местного Самоуправления низового уровня, в сфере ведения хозяйственной деятельности.
И вот сегодня, мы имеем то, что имеем, при колоссальном опыте построения структуры местного Самоуправления.
А началось всё, в начале девяностых, с подаче Ельцина Бориса Николаевича, когда теплились надежды, что рыночные законы безупречны и работоспособны в любой среде, и представители верховной власти не помышляли распродавать землю частникам и юридическим образованьям в лице предпринимателя.
После вступления в силу Закона о местном Самоуправления, у нас в городе начались серьезные подвижки в этом направлении не только со стороны депутатов, но и председателей ТОСов, выбранных председателями домовых комитетов. Правда, тогда надо отдать должное и статусу депутата, и его авторитету среди населения, да и самому мэру Жилкину Сергею. Не слабее в становлении структуры местного Самоуправления, оказался и Дмитрий Уткин. С его подачи, в округах образовались первички
социального ведомства, в обязанность которых входило не только сбор документов по малоимущим и пенсионерам, на ряду с ТОСами, с последующей подачей в центр, но и различные мероприятия с привлечением представителей колледжа на данной территории.
А что мы видим сегодня. ТОСы лежат на боку, хотя ещё дышат, старшие по дому потеряли интерес к общественной работе, первичек социального уровня нет, колледж социального направления расформирован, так как будущие соцработники не нужны, участковые не знают, что твориться на вверенном участке, да и до самих участковых не добраться, не до стучаться.
Спрашивается, такого ли мэра я хотел видит в лице кормчего, и такого ли депутата. Кстати, проголосовал я за Андреева, как за активного борца с беспределом в сфере ЖЭКХа и с подачи Даньшиной и Иванова, и жителей дома просил голосовать за него умного. И не понятно, при чем здесь спонсорство какого то бизнесмена.
И ещё, более месяца назад пытался выйти на мэра по вопросу местного Самоуправления. В то время у меня возникли проблемы с ногами, поэтому выслал наработки официальным конвертом. Ответ меня удручил, к тому же отписан был не с мэрии, и “не про Фому, а про Ерёму”. Я про структуру, а мне, в основном, про льготы, что положены инвалиду первой группы. То есть, до Андреева корреспонденция не дошла.
Не сложился разговор и с нашим депутатом Александром Денисовом, что официально ведёт структуру местного Самоуправления. Похоже, выдохся прежний боец, а ведь как ярко начинал в девяностые. А может, я что то не допонимаю. Может, в стране теперь правят вексельберги, и отлаженная структура местного Самоуправления им как кость в горле.
И, далее, человек длительно работающий по профессии становится профессионалом, но у данного качества существует и отрицательная сторона. Личность уже начинает мыслить категориями, той сферы деятельности, где добился результата.
Это определение с уверенностью можно отнести и деятельности депутатской. Но депутаты начала девяностых годов и сегодняшние, смотрятся как небо и земля, в плане мудрости. И дело не в том, что они не кого непредставляют, кроме себя, а в том, что не несут ответственности, не перед кем её нести, не перед кем отчитываться на собраниях в ТОСах или общих собраниях домовых комитетов. Они сами по себе, а население – само по себе. И теперь эти представители народа будут выбирать мэра из своей среды и строить структуру Самоуправления?
Подробно, о построении структуры местного Самоуправления, можно ознакомится на страничке “Кризис власти и структурный кризис в России” на почте facebook.
www.facebook.com/groups/429630747132760/
Общественный активист в прошлом, Владимир Боталов.