Готовящаяся реформа местного самоуправления поставила под вопрос политическую судьбу мэров крупнейших городов региона. И если у мэра Тольятти Сергея Андреева, чей срок полномочий оканчивается в 2017 году, ещё осталось время для самореализации, то главе Самары Дмитрию Азарову, похоже, пора задуматься о дальнейших карьерных перспективах. Напомним, что срок полномочий Азарова истекает уже в 2015 году. Эксперты ИА «Засекин» обсудили, что ждёт самарского градоначальника и Самару в случае реализации «четвёртой модели», заложенной в новом законопроекте о местном самоуправлении.

 

На прошлой неделе законопроект о реформе местного самоуправления был внесён в Государственную думу. По задумке реформаторов, местное самоуправление должно «спуститься» на уровень внутригородских районов крупных городов, где будут избираться главы и районные думы. Последние будут делегировать депутатов в Думу городского округа, а уже из их числа станут избирать председателя собрания и главу города. Однако функции такого главы будут чисто номинальными, реальное же руководство городом станет осуществлять сити-менеджер, назначенный по согласованию с губернатором и находящийся в его непосредственном подчинении. После реформирования Самара, Тольятти, Сызрань, Октябрьск, Чапаевск и некоторые другие территории будут, по факту, переподчинены губернатору.

 

Раньше срока

Эксперты отмечают, что судьба действующих градоначальников зависит от многих нюансов реформы. Сейчас все задаются вопросом, будет ли в законе прописана процедура отзыва избранных мэров, чтобы заменить их подконтрольными сити-менеджерами. Как отмечает политолог, профессор кафедры социологии и политологии Самарского государственного университета Евгений Молевич, если этот вопрос – сохранение или досрочный отзыв - будет оставлен на усмотрение региона, то «судьбы Азарова и Андреева решены, их никто спрашивать не будет». Однако политолог считает, что самарскому мэру, которому осталось полтора года, могут позволить досидеть свой срок. Впрочем, у губернатора Николая Меркушкина на этот счёт может быть и другое мнение.

«Я надеюсь, что ни юридических, ни каких-то других оснований для того, чтобы Азаров ушёл со своего поста, не возникнет до момента окончания срока его полномочий, - отмечает руководитель самарского регионального отделения партии «Яблоко» Игорь Ермоленко. – Принятие нового закона, который легитимирует некую новую форму местного самоуправления, вовсе не означает, что нужно будет срочно проводить перевыборы».

Как отмечает г-н Ермоленко, по итогам азаровского срока можно будет сделать вывод о результативности его работы и деятельности политических сил, которые выдвигали его, «лоббировали, агитировали и даже навязывали». Политик опасается, что этим законом могут воспользоваться, чтобы принудить Дмитрия Азарова «к мысли о досрочном прекращении полномочий», воспользовавшись в отношении к нему «методами политического насилия».

 

Посидеть на дорожку

Однако Игорь Ермоленко надеется, что этого не случится, и Азаров досидит положенные ему полтора года. Он отмечает, что власть должна работать стабильно, чтобы с неё можно было «стабильно спрашивать за результат, а не слушать рассказы властей о том, что, вот, предыдущий был не очень хорош, поэтому мы его по быстрому поменяли». Надежды яблочника подкрепляются мнением социолога Сергея Дьячкова, который отмечает, что подобные реформы не делаются быстро, и принятие закона может затянуться до конца текущего года.

«Мы, скорее всего, проскочим весеннюю сессию Государственной думы, а там летние отпуска. В лучшем случае, осенью могут быть приняты соответствующие решения. Пока они документально оформятся, Азаров может просто досидеть свой срок. И дальше мэр будет определяться в соответствии с новыми законами», - считает социолог.

 

Азаров без перспективы

Никто из опрошенных нами экспертов не берётся предсказать политическую судьбу Азарова после октября 2015 года. Политолог Евгений Молевич рассказал, что даже не представляет, какие у Азарова могут быть «запасные аэродромы» и куда он может приложить свои политические силы.

Однако никто из экспертов и не рассматривает вариант, что Азаров может остаться в Самаре в должности сити-менеджера. «Я в это не верю. И, по-моему, меньше всех в это верит сам Азаров, - считает Молевич. - Меркушкин в отношении Азарова иногда идёт на прямое публичное хамство. Вроде того, что у Азарова слишком много помощников, лучше бы он их уволил и взял лишних дворников». При этом, нужно отметить, что Евгений Фомич крайне положительно характеризует Азарова и считает, что в его лице Самара впервые за 20 лет получила «полноценного мэра».

 

Претенденты на кресло

Евгений Молевич уверен, что в 2015 году сити-менеджером Самары станет тот, кто будет удобен губернатору Меркушкину. «А по практике кадровой политики нашей страны назначаются доверенные люди, а не профессионалы. Я думаю, что это будет выходец из Мордовии», - отметил политолог.

Это мнение подтверждается составом кабинета министров Самарской области. Эксперты отмечают, что кандидатом на пост городского сити-менеджера может стать кто-то из уже сформированной команды Меркушкина в областном правительстве: Юлия Степнова, так пытающаяся создать образ публичного политика, выходцы из Мордовии Алексей Гришин, Иван Пивкин и Сергей Кандеев. Политологи отмечают, что за год работы никто из них так и не проявил себя как самостоятельная и популярная фигура. Впрочем, это могло бы помешать им только в случае всенародных выборов мэра. Назначение сити-менеджера тем и привлекательно, что здесь не нужно бороться за электоральную популярность, достаточно быть удобным и лояльным.

Помимо сити-менеджера законопроект обещает реформированным муниципалитетам оставить и главу города. Впрочем, эксперты сходятся на том, что это будет чисто номинальная фигура, лишённая реальных полномочий. Молевич отмечает, что для такого поста очень подходит действующий председатель Самарской городской думы, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Александр Фетисов. По мнению политолога, думский спикер вполне устроит Меркушкина в роли такого «главы» при своём проверенном сити-менеджере.

Евгений Молевич считает, что заявленная цель грядущей реформы - усилить управляемость местных органов власти – это хорошо. Но он категорически не приемлет назначаемость мэров и считает, что этот новый формат «управляемого» мэра можно совместить с его избираемостью.

«Под удар поставлена избираемость мэра – а это очень плохо. Мэр как государственный служащий может избираться, здесь нет никакого противоречия, - считает г-н Молевич. - Будучи напрямую подчинённым губернатору, он должен избираться населением. Ибо мы последние зачатки демократии в стране этой реформой убиваем. А у нас авторитарности и без этого достаточно».

 

Татьяна Святкина